7 Обеспечение защищенности критически важных объектов от угроз техногенного


с. 1


7.2. Обеспечение защищенности критически важных

объектов от угроз техногенного и природного характера
Ввиду сохранения угрозы негативных воздействий природного, техногенного и террористического характера проблема обеспечения защищенности критически важных объектов и населения от воздействия указанных негативных факторов остается в числе приоритетных задач строительства Российского государства, является одним из важнейших факторов обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, повышения качества жизни населения, укрепления национальной безопасности и международного престижа Российской Федерации.

Критически важными объектами (КВО) являются объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых может привести к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики страны, субъекта или административно-территориальной единицы, существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на данных территориях, на длительный период времени.

На территории Российской Федерации функционирует около 4,5 тыс. КВО. На рис. 7.17 представлено процентное распределение КВО по федеральным округам Российской Федерации.


Рис. 7.17. Распределение критически важных объектов

по федеральным округам Российской Федерации, %
На европейской части территории Российской Федерации (в Северо-Западном, Центральном, Южном, Северо-Кавказском, Приволжском федеральных округах) сосредоточено 3/4 всех КВО Российской Федерации. Большинство (71%) критически важных и потенциально опасных объектов размещено в густонаселенных районах, в пределах крупных городов и населенных пунктов (в том числе: все действующие АЭС и хранилища отходов ядерного топлива (ХОЯТ); все химические и 70% нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий; все виды транспорта; гидротехнические сооружения; объекты коммунального хозяйства и др.).

Анализ распределения КВО на территории страны по классификационному признаку позволяет сделать вывод о преобладании на территориях всех федеральных округов техногенно опасных, пожаро-, взрывоопасных угроз, а также опасностей информационного и телекоммуникационного характера. Значимыми являются также угрозы химически опасных КВО.

В 2010 г. вся деятельность в области повышения защищенности КВО от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений осуществлялась в рамках реализации Основ государственной политики в области обеспечения защищенности населения Российской Федерации, критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений (утверждены Президентом Российской Федерации 28 сентября 2006 г. Пр-1649), решения совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол от 13 ноября 2003 г. № 4, утвержденный Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г. Пр-2192), Федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических актов на период до 2010 года, принятого Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 19 июля 2007 г. № 4), приказа МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 504 «Об утверждении паспорта безопасности опасного объекта» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2004 г. № 6218).

Формирование разумно достаточного перечня КВО Российской Федерации, обеспечение защищенности которых от угроз различного характера является приоритетным, определяет оптимальное расходование финансовых средств на мероприятия по повышению защищенности КВО. В 2010 г. МЧС России совместно с федеральными органами исполенительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведена работа, по уточнению перечня КВО из перечня исключены объекты, которые утратили (в связи с реорганизацией, ликвидацией, изменением технологических процессов и пр.) статус критически важных. По результатам корректировки перечень сократился на 8%.

В период пожароопасного сезона 2010 г., в результате принятых мер удалось защитить критически важные для национальной безопасности объекты – федеральные ядерные центры в городах Саров, Снежинск, Нововоронежскую АЭС, а также объекты энергетики, транспорта, социальные учреждения.

В 2010 г. наиболее существенными направлениями деятельности в рассматриваемой области продолжали оставаться: функционирование специальных органов управления (комиссий) по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС; обеспечение бесперебойной работы топливно-энергетического комплекса (содержание в требуемой готовности дублирующих источников энергоснабжения и необходимых запасов энергоресурсов); создание на предприятиях оптимального резерва сырья и других материалов, необходимых для функционирования объектов в случае нарушения их поставки в экстремальных ситуациях; осуществление мер защиты персонала объектов от поражающих факторов, вызываемых ЧС; создание и целенаправленное использование страхового фонда документации объектов экономики; осуществление превентивных мер противодействия ЧС; микрофильмирование документации объектов; содержание в готовности специальных сил и средств для восстановления нарушенного производства (меры противодействия землетрясениям, совершенствования гидротехнических сооружений и другие вопросы инженерной защиты населения и территорий).

Финансирование мероприятий по повышению защищенности КВО осуществляется за счет средств организаций – балансодержателей, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся КВО.

В


Рис. 7.18. Ачинский

нефтеперерабатывающий завод,

Красноярский Край (Восточная Сибирь)
целях обеспечения защищенности КВО от угроз природного и техногенного характера на объектах в 2010 г. проводились профилактические мероприятия по предупреждению и смягчению возможных ЧС. В частности, велись работы по оценке технического состояния оборудования, зданий и сооружений, исчерпавших свой нормативный ресурс; проводился контроль испытаний и допуска оборудования к эксплуатации.

В целях подготовки КВО к функционированию в условиях ЧС в течение года проводились мероприятия организационного, инженерно-технического и специального характера:

подготовка руководящего состава к действиям в условиях ЧС;

обучение персонала соблюдению мер безопасности, порядку действий при возникновении ЧС, локализации аварий и тушению пожаров;

периодическая проверка систем оповещения, дежурно-диспетчерской службы и готовности нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб;

планирование и проведение противопожарных мероприятий;

проверка состояния герметизации хранилищ и холодильников;

оснащение КВО инженерно-техническими средствами и системами охраны (периметральное ограждение железобетонными плитами с козырьком усиления, охранная сигнализация, системы контроля и управления доступом, охранное видеонаблюдение);

проведение учений и тренировок по действиям в ЧС, в ходе которых отрабатывались вопросы взаимодействия руководителей объектов и персонала с органами управления, формированиями и службами.

Проводимые мероприятия в целом обеспечивают безопасность функционирования КВО.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 12 августа 2010 г. Пр-2360 проведена работа по обеспечению дополнительных мер по предупреждению и тушению пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного населения России.

В 2010 г. МЧС России была продолжена работа по паспортизации опасных объектов.

Анализ сведений о состоянии формирования и утверждения паспортов безопасности потенциально опасных объектов (ПОО) Российской Федерации показал, что по состоянию на 1 января 2011 г. утверждены паспорта безопасности на 94% ПОО. В 6% ПОО завершается разработка паспортов безопасности: документы находятся на стадии согласования и утверждения. В Центральном, Южном, Северо-Кавказском, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах утверждено 100% паспортов безопасности, в Сибирском – 90,4%, в Уральском и Северо-Западном федеральных округах – 84,2% и 68,3%, соответственно.

Не разрабатывались паспорта безопасности на объектах, проходящих процедуру банкротства, не имеющих собственника и меняющих статус ПОО в связи с изменением технологий.

В 2010 г. в МЧС России продолжались работы по развитию и совершенствованию центров поддержки принятия управленческих решений (ЦППР) при ликвидации последствий ЧС на критически важных и других опасных объектах, наполнению ЦППР электронно-вычислительной техникой, средствами связи, разработке и внедрению специализированных программно-аппаратных комплексов мониторинга состояния КВО и моделирования ЧС, актуализации информационно-справочных массивов данных, используемых в деятельности МЧС России по предупреждению и ликвидации последствий ЧС. Так, в МЧС России завершено выполнение ряда опытно-конструкторских работ, результатом которых стали программные средства по расчету опасных факторов пожаров, взрывов и других ЧС на объектах транспорта и магистральных газо- и нефтепроводах. Данные программные средства введены в эксплуатацию в ФГУ ВНИИПО МЧС России.

В 2010 г. продолжалась работа по сбору, накоплению и обобщению сведений о составе пожарно-, аварийно-спасательных сил и средств КВО, характеристиках производств этих объектов, инфраструктуры и населенности районов, расположенных в непосредственной близости от объектов, и др. В повседневном режиме данная информация использовалась для формирования сценариев возможного развития ЧС на объектах. В режиме ЧС предполагается использование этой информации наряду с заранее наработанными сценариями в качестве основы для своевременного принятия корректных управленческих решений по ликвидации последствий ЧС на КВО.

Проведена работа по совершенствованию мер обеспечения защищенности КВО путем применения оперативной экспертной научно-технической поддержки. Для этого на базе научно-исследовательских учреждений МЧС России созданы условия для оперативной работы ученых-специалистов (экспертных советов) при возникновении критических ситуаций на КВО. Экспертные советы и средства обеспечения их работы позволяют в кратчайший срок получать и обрабатывать необходимые для формирования прогнозов развития критической ситуации данные, моделировать развитие ЧС и действия по ликвидации ее последствий.

В целях обеспечения КВО и других ПОО средствами своевременного и автоматизированного информирования персонала, населения прилегающих территорий и органов управления РСЧС о возникновении ЧС в МЧС России в рамках федеральных целевых программ «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» и «Пожарная безопасность в Российской Федерации» создан ряд программно-аппаратных комплексов таких как:

автоматизированная геоинформационная система поддержки принятия управленческих решений при ликвидации ЧС;

программно-аппаратный комплекс мониторинга состояния противопожарной защиты КВО;

программно-аппаратный комплекс определения параметров возгорания в сложных и высотных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей;

программно-аппаратный комплекс противопожарной защиты и спасения людей в учреждениях здравоохранения и социальной защиты и др.

Указанные технические комплексы служат для своевременного оповещения людей о пожаре, автоматизированной передачи информации о параметрах возгорания в диспетчерские службы пожарной охраны и аварийно-спасательных сил, управления эвакуацией людей, оперативного управления действиями пожарно- и аварийно-спасательных формирований.

Опытная эксплуатация данных комплексов проводится в Ленинградской, Омской и Тверской областях в специально развернутых для этого пилотных зонах на базе соответствующих объектов. По окончании опытной эксплуатации и доработки комплексов предполагается произвести их первоочередное внедрение в звенья системы РСЧС, отвечающих за обеспечение безопасности КВО и, в дальнейшем, произвести широкое внедрение в большинство заинтересованных подразделений противопожарных и аварийно-спасательных служб.

Проведенная в 2010 г. работа федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций – балансодержателей в области обеспечения защищенности КВО от угроз природного, техногенного характера и террористических проявлений позволила поддерживать безопасность рассматриваемых объектов на требуемом уровне в масштабах страны.

На 2011 г. основными задачами в данной области является:

мониторинг перспективных направлений развития комплекса обеспечения защищенности КВО в изменяющейся социально-экономической обстановке, своевременное внесение необходимых изменений в действующую нормативную правовую базу;

плановая инвентаризация и своевременная корректировка перечня КВО Российской Федерации с целью оптимизации применения экономических механизмов, направленных на повышение эффективности стимулирования собственников объектов для обеспечения их безопасного функционирования;

развитие и внедрение средств мониторинга состояния КВО и поддержки принятия управленческих решений с целью повышения эффективности действий при ликвидации последствий возможных ЧС;

проработка вопросов создания и развития современных экономических механизмов стимулирования реализации превентивного комплекса мероприятий по обеспечению защищенности КВО Российской Федерации.




с. 1

скачать файл