А Надевать Тефилин на голову б Накладывать Тефилин на руку в Прикреплять


с. 1 с. 2 с. 3
между глазами», что буквально делали саддукеи, помещая тфилин на лоб. Однако не все нужно понимать буквально – в языке много идиом, и только их знание дает понимание смысла. Как же узнать их значение? Или по традиции, или по контексту. От традиции они отказались. А понимание по контексту требует знаний, работы и сообразительности (а также интеллектуальной честности) – этим, в частности, постоянно занимается Раши, показывая в комментарии параллельные места, где открывается значение каких-либо слов и выражений. Так в Торе (Дварим, 14:1) говорится: «Сыны вы Б-гу… плеши не делайте между глазами вашими…». Понятно, что сделать плешь между глазами невозможно. Значит, выражение «между глазами» означает место, где растут волосы. Как и говорит традиция: тфилин надо накладывать там, где растут или росли волосы, а средняя линия их должна быть на линии, уходящей вверх между глазами (примечание редактора).

6 И есть в этом опасность (Талмуд, Мегила 24б). В общем, это очень опасно использовать религиозные предметы, изготовленные не по правилам, потому что духовная энергия идет тогда не по тем каналам (см. Ор Заруа, 565).

7 Обратите внимание, что все ортодоксальные евреи от Йемена до Новой Зеландии надевают Тефилин одинаково!

1 Некоторые ашкеназские евреи говорят два благословения, даже когда не прерывались (см. Рема в Шулхан Арухе 25:5).

2


 Поскольку благословение на ручной Тефилин относится и к головному, нельзя прерываться.

3 По многим мнением, этот закон относится, только если Тефилин снимали на долгий срок, но если сняли на несколько минут, собираясь снова надеть, новое благословение не нужно (см. Рема в Шулхан Арухе 8:14, 25:12, Каф Ахаим 25:78).


1 Примерно два метра.

2 В наше время большинство людей не носят Тефилин весь день из-за большой святости Тефилин и трудности концентрации на нем (см. ниже 4:25-26). Но мы носим Тефилин во время утренней молитвы, а если не смогли, нужно надеть его хоть на короткий срок в любое время до захода солнца.

3 См. ниже, закон 15.

4 У многих принято, что ребенок не накладывает Тефилин, пока ему не исполнится 13 лет (см. Рема в Шулхан Арухе 37:3).

5 См. наши примечания к «Законам Молитвы» 4:15.

1 Особая золотая пластинка, которую первосвященник носил на голове. На ней было написано "Свят для Всевышнего".

2 Главное Имя Всевышнего, подсказывающее, что Творец вне времени.


3 По многим мнением даже в такой позиции можно спать не больше, чем занимает пройти 50 метров (см. Мишна Берура 44:4).

4 Иначе мы боимся, что он забудет о Тефилин и станет иметь с ней сношения.

5 Если нет опасности, что Тефилин упадет.

6 Примерно 8 см.

7 Если негде оставить мешочек, чтобы его не забрали.

1 Многие считают, что для свитка Торы не помогает и два сосуда, и перед ним нужно сделать стеночку, высотой около метра (см. Шулхан Арух 240:6).

2 См. выше в сноске к десятому закону, что в наше время мало кто может сохранять святость Тефилина целый день.

3 Рабби Йеhуда hанаси, составитель Мишны.

4 Т.к. он произносит отрывки, где говорится, что нужно надевать Тефилин, а сам не надевает.

1


 В следующих двух главах Рамбам описывает законы Мезузы.

2 Т.е. каждая следующая линия короче предыдущей.

3 Т.е. верхние и нижние линии короткие, а посередине – длинные.

4 Т.е. каждая следующая линия длиннее предыдущей.

5 Мезуза считается менее святой, чем свиток Торы или Тефиллин.

6 См. наши пометки к Законам Тефилин 2:2, где мы описали, что некоторые "красные строчки" называются открытыми, а некоторые – закрытыми.

7 Рамбам считает, что на буквах «Шин», «Аин», «Тэт», «Нун», «Заин», «Гимель» и «Цадик» делают коронки только в Мезузах. По большинству мнений, и в Свитках Торы, и в Тефилин коронки тоже делают именно над этими буквами.

8 См. Законы Тефилин 1:12, линии делают без чернил – слегка продавливают пергамент, чтобы писать ровно.

9 См. Законы Тефилин 2:3.

10 Но с обратной стороны Мезузы лишние буквы не делают ее некошерной, см. следующий закон.

1


 См. Зоар 3:228б, 3:258а о мистических причинах написания этого Имени. Еще принято писать на обратной стороне Мезузы буквы, следующие за тремя Именами Всевышнего, (см. Шулхан Арух, Йоре Деа 288:15).

2 Дело в том, что последние четыре слова Мезузы: "как небеса над землей". Принято писать слова "как небеса" на предпоследней строчке, а слова "над землей" – на последней. Таким образом, слова "как небеса" находятся над словами "над землей".

3 По многим мнениям, можно вешать Мезузу на дверной косяк, даже если после закрывания двери она находится внутри, т.е. позади двери, если Мезуза во всяком случае, в дверном проеме (см. Таз и Шах в Шулхан Арухе, Йоре Деа 289:3). Разумеется, в месте, где Мезузу могут украсть, так и поступают, ее вешают так, чтобы после закрывании двери она была внутри. Но запрещено вешать Мезузу на саму дверь.

4 Мнение Рамбама, которому следуют сефардские евреи, что Мезузу нужно вешать вертикально, а, если прикрепили горизонтально, она некошерна. У ашкеназских евреев принято прикреплять Мезузу по диагонали, верхом в сторону внутренней части дома (см. Рема в Шулхан Арухе, Йоре Деа 289:6). Но если косяк слишком узкий, тогда прикрепляют Мезузу вертикально.


1 Примерно 8 см.

2 См. Законы Цицит 1:12-14.

3 Например, Мезуза, установленная на вратах города.

4 Если вначале выписан контракт более чем на месяц, по многим мнениям, обязанность наличия Мезузы наступает сразу же. Заметим, что обычай многих евреев – не жить без Мезузы ни одного дня. Многие сначала вешают Мезузы без благословения, а после тридцати дней снимают одну Мезузу, и снова вешают ее с благословением.

5 Есть опасность забирать Мезузы, когда переезжаешь из дома. Но, по некоторым мнениям, можно попросить новых жильцов либо заплатить за Мезузы, либо отдать их, повесив свои (см. Рема в Шулхан Арухе, Йоре Деа 291:2). И, конечно, если въезжающие жильцы – неевреи, Мезузу нужно забрать.

1


 Примерно два метра на два метра. Если комната длинная, но узкая, и площадь ее не меньше четырех квадратных метров, есть диспут, нужно ли вешать Мезузу, поэтому следует повесить без благословения (см. Шулхан Арух, Йоре Деа 286:13 и Шах 286:23).

2 По многим мнениям, если есть только правый косяк, Мезузу вешают без благословения (см. Шах, Йоре Деа 287:1).

3 То есть косяки не должны упираться прямо в потолок, нужна балка над ними.

4 Но если ворота у входа в дом не соединены с потолком, то Мезузу все равно вешают, если сам дом имеет крышу, см. ниже, восьмой закон. Таким образом, надо вешать Мезузу на вход во двор дома, если калитка имеет раму из двух косяков, и перекладину над ней. Но в месте, где Мезузу невозможно так установить, чтобы ее не украли, ее не вешают (см. Хазон Иш 172:3).

5 Большинство с этим спорят, поэтому если вход не имеет двери, вешают Мезузу без благословения (см. Шулхан Арух, Йоре Деа 286:15).

6 Порядка 80 см.

7 См. ниже, шестой закон.

8 Но не для животных, см. ниже, седьмой закон и наши примечания там.

9 В отличие от туалета и ванной комнаты.

10 В отличие от шатра или шалаша для праздника Суккот.

1


 В наше время большинство синагог имеют меньшую святость, и поэтому там вешают Мезузы, см. наши примечания к Законам Молитвы 11:16.

2 Этот вход назывался так из-за чуда, которое произошло с Никанором, когда он вез ворота для Храма (см. Тосефта, Йома 2:4).

3 Первосвященник жил семь дней в Храме, приготавливаясь к службе Йом Кипура (см. Мишна, Йома 1:1).

4 По большинству мнений, на двери конюшен, сараев и кладовок нужно вешать Мезузы (см. Шулхан Арух, Йоре Деа 286:1-2).

5 Там обычно сидел швейцар или охранник. По некоторым мнениям, комнатка у ворот должна иметь Мезузу (см. Шулхан Арух, Йоре Деа 286:7).

6 Поскольку внутри двора есть жилой дом.

7 Для выделки кож использовали кал собак, поэтому в помещении плохо пахло.

8 По многим мнениям, современные каюты на кораблях требуют Мезузу (см. Арух Ашулхан 286:27).

9 Но постоянные еврейские магазины, где едят владельцы в течение дня, по многим мнениям требуют Мезузу (см. Арух Ашулхан 286:26).

1 Когда соединены два дома, или у одного дома есть разные выходы на улицу, возникает вопрос о дверях внутри: в какую сторону считается вход, а в какую выход. Правый косяк при входе с одной стороны – это левый косяк, при входе с другой. В такой ситуации, один из принципов заключается в том, что петли у двери находятся обычно "внутри", т.е. дверь открывается во внутреннюю сторону. Тем не менее, это не единственный принцип. Обычно, если одно помещение главное по сравнению с другим, то считается, что "входят" именно туда. Таким образом, если коридор соединен с гостиной, вне зависимости от того в какую сторону открывается дверь, Мезузу вешают на правую сторону входа в гостиную.

2 8 см.

3 Если повесили дальше, она кошерна (см. Рема в Шулхан Арухе, Йоре Деа 289:2).

4 Измеряют треть расстояния от притолоки, и вешают Мезузу так, чтобы нижний конец был как раз над этим расстоянием.

5 Отсюда обычай целовать Мезузу при входе.

1


 В следующих четырех главах Рамбам описывает законы Свитка Торы.

2 По большинству мнений эта заповедь относится только к мужчинам (см. Рамбам, Сефер Амицвот в конце перечини положительных заповедей, Сефер Ахинух, 613-ая заповедь, см. также Шаагат Арье, 35).

3 Эта одна из немногих заповедей, полное исполнение которой очень сложно, поэтому лишь немногим удается выполнить эту мицву. Разумеется, большинство из нас не умеет, как следует писать прописные еврейские буквы, и вдобавок мы недостаточно внимательны, чтобы написать весь Свиток Торы без ошибок. Купить же готовый свиток стоит очень дорого, и человек не обязан тратить больше десятой части своего имущества на исполнение позитивной заповеди (см. Мишна Берура 666:8). Кроме этого, есть сомнения о правильном написании некоторых букв Торы, и поэтому любой Свиток Торы сегодня может содержать ошибки. В частности, последняя буква в слове "Дака" в Деварим 23:2 в некоторых свитках записана как «Алеф», а в других, как «hэй». Хотя смысл этого слова не меняется, но если одна буква неправильная, весь свиток некошерен (см. ниже 10:1). По этим причинам сегодня большинство людей не пишут свои Свитки Торы (см. Шаагат Арье 36). Тем не менее, счастливы те, кто достаточно богат и смогли нанять профессионального писца, чтобы для них написал Свиток Торы, или хотя бы смогли купить готовый свиток. Эта особая мицва и большая заслуга для тех, кто может это себе позволить. Написав Тору наилучшим возможным образом (несмотря на все сомнения о некоторых буквах), мы выполняем заповедь, как можем, и Творец не потребует от нас большего (см. вопросы и ответы Шевет Алеви 2:133). Кроме этого, когда пишут многие Свитки Торы, принято покупать – оплачивать написание в них отдельных букв, слов, предложений или глав. Таким образом, все покупатели как бы становятся партнерами в этих свитках, и по некоторым мнениям выполняют заповедь (см. Питхе Тшува, Йоре Деа 270:1). Более того, основная идея мицвы написания Торы в том, чтобы ее изучали, и сегодня, при покупке любых религиозных еврейских книг, мы выполняем хотя бы дух, а, может, и букву этого закона (см. Дриша и Приша, Йоре Деа 270:8).

4 Аазину – вторая из песен Торы, см. десятый закон.

5 Кроме этого, вся Тора называется здесь «песнью» (см. Арух Ашулхан 270:1).

6 До этого свиток не был кошерным, а после его проверки и исправлений стал кошерным.


1 В принципе свиток Торы можно написать очень маленького размера, и носить его, даже повесив на шею. И есть очень маленькие свитки.

2 См. Законы Тефилина 1:12, линии делают без чернил, просто продавливают пергамент, чтобы писать ровно.

3 Гвиль и Клаф – это типы кожи, см. Законы Тефилина 1:6.

4 Имеется в виду самая маленькая буква - это "Йод".

5 Не следует уменьшать буквы, чтобы они помещались в определенном месте. Но сегодня во многих свитках делают некоторые буквы более широкими, чтобы они заканчивались в конце колонки (см. Арух Ашулхан 273:9).

6 По большинству мнений, не разрешается писать больше чем две буквы между колонками (см. Шах, Йоре Деа 273:4).


1 В Святом Языке нет заглавных букв, но в Свитке Торы есть отдельные буквы, которые пишут меньше нормального размера, и другие, которые пишут больше. Во всей Торе есть несколько десятков таких букв. У наших мудрецов была традиция, что подсказывают эти маленькие и большие буквы, и бывает, что есть разные объяснения этих подсказок в комментариях к Торе (см. также Мидраш Отиёт Дераби Акива).

2 Над некоторыми буквами в Торе ставят точки.

3 Сегодня не принято писать никакие буквы с извилинами и крючками (см. также Вопросы и ответы Хатам Софер, Йоре Деа 265).

4 Как мы упомянули выше 2:9, есть семь букв, у которых коронки с тремя палочками. Также существует шесть букв с коронками из одной палочки. Что касается букв с коронками из семи палочек, сегодня не принято писать такие буквы.

5 Буквы в Святом Языке всегда пишутся раздельно.

6 См ниже 8:1-2.

7 Сегодня принято во многих свитках писать по 42 строки (см. Арух Ашулхан 273:22).

8 В Торе есть две песни: в книге Шемот (15:1-18) – песня, которую пел наш народ после чуда рассечения моря и победы над египтянами, и в книге Деварим (32:1-43), песнь Аазину, где Моше предупредил наш народ о наказаниях, которые постигнут его, если мы оставим соблюдение заповедей. Существуют особые способы написания песней в Торе, см. ниже, одиннадцатый закон.

1 См. выше, 2:3.

2 В нескольких местах в Торе написано одно слово, а читают по традиции другое. Но если записали то слово, которое читают, свиток некошерен.

3 Рамбам описывает в восьмой главе, что песнь в книге Шемот (15:1-18) пишут, в форме кирпичной стены, т.е. в каждой второй строке пишут по три фразы, а в остальных строчках между ними – по две фразы:

________ _________ ________

_________ ________

________ _________ ________

_________ ________

Песнь в книге Деварим (32:1-43) пишут просто как две колонки текста.



4 После стирания лишней буквы, делают соседние буквы немного длиннее, чтобы не было пробела (см. Йоре Деа 279:4).

5 Можно писать только свиток, содержащий как минимум целую книгу: Берешит, Шемот, Вайикра, Бемидбар или Деварим. Сегодня нет запрета на написание отдельных частей или стихов Торы, и все наши Сидуры содержат отдельные стихи Торы и отрывки из нее. Этот запрет отменили наши мудрецы в тот же период времени, когда разрешили записывать части Устного Закона (см. Шах Йоре Деа 283:3 и Таз 283:1)

1


 Существует 12 коротких книг пророков, которые все вместе пишутся в одну книгу (Хошеа, Йоэль, Амос, Овадия, Йона, Мика, Нахум, Хабакук, Цефания, Хагай, Зехария и Малахи).

2 Псалмы Давида.

3 Притчи Шломо.

4 Эклизиаст.

5 Песнь Песней.

6 Эйха (плач Йеримеи).

7 Мегилат Эстер.

8 Самую большую святость имеет Тора, содержащая пять книг Моше. Свиток, содержащий весь Танах, или наоборот, только одну из книг Моше имеет гораздо меньшую святость, и его не читают в общине.


1 В такой ситуации убирают один лист пергамента целиком, и пишут новый.

2 Месора – это особая мудрость точного написания правильных свитков Торы. Обычно в Месоре даются способы, как не перепутать написание слов. Например, такое-то слово три раза появляется в полной форме, а в остальных случаях – в короткой. Нередко утверждения мудрецов Месоры интерпретируют не только как способы запомнить, как писать слова, но говорят, что в их знаках существуют и подсказки в понимании текста (см. комментарии Бааль Атурим к Торе).

3 Один из великих мудрецов Месоры, живший на Святой Земле за 200 лет до Рамбама.

4 Ниже Рамбам опишет, как он писал свой свиток.

1 Пергамент Свитка Торы имеет две палочки с двух концов, см. четырнадцатый закон.

1 См. выше, 1:6.

2 Пусть лучше человек собирает цедаку (пожертвования), но не продает свиток. Но, конечно, если ему не дают цедаку, он продает свиток, чтобы не умереть от голода.


1 Также, любые книги или листы, содержащие Имена Творца, запрещено выбрасывать, (см. Рамбам, Йесодей Атора 6:1-2). Заметим, что по многим мнениям нельзя выбрасывать даже черновик, на котором написали какой-то пример из закона Торы, и его требуется похоронить (см. Шеелат Рав Рава Хаима Каневского).

2 У этих предметов не такая же святость, как у Свитка Торы, но и они обладают определенной святостью, как и сама синагога (Шулхан Арух, Орах Хаим 154:6).

3 Продавать предметы святости можно, только если покупают на эти деньги предмет еще большей святости (см. Рамбам, Законы Молитвы 11:14).

4 Агада обычно объясняет разные непонятные стихи письменной Торы или преподает моральные уроки и поучительные истории. Множество глубоких секретов Кабалы подсказаны простым и, на первый взгляд, даже наивным языком Агады.

1 Рамбам говорит о случае, когда стены туалета или бани были сделаны только для этого здания. У современных туалетных и ванных комнат внутри квартиры или синагоги, стены и двери также служат для самой квартиры или синагоги. Поэтому не требуется отходить от них на расстояние, достаточно просто выйти из них (см. Мишна Берура 83:5).

2 Примерно два метра.

3 Вдобавок, сам пергамент свитка нельзя брать голыми руками. Если нужно его подвинуть, его берут через Талит.

4 Но если Свиток Торы положили на что-то высотой в 8 см., тогда можно садиться рядом.

5 Примерно 80 см.

6 Женщина, во время и после менструации, пока не окунулась в микве.

7 Стоять голым и перед другими святыми книгами нельзя (см. Вопросы и Ответы Рамбама, 7 и Маген Авраам 45:2).

8 80 см.

с. 1 с. 2 с. 3

скачать файл