А в последствии это слово превратилось в «буряты» истало этническим


с. 1
Буряты. Первоночально они назывались « баргуты» - «лесной народ», а в последствии это слово превратилось в «буряты» и стало этническим наименованием бурятского народа.

Основное занятие бурят - Скотоводство. Буряты разводили лошадей, крупно рогатый скот, овец, баранов. Буряты были прекрасными наездниками и искусно владели луком.

Кузнечное дело – древнее ремесло бурятского народа. При изготовлении ювелирных изделий применялись такие приемы, как насечка, чеканка, штамповка, гравировка, серебрение и золочение. Жили буряты в юртах. Юрты были войлочные и деревянные. Войлочная юрта состоит из деревянных решеток, связанных между собой. Размер юрты зависел от количества решеток. Деревянные юрты имели покатую крышу и чаще всего строились в восемь стен из круглых лиственничных или половинчатых бревен, уложенных в 12-14 рядов. Диаметр юрты достигал 10 метров.

Внутри юрта делилась условно на две половины. Налево от очага было место хозяина, направо - место хозяйки. Над очагом на треногом тагане стояла чаша, в которой варили мясо, кипятили молоко и чай. Одежда буря была из обработанной кожи, шкур, овчины и т.д. шились унты как мужские, так и женские. Женские унты отличались лишь легкостью и изяществом. Носок украшался орнаментом. Многочисленные украшения являлись характерной чертой женского костюма.

Древняя религия бурятов - Шаманизм. Атрибутами шамана были: головной убор (железный венец с рогами изюбра из железа, с которых свисали подвески, ленты, шкурки зверей), бубен круглый, обтянутый шкурой козы, косули, лошади и колотушка

Тофалары — аборигены центральной части Восточного Саяна, самая малочисленная этническая группа, проживающая в Нижнеудинском районе Иркутской области. Населяют покрытые тайгой северные склоны Восточного Саяна в бассейне р. Бирюса, Уда, в основном в пос. Альгджер, Нерха и Верхняя Гутара.

Прежнее название — карагасы. Современное название представителей этого народа — тофалар — тюркская форма множественного числа самоназвания — тофа.

В языке выделяют западные и восточные группы говоров. В конце первого тысячелетия н.э., продвигаясь из горно-степных районов Южной Сибири в Восточные Саяны, проникли тюркские племена, предки тофаларов. Тюрки приспособились к новым природным условиям, заимствовали материальную культуру местного населения и внесли элементы своей.

Традиционное хозяйство основано на оленеводстве, охоте, собирательстве и рыболовстве.

Как правило, каждая семья имела несколько десятков оленей и лишь немногие — свыше 100 голов. Животных пасли поблизости от стойбища без присмотра пастухов; загонов не делали. На оленях-быках ездили верхом, на важенках перевозили, используя специальные вьючные седла, переметные сумы (барба).

Главным объектом охотничьего промысла были крупные копытные, пушные звери, а также медведь и дичь. Копытных добывали круглый год. Косуль отстреливали вблизи стойбища, а за другими копытными уходили нередко за десятки километров, на несколько дней. Для промысла маралов в период гона (сентябрь) использовали специальные деревянные дудки (мургу), имитирующие крик самца перед боем с «соперником»; применяли самострелы и ловчие ямы. Существовали и облавные охоты с применением засек.

Осенью заготавливали на зиму съедобные коренья, кедровые орехи, всевозможные ягоды, черемшу, ревень, дикий лук.

Рыбу ловили сетью били острогом , багром, а также устанавливали ловушки - морды. Крупную рыбу били из ружья.


Эвенк – дитя природы. Охота – главная отрасль хозяйства. Среди охотничьих орудий преобладали лук со стрелами, копьё и пальма – железный тесак на длинной ручке, заменявший одновременно нож, топор и копьё. Эвенки использовали пассивный способ охоты, когда по тайге расставлялись ловушки и активный способ охоты. Охотники использовали камусные лыжи и лыжи – голицы. В комплект снаряжения пешего охотника входили: поняга – наспинная дощечка, снежные очки, нож в ножнах. Рыбу били острогами и лучили с лодок – берестянок или долблёнок. Единственным прирученным животным был олень, служивший основным транспортным средством при перекочёвках и на промысле. Транспортные средства: Нарты использовались двух типов: легковые (со спинкой) и грузовые (без спинки). Жилище: Чум – был единственным жилищем эвенков, максимально приспособленным к постоянным кочёвкам. Переносной конический чум имел остов из 2-4 жердей, на которые крепился каркас из 40 шестов.

В центре был очаг, за очагом почётное место для гостей, по бокам постель и полочки для хранения продуктов и посуды. Голомо – зимнее жилище это Чум из расколотых пополам брёвен, засыпанный в нижней части на зиму снегом или землёй. По форме может быть круглым или четырёхгранным. Летний чум покрывался вываренной берестой (берестяной чум) или корой лиственницы (корьевой чум). На стойбище помимо чума находились также небольшие лабазы, для складирования вьючных сум, сёдел, продуктов.

Домашняя утварь эвенков была приспособлена к кочевому быту. Она отличалась прочностью, лёгкостью и малыми габаритами. Утварь изготавливалась из бересты, дерева, кожи и роговой кости. Покупную утварь составляли котлы, чайники, чашки для чая. Вьючные сумы делались из бересты, затем обшивались шкурой и расшивались тканью, бисером, кисточками. Традиционный костюм эвенков состоял из несходящегося на груди кафтана, нагрудника, штанов, шапки и унтов. Старинный эвенкийский костюм в настоящее время совершенно вышел из обихода, его можно видеть только в музеях. Мужчины занимались охотой, изготавливали изделия из дерева, кости и металла, делали нарты, лодки. На женщинах лежали обязанности ухода за детьми, приготовления пищи, поддержания порядка в чуме и вокруг его. Также они выделывали шкуры, шили из них одежду, обувь, делали посуду и сумки из бересты. В семье обычно было от 3 до 7 детей. Во время перекочёвок детей перевозили в специально приспособленной для этого колыбели. К колыбели подвешивали различные обереги в виде зубов оленят, монеты, когти животных. Эвенки были шаманистами, они верили в то, что мир окружён и наполнен добрыми и злыми духами, контакт с которыми поддерживает шаман.
с. 1

скачать файл