Аномия и самоубийство в творчестве Э. Дюркгейма


с. 1
УДК 316.2; 316.6

Аномия и самоубийство в творчестве Э.Дюркгейма
Сомхишвили К.О.

Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д.15,

Пермский государственный университет

E-mail: Skristina13@.inbox.ru


«прежние боги стареют и умирают, а новые ещё не родились…»

Э. Дюркгейм


Указаны основные положения теории Э.Дюркгейма об обществе. Даны основные типы солидарности. Описан процесс разделения труда, с точки зрения Э.Дюркгейма. Рассмотрено понятие аномии. Выделены четыре типа самоубийств: аномичное, эгоистическое, альтруистическое и фаталистическое.

Ключевые слова: самоубийство, аномия, аномичное самоубийство, эгоистическое самоубийство, альтруистическое самоубийство, фаталистическое самоубийство, индивид, разделение труда, нормы, ценности, солидарность.


Эмиль Дюркгейм – один из общепризнанных классиков социологии как науки. Влияние этого учёного заметно отразилось практически во всех отраслях социологии, оказало влияние на формирование социологии во многих странах. Он был одним из тех, кто обосновал необходимость в социологии как в науке, доказав, что общество – это реальность особого рода. Внёс вклад в понятие общества как ценностно-нормативной системы. Исследования Дюркгейма – это образец теоретического и эмпирического подхода. Именно благодаря Э.Дюркгейму социология во Франции стала университетской дисциплиной. Основал один из первых социологических журналов.

С именем Э. Дюркгейма связан процесс институционализации социологии на европейском континенте, её преподавание как самостоятельной учебной дисциплины. Основной категорией в социологи Э.Дюркгейма выступают социальные факты, которые он предлагает рассматривать как «вещи». Он говорил о том, что к этим социальным фактам нужно занимать определённую мыслительную позицию, а не относить их к той или иной категории реальности. Социальные факты имеют два отличительных признака: «Они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие»[1,с.134]. Социальные факты прямо выходят за пределы сознания и фиксируются в обрядах, которые принимают вид императивов, иногда индифферентных, священных или все же приемлемых для большинства. Именно социальные факты Э.Дюркгейм считал предметом социологии.

Общество для него выступает как реальность особого рода, которая несводима ни к одной другой, обладает высокой прочностью и устойчивостью. Общество рассматривается в первую очередь как сфера солидарности и согласия. Как ценностно-нормативная система, она не представляет собой простую сумму частей, сумму индивидуальных сознаний, а предполагает систему из ассоциаций, реальность, наделённую особыми свойствами. По Дюркгейму, социальная реальность в виде общества признаётся главенствующей относительно индивидуальной, которая признаётся вторичной.

Важное место в теории Э. Дюркгейма занимает «социальная функция». Под социальной функцией он понимает отношение соответствия между явлением или процессом и определённой потребностью социальной системы[1,с.51]. Такое понимание можно сравнить с действием, функциями органов в организме. Исследование социальной функции Э. Дюркгейм считал главной познавательной функцией социологии. Он исходил из принципа функциональной обусловленности социальных явлений и процессов.

Главной темой социологии Э. Дюркгейма можно считать - тему социальной солидарности, которая для него была синонимом общественного состояния. Если решить проблему социальной солидарности, то можно дать ответ на вопрос, какие связи объединяют людей в общества. По Э.Дюркгейму, солидарность может быть двух типов: механическая и органическая. «Сегментарным» обществам, то есть обществам архаического типа, присуща «механическая солидарность». При механической солидарности индивидуальные сознания полностью растворяются и исчезают в коллективном сознании. «Организованным», или, иными словами, развитым обществам свойственна «органическая солидарность», система функциональной взаимозависимости. Солидарность крепче, если объем коллективного сознания совпадает с объемом индивидуальных сознаний. Если коллективное сознание более интенсивно и более четко выражено, тогда нет места для индивидуальности. Коллективное сознание регламентирует всю жизнь индивида без остатка. Но это характерно для обществ с «механической солидарностью». Для обществ с «органической солидарностью» характерны новые формы коллективного сознания, оно изменяет своё содержание. Объём коллективного сознания уменьшается, но оно не исчезает совсем, оно становится ориентированным на индивида. Разделение труда определяет переход от первого типа ко второму. Но при переходе во втором типе могут свободно существовать элементы первого. Таким образом, механическая и органическая солидарность по Э.Дюркгейму являются звеньями одной эволюционной цепи. Продуктом неполноты перехода от механической к органической солидарности является аномия.

Главный тезис Э. Дюркгейма состоял в том, что разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, все более и более исполняет роль, которую некогда исполняло общее сознание, оно, главным образом, удерживает вместе социальные агрегаты высших типов. Помимо исследования функций и раскрытия причин разделения труда, Э. Дюркгейм ставил перед собой задачу выделить и классифицировать его главные аномальные формы.

Причину разделения труда Э. Дюркгейм видел в росте народонаселения и усложнении социальной жизни общества. Разделение труда, таким образом, становится единственной возможностью сохранения общества. Так как общество держится на социальной солидарности, на морали, то иные методы избегания проблемы, такие как преступления и войны, оказываются неприемлемыми и невозможными. Все оказываются связанными единой системой общественных отношений, каждый чувствует свою зависимость от другого. Разделение труда становится той силой, которая «держит» общество, которая не даёт ему рассыпаться на мелкие части.

У Э. Дюркгейма наблюдается отождествление нормального и оптимального обществ. Нормальное общество – это общество с развитым экономическим планированием, нормативной регуляцией отношений, в котором всё подчиняется нормам и установленным правилам. Соответственно нормальными формами разделения труда, по Дюркгейму, будут соответствие между трудом и капиталом и производство. Однако, в противовес нормальным формам разделения труда, выделяются ненормальные формы разделения труда. К ненормальным формам разделения труда Э. Дюркгейм относит рост противоречия между трудом и капиталом и анархию производства. И соответственно этим аномальным формам разделения труда он выводит такие проблемы капитализма как аномия, социальное неравенство и неадекватное разделение труда.

Неравенство, по мнению ученого, ведет к нарушению социальной солидарности, неравноценному обмену. Однако он не писал о том, что неравенство будет когда-то устранено, но считал, что оно изменит свою форму. Неадекватное разделение труда может возникнуть тогда, когда отсутствует координация действий. Решить эту проблему он предлагает путём интенсификации и организации труда. Как показывает современная ситуация, это предположение опровергается практикой. В капиталистическом обществе неравенство заложено изначально, так как предполагается свободная конкуренция.

Аномией Э. Дюркгейм обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились. Общество в такие периоды переживает состояние кризиса, получается, что отсутствуют ценностно-нормативные установки деятельности, а если и зарождаются новые, общество ещё их не использует для регулирования отношений. Наблюдается отсутствие явных жизненных ориентиров.

Общество не в состоянии в один момент приучить всех своих членов жить и действовать по новым законам и правилам. В момент общественной дезорганизации, будет ли она проходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека[2,с.155]. Для того, чтобы нормы и правила устоялись, вещи и понятия заняли своё конкретное место в сознании членов общества, должен пройти достаточно длительный период времени.

Покровский Н.Е, характеризуя многообразие спектра социальных девиаций в обществе, отмечает: «Аномия заявляет о себе присутствием, прежде всего, разнообразного и постоянно расширяющегося спектра социальных девиаций. К числу легко наблюдаемых и определяемых «индикаторов» аномии можно отнести рост преступности, социальный хаос, «смятение душ», неясность жизненных целей, резкое снижение предсказуемости во времени тех или иных явлений, связанных с данной социальной системой, возрастание значимости материальных ориентации, как противоположных нравственным и духовным»[3,с.153]. Это понимание аномии также отражает те основные характеристики, которые выделял Э. Дюркгейм. Для Э.Дюркгейма аномия является следствием социальной дезорганизации и, поскольку общество находится в состоянии отсутствия установленных и закреплённых ценностных ориентиров, начинают проявлять себя неясность жизненных целей, падение авторитета нравственных и духовных ценностей.

Необходимое условие аномии – расхождение между двумя рядами социально порождаемых явлений: потребностями, интересами и возможностями их удовлетворения[4,с.100]. Устойчивое и сплочённое общество в состоянии противостоять аномии, способно победить её. В традиционных обществах человеческие возможности и потребности были достаточно небольшими, с ходом социального развития социальная деятельность усложняется, возрастает роль индивидуализации, но одновременно оказываются подорванными моральные границы, общественный, коллективный надзор. Аномия воспроизводится за счёт отсутствия жизненных целей и ориентиров.

Одним из явлений, напрямую связанных с состоянием аномии в обществе, является конкретный вид отклоняющегося поведения – самоубийство. В 1897 году Дюркгейм издаёт книгу с названием: «Самоубийство: социологический этюд». На данный момент, это пожалуй единственное фундаментальное социологическое произведение по данной проблематике. Дюркгейм определяет и даёт описание факторам внесоциального характера, которые могут повлиять на частоту самоубийств, социальные причины и социальные типы или виды самоубийств, рассматривает самоубийства в социальном аспекте, делает практические выводы.

Аномия, по Дюркгейму, является в наших современных обществах, регулярным и специфическим фактором самоубийств, отличным от всех других типов самоубийств.[5,с.75] Э. Дюркгейм выделяет всего четыре основных типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномичное и фаталистическое.

Дюркгейм говорил об отсутствии зависимости между количеством добровольных уходов из жизни и улучшением или ухудшением благосостояния страны, движения цен. Да, безусловно промышленный и финансовый кризисы имеют усиливающий эффект на количество самоубийств, но потому, что они несут разрушение общественного строя, представляют для него реальную угрозу. Не только негативные отклонения влияют на динамику самоубийств, но и позитивные. Резкие изменения в лучшую сторону оказывают тот же эффект.

«Всякое живое существо может быть, а тем более чувствовать себя счастливым, только при условии, если его потребности находят себе достаточное удовлетворение»[6,с.224]. Желание жить, стремления и потребности непосредственно связанны между собой. Если у человека его стремления не находят себе удовлетворения, то они неизбежно начинают приносить страдания, человек стремится избавиться от этого стремления и тогда оно атрофируется. Желание жить - это своеобразная совокупность всех желаний, производная от них. Следовательно, оно не может остаться на прежнем уровне, так как при усилении стремлений, усиливается само желание жить и, наоборот, при ослабевании стремлений ослабевает желание жить. Однако эти потребности не имеют границ для человека, если потребности и стремления не будут регулироваться внешней средой, то они станут представлять собой «бездонную пропасть». О гармонии стремлений и потребностей человека можно говорить только тогда, когда они удовлетворяются. Только общество способно регулировать стремления людей за счёт ценностей и норм, установленных в нём. Общественное мнение приводит социальные функции к чёткой иерархии. Следовательно, если человек дисциплинирован и признаёт коллективный авторитет, то он сам чувствует уровень, выше которого его требования не должны подниматься. Люди должны быть убеждены, что занимают именно то место, которое должны. Однако дисциплина любого рода может быть полезной когда люди и общество в целом признают её справедливой.

При аномичном самоубийстве решающую роль играют исключительно индивидуальные страсти, которые не встречают на своем пути никакого сдерживающего фактора. Они касаются переживаний индивида, вызванных его дезадаптацией в социальной среде.

Аномия не проявляет себя в виде перемежающихся приступов в коммерческом и промышленном секторах, она является хроническим явлением. Вплоть до настоящего времени целая система моральных сил имела своей задачей дисциплинировать промышленные отношения.[6,с.235] В зависимости от времени на процесс установления дисциплины влияли различные факторы. Вначале религия призывала смириться со своим положением, со своей судьбой или ограничиться от излишеств, потом правительственная власть, играющая роль посредника между различными социальными функциями.

Э. Дюркгейм говорит, что в разумно дисциплинированном обществе отдельный индивид легче переносит все удары судьбы, он изначально приучен к умеренности поэтому намного легче переносит лишения или резкие подъёмы. Дезорганизация сама является причиной всякого рода авантюр.

Помимо экономической, у Э. Дюркгейма выделяется домашняя аномия. Дюркгейм выводит закон о том, что брак более защищает женщину от самоубийства, если распространён в данном конкретном обществе институт развода. Отсюда следует, что мужья способствуют увеличению количества самоубийств в странах с часто практикующимися разводами, они чаще убивают себя, чем женщины. Однако, нет объективных доказательств своеобразного «иммунитета» у жены от самоубийств в ситуации развода. Также Дюркгейм не находит доказательств тому, что число супружеских раздоров и увеличение числа самоубийств пропорционально связанны. Тогда можно предположить, что сам институт развода своим влиянием на брак подталкивает людей к самоубийству.

Дюркгейм выводит следующие факты, касающиеся домашней аномии:

1) только при наличии развода мужей может иметь место настоящая брачная неустойчивость. Раздельное жительство только ограничивает брак, а развод его разрушает. Следовательно, разведённые в большей степени будут страдать от этой специфической аномии, чем супруги живущие раздельно;

2) если столь сильная степень наклонности к самоубийству, наблюдаемая у холостяков, в известной своей части зависит от половой аномии, то именно в тот момент, когда половое чувство находится в состоянии наивысшего возбуждения, она должна ощущаться сильнее[6,с.253]. Женщины же мало подвержены такого рода аномии.

Для эгоистического самоубийства характерен, как это следует из самого названия, эгоизм, который будет являться не вспомогательным средством, а не непосредственной причиной. Такой тип самоубийства связан с моментом, когда индивид резко отдаляется от общества, но всё ещё ощущает на себе его влияние. Чувство оторванности может наблюдаться не только у индивидов, но и у коллектива, так как помимо индивидуального настроения существует коллективный дух, который способен повлиять на виденье предметов, окрасить их либо в яркие, либо в тёмные тона. По своей натуре человек двойственен, в нём одновременно присутствуют и биологическое, и социальное, этим объясняется стремление индивидов не отделяться от общества. Однако люди утрачивают основания дорожить своей жизнью, которая могла бы их удовлетворить, но не соответствует больше ничему в действительности, а та, что соответствует действительности, не удовлетворяет больше их потребности. Чем сильнее индивид отдаляется от общества, тем дальше он уходит от жизни. Крайний индивидуализм не только благоприятствует совершению самоубийства и устраняет ему препятствия, сдерживающие стремление людей убивать себя, но и сам генерирует это стремление.

В рамках эгоистического самоубийства Э. Дюркгейм устанавливает следующие три положения:

1) число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции религиозного общества;

2) число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции семейного общества;

3) число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции политического общества[6,с.185].

Если при отделении от общества у человека зарождается мысль о самоубийстве, тогда, то же самое должно происходить, если общество поглощает индивида без остатка. При альтруистическом самоубийстве человек не принадлежит самому себе, он смешивается с чем-то другим, центр его деятельности находится вне его существа, но внутри той группы, в которой он находится. Характерным для данного типа самоубийства будет то, что оно совершается ради долга, тогда можно выделить подтип обязательного альтруистического самоубийства.

Также существуют три категории альтруистического самоубийства: самоубийство людей престарелых или больных (чаще всего, чтобы не обременять родных), самоубийство жён после смерти мужей, самоубийство рабов или слуг при смерти хозяина или начальника. Эти категории относятся по большей части к самоубийствам первобытных народов, или народов, не отбросивших эти обычаи прошлого.

Самоубийства могут совершаться не только с целью избежать позор, но и с целью завоевания большого уважения. Если общественное мнение относится к самоубийству благосклонно, то считалось бы добродетелью не дорожить своей жизнью, уход из жизни заслуживал бы повалы. Отречение от жизни считается в таких условиях вполне нормальным и даже приветствовалось.

Дюркгейм говорит об армии приводя пример среды, где альтруистическое самоубийство может считаться явлением обыденным. Он выводит положения о том, что: коэффициент увеличения самоубийств среди военных тем выше, чем меньше общая масса гражданского населения проявляет склонность к самоубийству и наоборот; специальные, избранные войска обладают наибольшим коэффициентом возрастания самоубийств.

В противовес аномичному самоубийству ставится фаталистическое самоубийство. Этот вид самоубийства возникает в связи с усиленным контролем со стороны группы. С избытком постоянной регламентации, которая становится невыносимой. Чрезмерный контроль общества над индивидом, повсеместное, гнетущее регулирование, физический или моральный деспотизм создают невыносимые условия для жизни индивида. Э.Дюркгейм приводит в пример самоубийства среди рабов.

В работах Э.Дюркгейма большое внимание уделяется теме социальной солидарности. Им было выделено два типа солидарности: «механическая» и «органическая». Переход от одного типа к другому определяется разделением труда. К ненормальным формам разделения труда Э.Дюркгейм относит социальное неравенство и аномию. Аномия – это отсутствие ценностей и нор, способных регулировать общественные отношения. Необходимое условие аномии – это расхождение между потребностями и возможностями их удовлетворения. В рамках аномии Э.Дюркгейм выделял аномичное самоубийство. При аномичном самоубийстве решающую роль в принятии решения уйти из жизни играют исключительно индивидуальные страсти. Этот вид самоубийства связан с переживаниями индивида, вызванными его дезадаптацией в социальной среде. Помимо аномичного самоубийства Э.Дюркгейм выделяет ещё три вида самоубийств: эгоистическое, альтруистическое и фаталистическое. При эгоистическом самоубийстве причины кроются в отделении человека от общества. При альтруистическом самоубийстве человек не принадлежит самому себе. Данный тип самоубийства совершается ради долга. Фаталистическое самоубийство порождается повсеместным, гнетущим контролем со стороны группы.

Таким образом, Э.Дюркгейм первым попытался дать классификацию самоубийств посредством обнаружения общих черт у различных суицидальных актов, он также выдвинул перечень основных фактов, влияющих на изменение количества самоубийств. Во многом, положения Дюркгейма находят своё отражение и в современной статистике, однако многие из его положений оказываются опровергнутыми. В объяснении самоубийств слишком большое влияние уделяется коллективным силам и наклонностям. Говорится о непосредственном влиянии общества на индивида, но упускается момент влияния индивида на общество. Несмотря на несостоятельность некоторых положений, концепция, предложенная Э.Дюркгеймом, и по сей день остаётся наиболее проработанной при анализе самоубийств.


Библиографический список

  1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991 – 575с.

  2. Ковалева А.И., Аномия.// Знание.Понимание.Умение. 2005 №4. С.155 – 156.

  3. Михайлов А. Теоретико-методологические основы явления девиации. //Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. № 2. С.153 - 156.

  4. Кочьян В.Н. Аномия в системе вертикальных социальных перемещений подрастающего поколения.// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 11. С.96 - 100.

  5. Громов И. А., Мзцкевич А. Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. – М.: «Ольга», 1996 – 286с.

  6. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер. с фр.; Под ред. В.А. Базарова. – М.: Мысль, 1994 – 399с.


Anomy and suicide in E. Durkheim's creativity
Somchishvily K.O.

Perm State University



Russia, 614990, Perm, Bukirev nom. St., 15
Substantive provisions of the theory of E. Durkheim about a society are specified. The basic types of solidarity are given. Process of division of labor, from the point of view of E. Durkheim is described. The concept of an anomy is considered. Four types of suicides are allocated: anomy, egoistical, altruistic and fatalistic.

Keywords: suicide, an anomy, anomy suicide, egoistical suicide, altruistic suicide, fatalistic suicide, the individual, division of labor, norms, values, solidarity.
с. 1

скачать файл