Экологическое воспитание школьников во внеурочное время в рамках


с. 1
Орлова Т.М.

п. Приобье


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ

ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Экологическое воспитание стало неотъемлемой частью содержания среднего образования. Почему же так важно на современном этапе экологическое воспитание, несмотря на большие успехи в познании Вселенной? Казалось бы, расшифрованы материальные основы наследственности, и уже завершается составление генетической карты человека. Поставлен надежный заслон инфекциям, ранее уносившим многие миллионы жизней детей и взрослых, таких как дифтерия, коклюш, столбняк и др.

На фоне действительно впечатляющих достижений человечество встретилось с проблемами не только регионального значения, но и глобального характера. Что же случилось с природой? В нее вторгся человек. Единственный путь спасения человечества от экологической катастрофы – это перестать отделять себя от природы и не считаться с ее законами. Каждый ребенок должен почувствовать себя единым целым со всем миром. Природа – вот наиболее полный и универсальный источник знаний о том, что такое жизнь. Моя задача как учителя биологии научить детей грамотно пользоваться гениальным «толковым справочником», не просто смотреть, но и видеть, не просто слушать, но и слышать, а сильные чувства рождают глубокие мысли, и возникает осознание неразрывной связи с окружающим миром.

Вопросы охраны окружающей среды наиболее понятны и близки учащимся при изучении самого близкого и доступного – своей местности. Именно знания о своей малой Родине вызывают в детях пытливый интерес ученого – натуралиста, воспитывают патриота, гражданина.

Для реализации этой задачи мною разработана программа «Малая Тимирязевка» одна из лучших конкурсных программ летнего отдыха учащихся проводимого при Управлении Образования и молодежной политики Администрации Октябрьского района. Основой для создания названной программы был многолетний опыт работы учителей естественного цикла.

Ежегодно под их руководством проводится акция «Земля - наш дом». Традиционными мероприятиями акции являются выпуск экологических газет, конкурса рисунков, плакатов «Природа в опасности!», конкурс «Нетрадиционной моды» - демонстрация костюмов из бросового материала, посадка деревьев на территории школьного двора, а так же операция «БУМ» - большая уборка мусора.

Началом целенаправленной работы по изучению экологической обстановки своей местности в нашей школе был проведен экологический мониторинг пришкольного участка и мониторинга улиц поселка «Раны родной земли», а по итогам мониторинга была проведена научно практическая конференция. На конференции учащиеся выступали с предложениями по улучшению состояния близлежащих территорий.

В следующем году во время месячника в школе прошла ролевая игра - экологический мониторинг «Родная школа». В ходе мероприятия проведен аудит школьного двора, классных помещений, конкурс проектов «Новое лицо школьного двора», микроисследования по состоянию снега, почвы. Оказалось что, несмотря на отсутствие крупных промышленных предприятий на территории поселка, в пробах присутствуют ионы свинца, причем его концентрация в почве намного выше нормы. На основании результатов сделан прогноз о том, что данная аномалия может иметь непредсказуемые результаты в состоянии здоровья жителей поселка.

Важную роль в системе экологического образования играет посещение особо охраняемых природных территорий. В нашем Октябрьском районе более 20 лет существует Унторский государственный заказник, в котором сохраняются типичные экосистемы, биоразнообразие, уникальный генофонд живых организмов. На протяжении пяти лет были организованы экологические экспедиции школьников, в которых принимали участие особо одаренные дети в разных областях знания, а также дети из социально не защищенных семей. Интерес к исследовательской работе у школьников очень высок, кроме этого были внесены в программу дополнительные элементы туризма, что значительно расширило возможности воспитательного воздействия на детей. Ведь именно во внеурочное время, в полевых условиях подростки не только овладевают знаниями и умениями, но и развивают мышление, эмоции, волю, деятельность по уходу и улучшению природной среды.

В экспедиции школьники усваивают культуру научной работы: умение вести полевой дневник, собирать образцы, уметь их подготовить для дальнейших экспериментов. Наконец, в тесном экспедиционном коллективе усваиваются нравственные правила: взаимопомощь, взаимоуважение, терпимость. Укрепляют здоровье, приобретают навыки выживания в экстремальных условиях.

В начале работы над программой мы обратились к руководителю заказника Медведеву М.А., встретили в его лице взаимопонимание всестороннюю помощь и поддержку.



Цель программы:

Создать условия для развития познавательного интереса к природе родного края.



Научить видеть экологические проблемы и искать пути их решения, выживать в экстремальных условиях.

Задачи:

  1. Обследовать экосистемы, прилегающие к посёлку и на территории Унторского заказника.

  2. Научить брать информацию из разных источников: лабораторных практикумов, теоретических занятий, научной литературы.

  3. Формировать навыки работы в группе людей.

  4. Через общение с природой обучать основам безопасности жизнедеятельности.

  5. Воспитывать экологическую культуру, организацию активного культурного отдыха участников программы.


Программа включает в себя три раздела:

1. Теоретический, где предусматриваются вводные беседы с учащимися для формирования уровня необходимых знаний и умений при проведении исследовательских работ, знакомство с инструментами для выполнения практикума, тренировочные задания по закреплению туристических навыков.

2. Практический этап проводится непосредственно в полевых условиях: геолого-геоморфные исследования, построение плана местности исследуемого квадрата, гидрометрические наблюдения, описание экосистем, определение возраста, параметров деревьев; наблюдение, описание жизни общественных насекомых, обитателей мелководий, биологии птиц. Преодоление препятствий, оборудование стоянки лагеря, приготовление пищи в полевых условиях, оказание помощи пострадавшим.

3. На третьем этапе планируется, самостоятельна работа учащихся по обработке исследований, подготовке докладов, рефератов, проектов, защита на научно-практической конференции.

Сроки реализации программы:

Подготовительный этап: первая половина июня

    1. заключение договора совместной деятельности.

    2. Формирование групп по лабораториям.

    3. Кадровое и материальное обеспечение.

    4. Знакомство с местностью, экскурсия с егерем Медведевым М. А., инструктаж по технике безопасности.

    5. Изучение методики проведения исследований.

  1. Основной этап: вторая половина июня.

    1. Сбор экологической информации на местности.

    2. Работа по программам лабораторий.

    3. Организация досуговой деятельности: игровых ситуаций, спортивных соревнований, конкурсов, преодоление туристических маршрутов.

  2. Завершающий этап: сентябрь - март

    1. Оформление материалов.

    2. Научно-практическая конференция.

    3. Подведение итогов.

Работа исследовательского плана организована в четырех лабораториях, в каждой работает пять человек, руководитель группы учитель биологии или географии.

Лаборатория «Муравей»

Цель: изучение жизнедеятельности муравьев, их роли в природе, динамике и плотности.

Полученные результаты:

1. Исследовательская работа на тему «Муравьи биоиндикаторы лесных экосистем», рецензированная кандидатом биологических наук Тюменского ФГУП «Госрыбцентра».

2. Фотоальбом муравьиной семьи.

3. Таблица динамики численности.



Лаборатория экологии растений

Цель: Познакомиться с видовым разнообразием растений по маршруту следования.

Полученные результаты:

1. Исследовательские работы:



  • Растения в жизни человека

  • Высшие растения смешанного леса Унторского заказника

  • Растения на гербах России

  • Лекарственные растения Октябрьского района

  • Краснокнижные растения Унтора

2. Составлены рекомендации по сохранению редких и исчезающих видов растений.

3. Составлены флористические карты и гербарии по маршруту следования.



Лаборатория гидробиологии

Цель: изучить представителей планктонных организмов в водных экосистемах.

Полученные результаты:

1. Исследовательская работа: «Гидробионты вод Унторского заказника», в которой отмечена взаимосвязь видового состава и чистоты вод рек пойменной части р. Оби. Причины и опасность изменения видового состава планктонных организмов, животные биоиндикаторы состояния водных экосистем. Работа рецензирована старшим научным сотрудником Тюменского ФГУП «Госрыбцентра».

2. Коллекция микропрепаратов представителей различных ракообразных и коловраток.

Лаборатория орнитологии

Цель: Знакомство с видовым составом птиц открытых и околоводных пространств.

Полученные результаты:

1. Фотоальбом «Птицы околоводных пространств»

2. Собран материал об особенностях биологии орлана – белохвоста для научной работы.

Ожидаемые результаты экспедиции

1. Создать банк данных поселка и прилегающих территорий.

2. Продолжить написание научно-исследовательских работ по состоянию экосистем.

3. Оздоровление школьников, привитие навыков выживания в экстремальных условиях.

4. Овладение учащимися методиками исследования экосистем, наблюдения за животными.

5. Создание видеофильма «Люблю тебя, мой край родной».

6. Оформление коллекций беспозвоночных, гербариев растений как дополнительно демонстрационного материала на учебных занятиях.

Прошло пять лет с момента реализации проекта «Малая Тимирязевка». Что удалось сделать? По материалам экспедиции учащимися созданы три презентации, фотостенды «Мы исследователи» и «Унторскому заказнику 20 лет» для жителей поселка Приобье в «Бизнес центре», проведены две пресс-конференции с работниками заказника, подготовлены и проведены 20-ти минутки об истории создания Унторского заказника, в районной газете опубликованы две статьи по материалам экспедиции в Унтор. Оформлены творческие исследовательские работы по темам:



  • Муравьи биоиндикаторы лесных экосистем.

  • Гидробионты водоемов Унторского заказника.

  • Унтор вчера, сегодня, завтра.

  • Состояние популяции язя озера Унтор

  • Фотосинтез основа жизни на земле.

  • Краснокнижные виды Югры - орлан-белохвост.

Но самое ценное, что за все время выездов с группой детей на полевые исследования было оздоровлено более ста участников экспедиции. Свежий воздух, интересные экскурсии по заказнику «Школа молодого инспектора», викторины, контрольно-комбинированные маршруты на местности дают запас бодрости на весь год.

Благодаря финансовой помощи Управления Образования Администрации Октябрьского района, а также отдела по туризму при Администрации района создана замечательная материальная база: палатки с москитными сетками, энцефалитные костюмы, посуда, спортинвентарь, лупы, термометры и др.

Успешно реализованная программа «Малая Тимирязевка» легла в основу работы кафедры естественного цикла школьной Академии наук. Главная цель Научного общества – это выполнение школьной программы «Одаренные дети» (см.Приложение №1). В данный момент я возглавляю кафедру естественного цикла. По итогам работы кафедры каждую весну работает научно практическая конференция «Молодые исследователи», на которой с успехом все желающие выступают с защитой научных проектов. Темы проектов очень разные, например, «Микроорганизмы вокруг нас», выполненный учеником 7 класса. Данный проект позволил решить поставленные проблемы, быть самодостаточным исследователю, а так же наладить интегрированное взаимодействие между многими участниками.

Лучшие работы получают право участвовать в районных конкурсах. В октябре 2008 года на районном конкурсе «Шаг в будущее» работа ученицы 10 класса Ковальчук Софьи «Гидробионты водоемов Унторского заказника» заняла второе место, получила право участия в окружном конкурсе. В 2009году в региональном конкурсе «Грани познания» работа заняла первое место.

Отрадно то, что работа в научном обществе школы, навыки исследовательской работы помогают в выборе профессии. Бриткова Инна студентка ЮГУ, призер районного конкурса «Я - гражданин России» 2005г, с успехом продолжает учебу и научную деятельность. В 2007 году принимала участие в муниципальном этапе окружного конкурса «Золотое будущее Югры» с новым проектом. Победитель районного конкурса «Шаг в будущее», а так же участник окружного конкурса 2005 года Фигловский Константин тема работы «Факторы, виляющие на здоровье учащихся Приобской средней школы» с успехом получает профессию врача в Петербуржской медицинской академии на бюджетном месте.

Я убеждена в том что, таланты и способности детей – нежные росточки, которые надо лелеять, растить, создавать атмосферу успешности, удовлетворения от выполненной работы, поддерживать в них желание поиска научной истины.



Для экологического образования школьников важно:

  • Формировать совершенно новые представления взаимодействия в системе человек и природа.

  • Убеждать школьников, что человек звено природы, но существо биосоциальное.


Литература

  1. Зуевский В.П., ГиновкерА.Г., Павловская В.С. Экология человека. Наука.- М., 1985 г.

  2. Петунин О.В. Научно-исследовательская экспедиция как фора внеурочной деятельности учащихся в условиях профильного обучения» //Завуч. – 2005. - №5. – с.133.

  3. Ковалева П.И.. Проектное обучение //Биология в школе. - 2008. - №3. – с.3.

  4. Нинбург Е.А. Технология научного исследования // Первое сентября;


с. 1

скачать файл