Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения


с. 1
«Что такое «слоговая структура слова», причины и виды нарушений у детей дошкольного возраста 3-7 лет»
Что это такое? Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанелъ (милиционер), касанавт (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4—5 лет произносит: (товотик - животик, саф - шкаф, хакист - хоккеист, вовояпотик - водопроводчик, астобус - автобус, висипед - велосипедист, стапед-велосипед, лимоит - лимон, альпельсин-апельсин, атгурец-огурецаквай, вапасилек-василек, дети слепили снеговика - дети синили новика). и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста-логопеда.

В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Итак, если Вы стали замечать в спонтанной речи у ребёнка вот такие примеры слов аномальной детской речи, то это повод для беспокойства.

Как же понять, распознать нарушена ли слоговая структура слова? Очень просто, предложить ребенку отраженное и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных).

Для обследования слоговой структуры слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, мак).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).



Методика обследования детей 3-4 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за взрослым слова, состоящие из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.), из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.) 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д). При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Методика обследования детей 4-5 лет. Детям предлагаются различные типы слов: простые - из открытых слогов без стечения согласных; более сложные - из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим: снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

- назвать предметные картинки;

- повторить слова за взрослым;

- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?).

После 5 лет детям дается задание повторить за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.



ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

  • После того, как ребенок научится по заданию хлопать в ладоши 1,2,3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма - ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны и т.п.

  • Учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов.

Легче всего произносить слова, состоящие из слогов типа «согласный — гласный» (ма-ма, му-ка и т.п.), затем подбираются слова, где один слог оканчивается на согласный {ка-ток, мас-ка, банка, пас- та и т. п.) далее — слова, в которых оба слога оканчиваются согласным (ластик, бан-тик и т. п.).

  • Упражняйте в распределении согласных между двумя соседними слогами.

Наибольшие трудности возникают при произнесении стечения согласных: ста — кан, Моск — ва, гра — дус — ник, каст — рю — ля, прос — ты — ня.

  • Запишите в «Словарик» слова, в которых ребенок переставляет или пропускает слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых — двухсложных.

После того, как ребенок научится правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произносится им во фразах, в речевом потоке.

Дети, умеющие читать, легче, воспроизводят ритмический рисунок слов, тем более со сложной слоговой структурой.

  • Напишите слово (лучше на клейких листках), разрежьте его на слоги, перемешайте их. Предложите ребенку собрать (склеить) слоги, чтобы опять получилось слово. Сначала задание может выполняться с опорой на образец, а затем по памяти.

  • Выполняйте практические задания:

Упражнение «СЛУШАЙ И НАЗЫВАЙ»

Взрослый называет обобщающее понятие и ряд слов. Ребенок выбирает подходящее слово и повторяет его.

Взрослый: Ребенок:

ягоды: дыня, малина, мак; малина

мебель: дом, комната, диваны; диваны

овощи: томаты, липа, мука; томаты

Фрукты: какао, лилии, лимоны; лимоны

цветы: липа, пионы, малина. пионы


Упражнение «НАЗОВИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО»

Взрослый показывает картинку, а затем медленно и четко произносит звукосочетания. Ребенок, услышав правильное название предмета, изображенного на картинке, должен хлопнуть в ладоши и повторить слово.

тонема монета покыто копыто

номета топыко

монета копыто

беледи лебеди номидо домино

лебеди мидано

дебели домино

тупехи петухи габума бумага

хетупи магабу

петухи бумага
Упражнение «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ»

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет имя существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит это слово в единственном числе.

коты — кот



киты — кит

быки — бык

дубы — дуб

кони — конь


Упражнение «ЧТО ТЫ ЗАПОМНИЛ?»

Взрослый раскладывает перед ребенком

5—6 картинок и говорит:

«Рассмотри предметы, запомни их, а потом назови то, что запомнил».


Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКУ»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, уточняет названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать «мой».

Ребенок:

мой снеговик, мой чайник, мой мяч, мой тигр, мой гриб, мой страус, мой динозавр.


Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Взрослый, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.








Упражнение «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

Взрослый: Ребенок:

Ползает кто? Удав, паук.

Летает кто? Филин, лебедь, синица.

Ходит кто? Олень, кабан, хомяк, енот, пудель.

Плавает кто? Окунь, тюлень.
Упражнение «ЧТО ТЫ БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ?»

Логопед, называя глаголы, имитирует движения. Затем обращается к ребенку: «Покажи и скажи, что ты будешь де­лать? »


Взрослый: Ребенок:

Я копаю. Я буду копать.

Я пилю. Я буду пилить.

Я топаю. Я буду топать.

Я катаю. Я буду катать.

Я летаю. Я буду летать.

Я ловлю. Я буду ловить.

Я леплю. Я буду лепить.

Я мылю. Я буду мылить.
Упражнение «УЗНАЙ СЛОВО»

Взрослый раскладывает перед ребенком 5—6 картинок и говорит: «Я буду произносить часть слова. Догадайся, какое это слово, выбери подходящую картинку и назови предмет, который я загадала».

хокхоккей финдельфин

футфутбол тюмкостюм

ининдюк конбалкон

комкомпас луккаблук

магмагнит ведьмедведь

пав павлин тухпастух


Упражнение «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ»

Взрослый раскладывает перед ребенком 5 картинок, одновременно проговаривая словосочетания: пушистый кот, большой кит, умный дельфин, мягкий бублик, сильный медведь.

Затем предлагает ребенку послушать прилагательные, вспомнить предметы, к которым они относились, подобрать соответствующие картинки и назвать словосочетания.


Пушистый кот

большой кит

умный дельфин

мягкий бублик
Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Взрослый предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу.

Пальто с пола нужно (поднять, отнять, занять)...поднять
Мальчик стул из комнаты (занес, поднес, отнес)... отнес
Антон маме букет (выдал, отдал, сдал)... отдал

Павлик руки от грязи (умыл, замыл, отмыл)... отмыл

Папа летом всю семью на дачу (подвез, отвез, завез)... отвез

Вратарь из ворот мяч (забил, отбил, побил)... отбил


Упражнение «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку угадать и сказать, о каком предмете идет речь.

подоконник, рама, стекло, форточка... окно

крылья, клюв, хвост, лапки... утка

рукава, манжеты, воротник, застежка... кофта

крышка, дверца, ножки, стенки... тумба

горлышко, дно, стенки... банка
Упражнение «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Взрослый, показывая ребенку картинку, обращает внимание на действие, которое выполняет предмет, изображенный на ней. Затем обращается к ребенку с вопросом: «Как называется этот предмет?»

Сам летает. Как называется этот предмет? Самолет.

Пыль сосет. Пылесос.

Сам варит. Самовар.

По Луне ходит. Луноход.

Сам катит. Самокат.

Ходит при помощи пара. Пароход.

Возит при помощи пара. Паровоз.

Пули мечет. Пулемет.

Пол трет. Полотер.
Упражнение «ПРОФЕССИИ»

Взрослый, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии

Взрослый: Ребенок:

Рыбу ловит. Рыболов.

Лес рубит. Лесоруб.

Лес разводит. Лесовод.

Водит машину. Водитель.

Учит детей. Учитель.

Пишет книги. Писатель.

Командует кораблем. Капитан.




с. 1

скачать файл