"Физика 7 9" Гутник, Перышкин стр


с. 1

"Физика 7 – 9" Гутник, Перышкин стр. из


По изданию «Сборник программ по физике и астрономии» изд «Дрофа», М., 2002;

пояснительная записка – по изд. Газета "1сентября" № 14 2008.


ФИЗИКА

7—9 классы

Авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для 7—9-го классов со­ставлена на основе Федерального компонента государс­твенного стандарта среднего (полного) общего образо­вания. Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам кур­са, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учеб­ного процесса, возрастных особенностей учащихся. Опре­делён также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечи­вается нормативными документами:



  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для образовательных учреж­дений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);

  • учебниками (включены в Федеральный перечень):

  • Пёрышкин А.В. Физика-7. — М.: Дрофа, 2005;

  • Пёрышкин А.В. Физика-8. — М.: Дрофа, 2007;

  • ПёрышкинА.В., ГутникЕ.М. Физика-9. — М.: Дро­фа, 2007.

— сборниками тестовых и текстовых заданий для конт­роля знаний и умений:

  • Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физи­ке. 7—9 кл. — М.: Просвещение, 2002. —192с.

  • Марон А.Е., Марон ЕА. Контрольные тесты по фи­зике. 7—9 кл. — М.: Просвещение, 2002. — 79 с.

  • Марон А.Е., Марон £ А. Дидактические материалы.Физика-7-8. - М.: Просвещение, 2002. -122 с.

  • Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике. 6—7 кл. — М.: Просвещение, 1986.

  • Рымкевич А.П. Сборник задач по физике: Изд-е 10-е, стереотипное. — М.: Дрофа, 2006.

  • Орлов В.А., Татур А. О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. — М.: Интеллект-Центр, 2003.


Цели изучения курса — выработка компетенций:

общеобразовательных.



  • умения самостоятельно и мотивированно организо­вывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умения использовать элементы причинно-следствен­ного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развёр­нуто обосновывать суждения, давать определения, приво­дить доказательства;

— умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, мате­матизации информации, презентации результатов познава­тельной и практической деятельности;

— умения оценивать и корректировать своё поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

предметно-ориентированных.

понимать возрастающую роль науки, усиление вза­имосвязи и взаимного влияния науки и техники, превра­щение науки в непосредственную производительную силу общества; осознавать взаимодействие человека с окружа­ющей средой, возможности и способы охраны природы;



  • развивать познавательные интересы и интеллектуаль­ные способности в процессе самостоятельного приобрете­ния физических знаний с использованием различных источ­ников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитывать убеждённость в позитивной роли физи­ки в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овла­девать умениями применять полученные знания для объяс­нения разнообразных физических явлений;

  • применять полученные знания и умения для безопас­ного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Медиаресурсы

  1. Библиотека электронных наглядных пособий «ФИЗИКА. 7-11». - ГУ РЦ ЭМТО, Кирилл и Мефодий, 2003.

  2. Учебное электронное издание «ФИЗИКА. 7—11 классы. Практикум. 2 CD. — Компания «Физикон». www.physicon.ru.

  3. Интерактивный курс физики-7—11. — ООО «Физикон», 2004-MSC Software Co, 2002 (русская версия «Живая физика» ИНТ, 2003). — www.physicon.ru.

  4. Библиотека наглядных пособий: ФИЗИКА. 7—11 классы. На платформе «1С: Образование. 3.0»: 2 CD: Под ред. Н.К.Ханнанова. - Дрофа-Формоза-Пермский РЦИ. — obr. 1c.ru/catalog.jsp?top=4.

  5. Горбенко ЕН. Урок «Кинематика», 9 кл. (сценарий урока, ком­ментарий, видео, презентация): В «Медиатеке опыта лучших школ и учителей». — ООО НПО «Медиаресурсы для образования и просвещения». — www.videoresursy.ru, а также в рубрике «Дополнительные материалы» к № 14/2008 на сайте газеты fiz.1september.ru.


Методическая литература

  • Волков В.А. Поурочные разработки по физике. Физика-9 М.: ВАКО, 2004.

  • Гайдурова Е.Н., Попова Л.Г. Рабочая программа. Тематиче­ское и поурочное планирование по физике к учебнику А.В.Пёрыш-кина, Е.М.Гутник «Физика-9». — Ростов-на-Дону. Феникс, 2004.

  • Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. — М.: Просвещение, 1986, с. 36.

  • Мартынова Н.К. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2002.

  • Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физи­ке к учебнику А.В.Пёрышкина «Физика-7». — М.: Экзамен, 2003.


Принятые сокращения:

ВЛР — виртуальная лабораторная ра­бота;

ДО — демонстрации и оборудование;

ДЗ — домашнее задание;

КР — контрольная работа;

Л — задачник В.И.Лукашика (см.список сборников заданий);

ЛР — лабораторная работа;

ОК — опорный конспект учителя, записанный на уроке;

ОСУ — основное содер­жание урока;

П — учебник А.В.Пёрышкина;

ПР — практическая ра­бота;

Л У — презентация учителя;

Р — задачник А.П.Рымкевича (см. список сборников заданий);

СО — система отсчёта;

СР — самостоя­тельная работа;

ФЗУ — формируемые на уроке знания и умения.


7 класс

(68 ч,2 ч в неделю)

1. Введение (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблю­дения, опыты, измерения. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

1. Определение цены деления измерительного при­


бора.

2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его моле­кул. Притяжение и отталкивание молекул. Различ­ные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

2. Измерение размеров малых тел.

3. Взаимодействие тел (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.

Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измере­ние массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возни­кающая при деформации. Вес. Связь между силой тя­жести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сло­жение сил, действующих по одной прямой.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, каче­ния, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы


  1. Измерение массы тела на рычажных весах.

  2. Измерение объема тела.

  3. Измерение плотности твердого тела.

  1. Градуирование пружины и измерение сил дина­
    мометром.

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел.

Давление газа. Объяснение давления газа на осно­ве молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.

Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосу­ды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Баро­метр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.



Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение выталкивающей силы, действующей
    на погруженное в жидкость тело.

Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5. Работа и мощность. Энергия (11 ч)

Работа силы, действующей по направлению движе­ния тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

9. Выяснение условия равновесия рычага.

10. Измерение КПД при подъеме тела по наклон­
ной плоскости.

Резервное время — 5 ч.



8 класс

(68 ч,2 ч в неделю)

1. Тепловые явления (26 ч)

Тепловое движение. Внутренняя энергия. Два спо­соба изменения внутренней энергии: работа и тепло­передача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость веще­ства. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удель­ная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влаж­ность воздуха и ее измерение.

Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний ве­щества на основе молекулярно-кинетических пред­ставлений.

Превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турби­на.

Фронтальные лабораторные работы


  1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

  2. Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра.

2. Электрические явления (26 ч)

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодейст­вие заряженных тел. Электрическое поле.

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соедине­ний проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электри­ческой энергии. Лампа накаливания. Электронагре­вательные приборы. Расчет электроэнергии, потреб­ляемой бытовыми электроприборами. Короткое за­мыкание. Плавкие предохранители.

Магнитное поле тока. Электромагниты и их приме­нение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.

Фронтальные лабораторные работы


  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

  2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

  3. Регулирование силы тока реостатом.

6. Измерение сопротивления проводника с по­мощью амперметра и вольтметра.

  1. Измерение работы и мощности электрического тока.

  2. Изучение электрического двигателя постоян­ного тока (на модели).

  3. Сборка электромагнита и испытание его дейст­вия.

3. Световые явления (8 ч)

Источники света. Прямолинейное распростране­ние света.

Отражение света. Законы отражения. Плоское зер­кало.

Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Оптические приборы.

Разложение белого света на цвета. Цвет тел.



Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение законов отражения света.

  2. Наблюдение явления преломления света.

  3. Получение изображений с помощью линз.

Резервное время — 2 ч.

9 класс

(68 ч,2 ч в неделю)

1. Законы взаимодействия и движения тел (27 ч)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равно­мерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе­нии.

Относительность механического движения.

Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.



Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без
    начальной скорости.

  2. Измерение ускорения свободного падения.

2. Механические колебания и волны. Звук (11ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния.

Распространение колебаний в упругих средах. По­перечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой)

Звуковые волны. Скорость звука. Высота и гром­кость звука. Эхо.

Фронтальная лабораторная работа

3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

3. Электромагнитные явления (12 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой ру­ки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразования энер­гии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.



Фронтальная лабораторная работа

4. Изучение явления электромагнитной индукции.

4. Строение атома и атомного ядра (14 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохране­ние зарядового и массового чисел при ядерных реак­циях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядер­ная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядер­ной физике. Дозиметрия.



Фронтальная лабораторная работа

5. Изучение деления ядра атома урана по фотогра­фии треков.



Резервное время — 4 ч.


Оригинал расположен на www.eduspb.com

с. 1

скачать файл