Концессионное строительство


с. 1



2.6. Орловский тоннель

1) Орловский тоннель — планируемый к строительству автомобильный тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Тоннель соединит Смольную и Свердловскую набережные.

Пропускная способность тоннеля составит до 60 000 автомобилей в сутки. Тоннель будет иметь 6 полос движения в двух уровнях.

В январе 2009 года вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров заявил о том, что в связи с мировым финансовым кризисом реализация проекта «Орловский тоннель» будет приостановлена. Но уже в июне 2010 г. власти Петербурга и ООО «Невская концессионная компания» подписали соглашение о строительстве.


Концессионное строительство


Сметная стоимость строительства тоннеля — 44 млрд 700 млн рублей. Ожидается, что проект будет реализован в рамках концессионного соглашения. Стоимость равными долями ляжет на частного инвестора, городской бюджет, и Инвестиционный фонд России (выделение средств было одобрено соответствующей правительственной комиссией в 2006 году).

Специально под проект строительства тоннеля в апреле 2006 года было создано акционерное общество «Орловский тоннель» (доля города — 100 %).[7]

По условиям концессии 33 % планируется инвестировать из федеральной казны (Инвестфонд), 33 % примет на себя городской бюджет, а остальные 33 % должен взять на себя инвестор. Срок действия концессии и окупаемости проекта 30 лет.

Исходя из того, что инвестиции в Западный скоростной диаметр осуществляются по тому же принципу, что и в Орловский тоннель — из инвестфонда РФ, чиновниками было принято решение, что ОАО «Орловский тоннель» было создано искусственно. В Смольном в сентябре 2007 года было принято решение возложить ответственность за проведение концессионного конкурса по строительству Орловского тоннеля на ОАО «ЗСД».

Ввод тоннеля в эксплуатацию намечен на 2015 год. По официальной версии ожидается, что постройка данного объекта решит проблему круглосуточной связи между частями города в условиях навигации по Неве и разводки мостов. Стоимость проезда по тоннелю составит 30 рублей для легковых автомобилей и 50 рублей для грузовых.

Дискуссия о строительстве


Дискуссия, ведущаяся вокруг строительства тоннеля, касается как сугубо специальных вопросов, так и общих, касающихся удобства проживающих вокруг граждан.

Необходимость постройки подземной переправы


Противники строительства тоннеля выдвигают следующие аргументы:

  • При существовании двух неразводных переправ (моста в створе о. Серный + ЗСД ниже по течению Невы и Большого Обуховского моста выше по течению) необходимость строительства переправы представляется сомнительной.

  • Стоимость постройки и эксплуатации тоннеля в сложных гидрологических условиях Санкт-Петербурга намного превышает аналогичные затраты мостовой переправы.

Специальные вопросы строительства тоннеля


Споры вокруг строительства тоннеля так или иначе сводятся к рассмотрению двух возможных методов строительства — открытому и закрытому (в случае открытого метода речь идет о методе погружных, или наплавных, секций, из которых в Петербурге построен Канонерский тоннель). В числе аргументов сторонников открытого способа — относительная дешевизна самого строительства, в том числе оборудования, большая, в сравнении с закрытым методом, безопасность эксплуатации готового сооружения. В числе прочих отрицательных факторов — нарушение целостности свайного основания набережных, необходимость усиления либо сноса окружающих зданий, просадки поверхности (в частности, в районе Красногвардейской и Заневской площадей).

По словам сторонников строительства закрытым способом, сегодня во всем мире успешно работают современные тоннелепроходческие комплексы, позволяющие строить тоннели как автодорожные, так и для метрополитена. Просадки поверхности вследствие работы таких щитов — одно из самых распространенных заблуждений. Напротив, современные механизированные комплексы применяются как раз там, где обычные методы строительства возможны лишь после закрепления слабых или водонасыщенных грунтов.

Речь также может идти о гидрологических процессах, происходящих в выбранном для строительства участке Невы. По данным отдела русловых процессов Государственного гидрологического института, Смольнинская излучина, где предполагается строительство, — один из самых проблемных участков реки.

Дело в том, что Нева здесь делает очень крутой поворот, а на левом берегу располагается большой песчаный нанос. Течением он постоянно наращивается — как в высоту, так и в ширину. Последнее обстоятельство уменьшает поперечное сечение Невы, увеличивая тем самым скорость потока. Максимум скоростей в этом случае приходится на правый берег. В итоге мы получаем русло треугольного типа, где углубленная часть приходится на правый берег. Исследования, охватывающие период с 1864 по 2003 год, показали, что за это время правый берег оказался размыт на глубину более 5 метров". Кроме того, именно здесь Нева имеет наибольшую на всем ее протяжении глубину (около 24 метров).


Общие вопросы


В связи со строительством тоннеля встают вопросы общего характера, касающиеся перепланировки близлежащих территорий, организации транспортных потоков и удобства жителей района. Под строительство развязки непосредственно перед правобережным порталом тоннеля отведена территория, на которой сейчас расположен сад Нева. Ещё в советское время, когда вопрос о строительстве тоннеля был только поставлен, это место было отведено для автомобильных развязок, а парк носил характер временного. Однако местные жители протестуют против ликвидации зелёных насаждений и превращения благоустроенного сада в оживлённый транспортный узел.

В связи со строительством тоннеля встаёт также задача реконструкции Пискарёвского проспекта. Планируется вынесение трамвайных путей с проезжей части и строительство эстакады для движения трамваев на пересечении с другими важными магистралями: проспектами Металлистов и Маршала Блюхера. Сам Пискарёвский проспект планируется расширить за счёт зелёных насаждений вдоль проезжей части.

Для снижения уровня шума развязки перед въездом в тоннель планируется оградить звукоизоляционными экранами.

Хронология строительства


2007 год:

Июль-август   




Согласование документации в Москве

Сентябрь

14 сентября

Конкурс на определение концессионера, проводимый ОАО «ЗСД»

Октябрь

8-10 сентября   

Road-show проекта во Франкфурте в офисе Европейского банка реконструкции и развития, кредитора проекта

Декабрь

6 декабря

Предварительный отбор участников

2010 год:

Февраль

18 февраля

Подведение итогов конкурса

Ноябрь

11 ноября

Определены исполнители работ

2015 год:







Завершение проекта.

В соответствии с утвержденным распоряжением Правительства РФ проект строительства Орловского тоннеля будет реализовываться с использованием схемы государственно-частного партнерства (ГЧП).

2) Инициатором заявки на строительство Орловского тоннеля выступила городская администрация Санкт-Петербурга.

3) Конкурсная комиссия по проведению открытого Конкурса на право заключения Концессионного соглашения в отношении Орловского тоннеля сообщает о результатах проведения конкурса:

Конкурсная комиссия по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении Орловского тоннеля под р. Невой в Санкт-Петербурге настоящим в соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона «О концессионных соглашениях» уведомляет заявителей, прошедших предварительный отбор, и всех заинтересованных лиц о том, что 24.03.2010 Правительством Санкт-Петербурга в отношении конкурса принято решение, предусмотренное в части 7 статьи 32 указанного Федерального закона, в связи с тем, что в конкурсную комиссию было представлено менее двух конкурсных предложений.

4) Источник: http://www.orlovtunnel.ru/index.php?lng=ru&page=2&id=30






с. 1

скачать файл