Мастер-класс


с. 1


МАСТЕР-КЛАСС

«Межпредметные связи как средство формирования у школьников обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса»

При изучении понятий в любой научной области необходимо глубокое понимание данного понятия. Нельзя замыкаться на преподавании своего предмета, иначе у учащихся падает интерес к учебе. Как показывает практика, изучаемые курсы в школе не согласованы друг с другом, подчас по-разному трактуют одни и те же явления природы, не формируются единые подходы к изучению наук. Очевидно, для этого надо научить детей наблюдать и описывать предметы и явления реального мира, отмечая при этом и физические, и химические свойства этих предметов, прослеживая биологическую роль протекающих процессов и учитывая пространственные и временные характеристики, (такие, как географические условия и роль изучаемых объектов во Вселенной с позиций науки астрономии). Таким образом, необходимо рассматривать объект с позиций различных дисциплин, что дает возможность получить знания об объекте более полные, способствует формированию целостного представления о мире.

Предлагаю вам побывать в роли педагога и попытаться установить межпредметные связи, в качестве примера рассмотрим объект «вода», как самое распространенное вещество на Земле. Тяжело сразу найти след данного понятия в предметных областях. И в этом мне помогают толковые словари. Порой мы не дочитываем до конца толкование слова, а ведь как важно увидеть каждое из значений данного понятия. Предлагаю вам, используя токование слова Д. Ушаковым выделить предметные области, в которых рассматривается вода.



ВОДА
Предполагаемые ответы:

воды, вин. воду, мн. воды, водам-водам, ж. 1. только ед. Прозрачная, бесцветная жидкость, к-рая в чистом виде представляет собою химическое соединение кислорода и водорода. ( химия и физика: строение вещества) Дождевая вода. (указывает на то, что в природе происходит круговорот воды) Морская вода. Колодезная вода. Жесткая, мягкая вода. ( химия, в воде растворены щелочи) Питьевая вода. Сырая, кипяченая вода. 2. только ед. Водная поверхность. Путешествие по воде. Ехать водой. || Уровень водной поверхности. Высокая вода. Низкая вода. Вода. вышла из берегов. || Течение (обл., спец.). (география)Плыть против воды. || Путь, по к-рому идет гоночное судно (спорт.). Въехать в воду противника. 3. только мн. (водам и т. д.). Пространство, покрытое водой: реки, озера и болота (книжн., геогр.). Внутренние воды. Леса и воды государственного значения.(география) 4. только мн. Струи, волны моря, реки (поэт.). Вы же прочь теките, воды. Пушкин. Тень олив легла на воды. Пушкин. Как в море льются быстро воды, так в вечность льются дни и годы. Державин.(в море река льется быстро, также быстро проходит время) 5. (водам и т. п.). Напиток минеральный, газированный или фруктовый (обычно с определением).(хороший растворитель. Химия) Сельтерская вода. Лимонная вода. Ижевская вода. Различные минеральные воды. Пить воды (лечиться минеральной водой). 6. только мн. (водам и т. д.; водам и т. д. устар.; на воды). Целебные минеральные источники; курорт с минеральными источниками. Кавказ богат минеральными водами. Уехал лечиться на воды. Лечился, говорят, на кислых он водах. Грибоедов. 7. только ед. Многословие при бедности мысли (разг. ирон.). В докладе его много воды. (вода самое распространенное вещество на земле -71%) 8. только ед. Качество драгоценного камня, определяемое степенью чистоты и игры. Брильянт лучшей воды. ( о чистейшей воде) 9. только мн. То же, что околоплодные воды (разг. мед.). Воды прошли (перед родами). Воду толочь (в ступе) (разг.) - заниматься непроизводительным трудом, бесполезной работой. (из воды нечего не получишь если ее толочь) Как в воду опущенный - имеющий унылый вид, печальный. Концы в воду (разг.) - скрыты все следы (о чем-н. неблаговидном)(в толще воды очень трудно что- либо найти, за счет преломления). Водой не разольешь кого-н. (разг.) - очень дружны. Как в воду кануть (разг.) - пропасть бесследно. Как с гуся вода кому (разг. неодобрит.) - кому-н. безразлично, нипочем, не производит на кого-н. впечатления(вода не смачивает жирные поверхности). Видно, тебе всё Как с гуся вода: иной бы с горя зачах, а тебя еще разнесло. Тургенев. Воды утекло (много, немало) - много времени прошло. Как две капли воды (похож) - о полном сходстве. Воды не замутит (разг.) - тихий, смирный, скромный. Как рыба в воде (чувствовать себя) (разг.) - в своей сфере, непринужденно. Сквозь огонь и воду прошел - о бывалом, всё испытавшем, видавшем виды. Из воды сухим выйти (разг.) - выйти из каких-н. обстоятельств нескомпрометированным, незапятнанным. Вешние воды (обл., поэт.) - половодье, весенний разлив реки. Вольная вода (спец.) - глубокое место, пригодное для стояния судов. Желтая вода (мед. разг.) - глазная болезнь, при к-рой зрачок делается желтоватым; глаукома. В мутной воде рыбу ловить - см. мутный. Святая вода (церк.) - "освященная" церковным обрядом. Темная вода (мед., разг.) - слепота вследствие атрофии зрительного нерва. Чистой воды (разг.) (ср. 8 знач.) - перен. самый настоящий, в полной мере. Он скептик чистой воды. На чистую воду вывести - см. выводить. Вода на мельницу чью-н. (поговорка).
Мы выделили такие предметные области, в которых рассматривается вода: география, биология, химия, физика, литература.

Предмет для размышления: как я могу использовать эти знания?

Например, для формирования знаний, закрепления (найти отражение этого объекта), для разработки творческого задания.


Урок можно начать с любой пословицы или поговорки, которая может быть эпиграфом, проблемой, темой научного исследования.

Так, например темами творческих заданий индивидуального или группового характера на физике, биологии, химии могут служить пословицы или поговорки.


О чем может написать ученик, если в качестве темы поставить пословицы:

Воду в ступе толочь. (нечего у воды не изменится: температура, плотность, хим.состав)

Как рыба в воде. (Вода среда обитания)

Как две капли похож. (Симметрия, четность функции, строение молекул)

Как с гуся вода. (Вода не смачивает жирные поверхности)

После введения понятия можно дифференцировать задание, что повышает активность учащихся. Учащиеся успешные в различных учебных областях, могут реализовать свои возможности (проявить себя) на ваших уроках.

Такие уроки дают:

1.Системность знаний.

2.Знания становятся обобщенными, умения и знания способствуют комплексному применению, синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого перехода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.

3.Усиливается мировоззренческая направленность.

4.Более эффективно формируются убеждения и формируется всестороннее развитие личности в различных областях.

5.Способствует оптимизации и интенсификации учебной и педагогической деятельности.




с. 1

скачать файл