Научно-исследовательская работа ученицы 8 а класса моу сош №7 Воронежского


с. 1
Тотемизм как элемент современной массовой культуры. Кубанский тотем как объект возможного брендирования.

Научно-исследовательская работа

ученицы 8 а класса МОУ СОШ № 7

Воронежского сельского поселения

Усть – Лабинского района

Глущенко Кристины

Руководитель: Бахтина Л.А., учитель МХК,

кубановедения, ОПК

2008 -2009 учебный год

Тотемизм как элемент современной массовой культуры.

Кубанский тотем как объект возможного брендирования.
Тип работы: научно-исследовательская

Количество страниц: 10

Год написания: 2009

Оглавление

1. Введение

2. Тотемизм как ранняя форма религии. Общие черты тотемизма.

3. Главный славянский тотем.

4. Хлеб и каша как тотемическая трапеза.

5. Хлеб как воплощение Тела Христова.

6. Кубанский тотем как объект брендирования.

7. Заключение.

8. Литература.

1.Введение.

Тема «Тотемизм как элемент современной массовой культуры» мною взята не случайно. Казалось бы, что общего может быть между культом священных животных где-нибудь в Австралии или Индии и олимпийским мишкой, эмблемой Московской олимпиады 1980 года; и почему очень серьезные организации в нашей стране сегодня озабочены поиском образа нового зверя для Сочинской олимпиады 2014 года. Наконец, почему в гербы многих городов и стран включены символические изображения всевозможных зверей, птиц, колосьев или веточек каких-то растений, а в качестве эмблем известных автомобилей опять же избраны львы, олени, ягуары и т.п.

Своими исследованиями я хочу доказать, что тотемы характерны не только для примитивных обществ. Они живут в сознании современного человека и играют немаловажную роль в формировании традиций определенной общности людей и государства в целом.

Я хочу доказать, что тотемы являются стойкими атрибутами наших будней и праздников, они прочно связывают настоящее и прошлое любого народа, как маленького, так и большого, что в них заложена мощная энергетика, объединяющая людей как по национальному, так и по родственному принципу.

Наконец, я попытаюсь выявить наш региональный, т.е. кубанский тотем. В том, что он существует, я не сомневаюсь. И пусть он не всегда был определяющим символом этой древней земли, но будучи завезенным хлебопашцами с Украины и крестьянами из других областей России, именно он, ХЛЕБ, стал главной святыней Краснодарского края. Найдя здесь благодатную почву, этот тотем возглавил список всех имеющихся брендов Кубани. Кстати сказать, слово «бренд», на мой взгляд, тоже как-то раскрывает одну из сторон понятия «тотем» в его современном представлении.

II. Тотемизм как ранняя форма религии. Общие черты тотемизма.

Тотемизм – одна из наиболее ярких форм проявлений древней культуры. Современная теория его базируется на работе английского этнографа и историка религии Джеймса Джорджа Фрейзера «Тотемизм» (1885 г.). Этот ученый, используя сравнительно-исторический метод, систематизировал огромный материал по первобытным верованиям, тотемизму, анимизму, табу. Он указал на их генетическую связь с религиями классовых обществ, иудаизмом, христианством (особенно на примере культа «воскресающих богов»). Термин «тотем» происходит от алгонкинского слова «ототеман», что означает «его род». Так североамериканское племя называло вид животных или растений, являющийся символическим покровителем, а на более поздней стадии – прародителем группы кровных родственников.

К тотему в древности относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей – своих родственников – от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считали только настоящее животное, насекомое, съедобное растение или основное блюдо, иногда явление природы. Затем достаточно было более или менее реалистического изображения тотема. А позже он мог обозначаться любым символом, словом или звуком. Каждый род носил имя своего тотема. Выбор его зачастую был связан с физико-географическим характером местности. Так, например, у многих племен Австралии в качестве тотемов выступают встречающиеся здесь кенгуру, страус эму, опоссум (крупная сумчатая крыса), дикая собака, ящерица, ворон, летучая мышь. В то же время в пустынных или полупустынных областях страны, где природные условия и животный мир скудны, тотемами становятся различные редкие насекомые и растения, которые больше в этом качестве нигде не встречаются.

Важно отметить, что тотем не обожествляется, его не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в свое родство с ним. Канадские индейцы называют себя сыновьями Большой Медведицы, детьми Мороза. Жители Юго-Восточной Австралии обращаются к тотему со словами «старший брат», или «наш отец». Близость между человеком и тотемом выражается, прежде всего, в запрете (табу) убивать и употреблять тотем в пищу. Однако при исполнении некоторых обрядов обычай предписывает есть немного мяса тотема для укрепления магической (сверхъестественной) связи с ним.

По мере исторического развития большинство народов утратило тотемистические представления. Однако кое-где они проявляют необычайную живучесть, например, у австралийских аборигенов. В обрядах племен огромную роль играют священные предметы – чуринги. Это каменные или деревянные пластины с нанесенными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем. По представлениям аборигенов чуринги хранят магическую силу предка. Вера в связь чуринги с судьбой человека настолько сильна, что в случае ее разрушения человек нередко заболевал, а иногда умирал. Когда-то тотемизм был широко распространен в Индии. До сих пор у некоторых племен, живущих изолированно в малодоступных районах и не знакомых с индуизмом, сохраняется деление на роды, носящие названия местных растений и животных. Их мифы изобилуют сюжетами о происхождении первых людей от различных животных, о чудесных превращениях людей в растения, зверей и птиц, о браках между людьми и животными.

В религиозных представлениях древних греков следы тотемизма хранят мифы о кентаврах, часто встречающихся мотивах превращения богов и людей в животных и растения. Например, Зевс иногда становился белым быком, Афина - совой, Аполлон – волком.

В настоящее время многие австралийские племена, согнанные в колониальный период с обжитых территорий, стремятся вернуться к своим тотемическим святилищам, возродить на вновь обретенной земле предков древние обряды. «Наша племенная земля – наша мать, утверждают аборигены. – В ней наши сновидения, наши тотемы».

Земля предков для каждого народа, покинувшего в результате каких-то катаклизмов свою историческую территорию обитания, имеет невероятную мистическую притягательность. Великий русский поэт А.С.Пушкин назвал это «…Любовь к отеческим могилам, любовь к отеческим гробам». У казаков-черноморцев, выходцев из Запорожья, колонизовавших западную часть Правобережья Кубани, эта генетическая память особенно проявилась в годы революционного многовластия в 1917 году.

Во второй половине апреля 1917 года состоялся съезд представителей станиц Кубанской области. На нем было заявлено о формировании войсковой Рады. Многие депутаты Рады (потомки запорожцев) активно выступили против политики воссоздания «единой и неделимой» России. «Самостийный» путь развития Кубани они видели в присоединении ее к «ридной неньке» (родной матери) Украине.

Из всего выше изложенного следует, что тотемизм – это комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотемами – видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотемизм, как показывают исследования ученых – этнографов, был распространен у всех народов мира.

III. Главный славянский тотем.

Если задать вопрос: к какому зверю на Руси с самых древних времен было особое отношение, вероятно, большинство из нас назовет медведя. Образ его сопровождает жителей России с детства, с самых первых сказок, стишков, песен, загадок, поверий, заговоров, охотничьих рассказов. Словом, медведь – один из главных героев животного эпоса. Ученые утверждают, что медведь был тотемным зверем многих славянских племен. Старорусское название его – БЕР. Отсюда «берлога», то есть «логово бера». Неслучайно производными от него являются слова: «беречь», «берег», «оберег».

Тему родства с медведем отражают и прозвища: «отец», «дедушка», «дядя», «Михайло Потапыч», «хозяин», «мать», «Настасья Петровна» и другие. Сведения о людях - медведях содержатся в хеттских текстах. В мифологических ритуалах и представлениях медведь может выступать как божество (в частности, умирающее и возрождающееся). Он есть и культурный герой, и предок; родоначальник, и дух – охранитель, и дух – целитель, хозяин нижнего мира, священное или жертвенное животное, звериный двойник человека.

Медведь – это животное, которое в обыденном сознании часто связывают с образом России. Выражение «русский медведь» издавна имеет хождение в международной политической лексике как обозначение русского государства. Медведь как геральдический символ встречается на гербах города Ярославля, Новгорода, Малоярославца, Перми, Череповца, Черняховска, Сергача и т.д. Исследователи утверждают, что если какое-то животное тесно связано с тем или иным народом, государством, городом или, например, божеством, то можно быть уверенным – эта связь имеет тотемистическое происхождение. Соответственно, можно предположить, что тотем медведя имел общенародное значение для русских.

Сегодня довольно широко распространены фамилии, образованные от различных названий зверей и птиц: Волков, Зайцев, Лисицын, Галкин, Сорокин и тому подобное. Мы можем быть уверены, что все они образованы от нецерковных языческих имен, которые, в свою очередь, имеют происхождение из тотемической древности, а именно из времен индивидуального тотемизма. Передача имени была широко распространенным явлением у многих народов. Это собственное имя, которое передавалось от поколения к поколению: от деда к внуку или от прадеда к правнуку. Примерно так же, как передавалось королевское имя Генрих.

Фамилия Медведев, Медведь… Здесь мне хотелось бы остановиться на суждениях А. Смельчакова, автора статьи «Конец истории: методика толкования и толкование Апокалипсиса», найденной мною во Всемирной Паутине.

Автор, исследуя этимологию слова «bear», которое в германских языках означает «медведь», доказывает, что медведь являлся тотемом, принадлежавшим Рюриковичам. Под «Рюриковичами» он имеет в виду клан Рюрика, то есть не просто династию великих князей, а всю варяжскую дружину. Представители этого высшего сословия назывались боярами. Далее доказывается, что бояре и есть представители клана медведя.

В более поздних верованиях варяжской дружины, когда в 9 – 10 веках на Руси главой языческого пантеона был бог Перун, автор статьи в его имени находит связь с медведем. Он доказывает, что в имени бога Перун присутствует уже знакомый нам корень «Бер» с оглушенным первым звуком. Корень же «ун», видимо, означает «единый» (una (лат.) – вместе, un (фр.) – один, one (англ.) – один в смысле «главный», «великий». Перун – Великий Медведь.

Интересное заключение делает А.Смельчаков, связывая корень «Бер» («бэр») не только русских бояр с богом Перуном, но также предполагая, что представители клана медведя вообще являлись в древности элитарным кланом, который входил в высшие сословия разных государств. У евреев, например, были привилегированные колена, такие как: Иуды, Левия, Вениамина, Рувима - и были второстепенные. Так, вполне вероятно, что титул барона, который имел место в средневековой Европе, тоже был связан с богом Перуном и, соответственно, с тотемом медведя, и звание пэра (франц. pair, англ.peer), принадлежащее высшей аристократии во Франции и Англии, тоже, похоже, говорят нам об этой связи.

Конечно, изучение славянского тотема заслуживает пристального внимания и с точки зрения истории, и с точки зрения ментальности русского человека. Каков медведь в русских народных сказках? Он большой, сильный, хоть и неуклюжий, значительный в сравнении с другими животными, но в то же время, ленивый на подъем, иногда несколько глуповатый, впадает в спячку; его активность замирает на некоторое время, и тогда медведю, в прямом и переносном смысле, приходится сосать лапу. Но уж если его «завести», с ревом будет все крушить на своем пути. И не будет ему равных по силе и ловкости.

Не так ли русский человек? Доброслав в своей книге «Природные корни русского национального социализма» пишет, что доверчивость была и осталась прекрасным, но, вместе с тем, самоубийственным качеством русичей. Медведь – воплощение сильного духа нашего народа. Но сегодня славяне проявляют непростительную слабость, которую используют другие народы, нуждающиеся в сильном слуге. Открытым северянам отравляют душу чужой моралью, навязывают чужие ценности, склоняя плясать под чужую дудку.

Фамилия нынешнего президента МЕДВЕДЕВ. Символом правящей партии «Единая Россия» является опять же МЕДВЕДЬ. Может, это добрый знак для нашего государства?..

IV. Хлеб и каша как тотемическая трапеза.

Автор работы «Поэтика сюжета и жанра» Ольга Фрейденберг в разделе «Умирающие и воскресающие боги хлеба и каши» пишет, что в земледельческую эпоху скотоводство продолжает оставаться в руках мужчин, и одомашненные животные становятся на место прежних тотемов. В этот период тотемической трапезой служит уже не дикий зверь, а мирное божество в виде домашней скотины, в частности – козел. Рядом с ним появляется божество и в виде хлебного блюда, хлеба. История такого божества составляет его «страсти», то есть воспроизводит: а) принесение его в жертву, б) смерть в страдании, в) воскрешение.

Теперь животное не только разрывается, но и расчленяется для вкушения; преломляется и раздается присутствующим хлеб. Однако, хлеб – понятие широкое. Его бытовым архетипом служат травы, зелень, плоды деревьев; вслед за ними идет питание сырыми взращенными растениями, сперва стручковыми, а потом и злаками. Но и зерна колосьев тоже имеют свою историю в качестве архаичного «продукта питания». Их употребляют в еду, просыпав: это – древнейшая форма хлеба; затем их размалывают ручным способом; еще дальше их толкут и разбавляют водой и только в позднейшей стадии замешивают и заквашивают.

Итак, хлебу как одной из форм месива, предшествует хлеб в виде похлебки или каши, то есть растолченных зерен с примесью воды, большей или меньшей густоты. Сначала это похлебка стручковая, сделанная из бобов, гороха и чечевицы; затем она из полбы, ячменя и пшеницы.

На последующих стадиях общественного мировоззрения эти объекты пищи становятся священными. Они остаются принадлежностью алтарей и жертвоприношений и потому кажутся искони присущими богослужению. Это ведет к тому, что прежнее бытовое их потребление обращается в праздники. Так, у греков и римлян каши-похлебки имели священное значение, хотя представляли собой первобытные формы древнего питания. Приведу пример празднования греками третьего дня Праздник Цветов (Анестерии).

Считалось, что в это время пробуждались мертвые; гонимые голодом и жаждой, они требовали своей доли в пирушке. Незримые тени мертвых – вот чудеса! – носились по улицам города. Жители покрепче запирались в домах, предварительно поставив у своего порога глиняный горшок, наполненный похлебкой, сваренной из разных зерен. Живые не смели к ней прикасаться. В этот день людям приходилось не только самим защищаться от мертвых, но и ограждать от них богов. Их святилища обвязывались толстыми веревками, для того чтобы предохранить бессмертных богов от заразы - соприкосновения со смертью.

Дав мертвым до отвала наесться похлебкой, причем ее нисколько не убавлялось в горшках – естественно, что незримые и питались незримо, - с ними прощались до следующего года. Проявления тотемизма, связанного с поеданием хлеба – каши, мы найдем и в современных праздниках. Отчетливую параллель между ритуалами славян – язычников и православных христиан можно проследить в том, как те и другие отмечали и отмечают день 7 января. У язычников - это Коляда, праздник зимнего солнечного божества. Варили сладкую на меду кашу, заправляли ягодами. Такие специальные виды каш, имевших только ритуальное назначение, назывались «кутья» или «коливо». Они несли мощную идею плодородия, победы над Смертью, вечного возвращения Жизни. Кутью готовили в горшке, в нем или же в миске подавали на праздничный стол или относили на кладбище.

Ортодоксальные христиане 7 января празднуют Рождество Христово, и тоже готовят «сочиво» или «кутью», которую дети в сочельник носят своим крестным родителям или взрослые носят друг другу из дома в дом. Многие даже не понимают, зачем это делают, но верно следуют древней традиции. Только вместо меда сегодня кладут сахар, вместо лесных ягод – изюм, а вместо цельной пшеницы – рис.

V. Хлеб как воплощение Тела Христова.

Отголоски тотемизма мы можем проследить и в ритуале современной церкви, связанном с так называемым «богоедством». «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Бытие 3, 19), - некогда сказал Бог Адаму. Господь Иисус Христос называл себя «Хлебом Жизни» (Ин. 6, 35), говорил, что «ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6, 51). Наконец, Он благоволил хлебу быть в таинстве Евхаристии. Помните в Библии: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26, 26).

Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь – Единую при множестве ее членов. Помимо Евхаристического Хлеба, то есть принимаемого во время святого причастия, православная церковь содержит несколько видов хлеба освященного. Например, просфора.



Просфора (гр. – приношение) – это белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Название происходит от обычая первых христиан приносить для совершения Евхаристии хлеб из дому. Сейчас просфоры готовят при церквях. Они состоят из двух круглых частей, в ознаменовании двух естеств Христа. На верхней части ставится печать с изображением Креста (на монастырских просфорах встречается изображение Божьей Матери или святых).
Во время Божественной Литургии из одной просфоры особым образом вырезается прямоугольная часть – Агнец, который впоследствии «пресуществлен» в Тело Христово. Из других просфор, меньших по размеру, извлекают частицы в память членов Земной и Небесной Церкви; эти частицы в конце Литургии опускаются в Кровь Христову, т.е. в красное вино. Малые просфоры положены тем, кто подавал в алтарь поминальные записки.

Пример освящения и поедания хлеба в православных традициях очень напоминает тотемистические ритуалы древности, в которых хлеб как родо – племенное божество олицетворяет и еду, и в то же время, того, кто ее приготовляет и съедает. Хлеб, разделенный и съеденный вместе, - знак союза. Говорят, хлеб врага – горек. С тотемистической точки зрения это означает, что чужой клан для тебя враждебен.

VI. Кубанский тотем.

Жизнь первого поколения казаков на Кубани, прибывших из Украины, с Дона и других уголков России была невероятно тяжелой. Населявшие эти земли кочевники не оставили им пашни. А казак, он в одном лице и воин, и земледелец. Поначалу в чужой непривычной среде, где изобиловали рыбные ловли, а степные просторы были полны дичи, не до земледелия было казаку. Царица приказала границу охранять. Эксперимент первой посадки египетской пшеницы в 1795 году оказался неудачным. После отмены крепостного права увеличился поток переселенцев на кубанские черноземы. Крестьянская душа жаждала ХЛЕБА.

Декабрист П.А.Катенин, будучи в Южной ссылке, так писал о Северном Кавказе: Непроходимая, безлюдная страна,// Притон разбойников, поэзии зараза!// Без пользы, без красы, с каких ты пор славна?// Творенье божье ты иль чертова проказа?// Скажи, проклятая, зачем ты рождена?//

Что помогло сплотить немногочисленные станицы казаков и поселения «иногородних» в условиях бездорожья, отсутствия культурных центров и малочисленности культовых сооружений в первые семьдесят лет (целая человеческая жизнь!) до строительства железных дорог? Не обязательста службы, а какая такая национальная идея позволила успешно выжить, сохранить свою веру православную и крепко стать на ноги поселенцам, сделав дикие земли достойнешей частью Великой России, прославив на весь мир ставший благодатным край?

Думаю, что охранителем и целителем, священным и жертвенным началом был все тот же ХЛЕБУШКО. Для русского, украинского или какого-то другой национальности земледельца тотемистические связи с ним хорошо прослеживаются в таких пословицах и поговорках, как «в земле наши корни», «хлеб хлебу – брат» или «хлебушко – всему миру дедушка». А в известной песне отец говорит сыну: «Ты запомни, сынок, золотые слова: ХЛЕБ – всему голова», ХЛЕБ, который исстари называют также Батюшкой в купе с Землей – матушкой. Раньше Хлеб называли Жито. ЖИТО и ЖИЗНЬ – слова одного корня.

«Хлеб на стол, так и стол престол!» В этом выражении заключена не просто человеческая мудрость, а государственная идея. Кубань сегодня как составная часть России укрепляет мощь государства тем, что здесь выращивается шестая часть всего производимого в стране зерна. Каждый год именно на Кубани решается главный вопрос – будет страна с хлебом или нет.

Хлебный тотем, привезенный на Северный Кавказ украинскими и российскими крестьянами, в короткий срок чудесным образом завоевал бескрайние степные просторы. Как и тысячи лет назад крестьяне ежегодно ведут битву за урожай, и это самая бескровная, самая мирная борьба со своими «страстями», ритуальными действами, заканчивающимися массовым праздником Урожая. В каждом земледельческом хозяйстве собранные в сноп первые колосья, перевязанные красной лентой, хранятся до следующего урожая, символизируя сплоченность и единство людей, принадлежащих к «клану» земледельцев, а также благополучие, изобилие и процветание, смерть и новое возрождение. Зерно, срубленного колоса – это путь в бессмертие рода людей питающегося продуктами зерна.

Хлебом – солью встречают на Кубани дорогих гостей; на свадьбе над головами молодых преломляют хлеб, в шутку молодые от каравая могут откусить, и чей кус будет больше, тот и будет главнее в семье. На поминках среди изобилия поминальных блюд ставят лишь сосуд со спиртным, накрытый куском хлеба в память об усопшем, где, вероятно, хлеб есть то общее, что объединяет умершего родственника с живыми, т.е. ТОТЕМ.

В качестве доказательства того, что ХЛЕБ является определяющим символом Кубани, приведу пример. На уроке кубановедения в нашей школе учащимся было предложено силой своей фантазии и с помощью полученных знаний в области геральдики создать герб нашей станицы Воронежской, одной из многих станиц, где земледелие и животноводство являются ведущими отраслями производства. В итоге, практически каждый герб содержал щит, поскольку в далеком прошлом наши предки - казаки охраняли здесь границу на реке Кубани; другим обязательным атрибутом были пшеничные колосья, а на некоторых гербах - голубые церковные купола вверху служили как бы завершением образа станицы.

Образ хлеба на Кубани сегодня столь значителен, что требует разработки не просто марки, а бренда. Напомню, что бренд – это либо продукт, либо услуга, компания, человек или даже страна, занявший особое место в сознании потребителя. Бренд – это такой актив, который позволил бы нашему краю стабильно зарабатывать и быть защищенными перед лицом других производителей. «Краснодарское – значит отличное» - сегодня это только слова. Нужен логотип кубанского бренда, т.е. надо найти в истории хлебного тотема такой образ, который бы работал сам на себя.

VII. Заключение.

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Тотемизм как комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотемами – видами животных и растений (реже, явлениями природы и неодушевленными предметами) был распространен у всех народов мира. Тотемистическое общество, как правило, делится на несколько кланов, каждый из которых обладает одушевленным или неодушевленным тотемом. Тотем окружен множеством табу. Членство в клане является наследственным и пожизненным. Следует отметить, что полный набор тотемистических черт не встречается ни в одной из известных культур.

2. По мере исторического развития большинство народов утратило тотемистические представления, но в их культуре оказались живучими некоторые символы, знаки, связанные с образами тотемов – покровителей. Огромную роль начинают играть священные изображения тотемных животных или растений наподобие «чуринги» у австралийских аборигенов. Так в гербе советской России и многих городов страны и Кубани нашли свое отражения пшеничные колосья; в гербах многих старинных русских городов мы можем увидеть мощную фигуру медведя.

Медведь и золотые пшеничные колосья – это позитивные и узнаваемые во всем мире образы, связанные с нашим государством в целом и с Кубанью в частности. Так, например, эмблемой успешной московской Олимпиады – 80 стал всем известный Мишка Олимпийский - ловкий, смелый, хитрый, выносливый зверь. Попытки искусственно создать столь же сильный образ нередко заканчивались неудачей, как, например, на Играх в Турине, где талисманом был избран Чебурашка. Странный зверь, в природе не встречающийся и никаких тотемистических корней не имеющий.

В Краснодарском крае в городе Сочи пройдут зимние олимпийские игры в 2014 году. Но уже сегодня идут споры о том, какого зверя избрать в качестве талисмана. Предлагается дельфин, Чебурашка; некоторые не прочь вернуть медведя в новом обличье, лишь бы он стал одним из запоминающихся знаков и вошел в символический набор России наравне с ее официальными символами.

3. Тотемы стали стойкими атрибутами наших будней и праздников, в особенности, что касается православной церковной обрядности. Составной частью ее является освящение пасхальных куличей, преломление хлебов, так называемый обряд «богоедства» во время Евхаристии, или святого причастия. В христианской традиции хлеб – это метафора как духовной пищи, так и воплощение Тела Христова. Хлеб, съеденный с кем-то вместе – знак союза.

Отголоски тотемизма мы находим и в приготовлении ритуального кушанья – кутьи, и в обрядах, посвященных началу и окончанию уборки урожая, и в некоторых запретах, т.е. табу. Нас с детства учат относиться к хлебу с уважением. Сказать о нем плохо, считается святотатством, сорить хлебом – грехом. А в старину говорили: «Да отсохнет рука, бросившая хлеб».

В отношении к животным статус человека вырос. Мы их по-прежнему иногда считаем братьями, только «меньшими». Помните, у Есенина: «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». Гороскопы, пришедшие к нам из глубокой древности, также у многих пользуются большой популярностью. На всякий случай, каждый из нас интересуется, под знаком какого животного он рожден и ищет в себе черты этого знака. Уверена, что почти в каждом доме сегодня найдется символ наступившего года Желтого Быка по восточному гороскопу.

4. В своем исследовании я предположила и попыталась доказать, что главным, хотя и привнесенным на Кубань тотемом, стало ни животное, ни птица, а «основное блюдо», т.е. ХЛЕБ, который у нас – всему голова. Именно ОН, его производство от зернышка до мягкого душистого вкусного и сытного каравая, делают жизнь многих кубанцев осмысленной, а труд – благородным и уважаемым. Успешное будущее того, что я назвала кубанским тотемом, - это хорошо изученное его «прошлое» и его «настоящее». Профессиональный подход в его брендировании, т.е. создании бренда, позволит получить сильный, конкурентно способный ресурс на многие годы. Могут меняться тенденции восприятия, мода, но грамотно разработанное название и фирменный стиль, практически не подвержены влиянию времени, как, например, МЕДВЕДЬ, или красная икра, или матрешка и, даже, простите, водка, - ставшие самыми понятными и востребованными атрибутами России для западного сознания.

ЛИТЕРАТУРА.

1.«Азы православия», издательство Свято-Успенской Почаевской Лавры;

2. Большая Советская Энциклопедия;

3. «Единая Россия на Кубани» №17 (22), 10 – 16 сент. 2007 года

4.Ляховский Л.П. «Молодой семье о кулинарии»;

5.«Русские пословицы и поговорки», М., «Художественная литература», 1988 г.;

6.СолодовниковЮ.А. «Человек в мировой художественной культуре», учебник-хрестоматия для 7 класса, М., «Просвещение», 2000 г.

7.Фрейндберг О.М. «Поэтика сюжета и жанра», М., «Лабиринт», 1997 г.

ИСТОЧНИКИ ИЗ ВСЕМИРНОЙ ПАУТИНЫ:

8.BrendinBlog.ru;

9. «Кем медведь приходился древним людям. Символика образа»;

9.Лео Дм. «Языческое христианство или христианское язычество»;

10.Лукомский В.К. «Герб как исторический источник»;

11. «Позиционирование, нейминг, разработка стратегии бренда»;

12.Смельчаков А. «Конец истории: методика толкования и толкование Апокалипсиса»;

13.Рыбаков Б. «Язычество древних славян»;

14. «Тотемизм. Древняя культура»;

15.«Хлеб - история хлеба, блюда из хлеба, рецепты хлеба.



16.«Олимпийский мишка – 2014?
с. 1

скачать файл