Памятка по обжалованиЮ нарушений прав на мирные собрания Административная


с. 1


ПАМЯТКА

ПО обжалованиЮ нарушений прав на мирные собрания

1. Административная ответственность.
Типичные санкции привлечения к административной ответственности организаторов и участников публичных мероприятий (далее – п.м).




Основания для привлечении к административной ответственности

Санкция

1

Организация и проведения несанкционированного публичного мероприятия.

Статья 20.2 КоАП РФ, часть 2 (нарушение порядка проведения п.м.).

2

Не информирование граждан и органа власти об отмене публичного мероприятия

Статья 20.1 КоАП, часть 1 (нарушение порядка организации п.м.)

3.

Расклеивание объявлений

Региональные КоАП (ответственность за расклеивание объявлений вне установленных местах).

4.

Распространение объявлений о п.м.

Статья 20.2 КоАП РФ, часть 2 (нарушение порядка проведения п.м.), статья 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).

5.

Превентивное задержание организаторов и участников п.м.

статья 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), статья 19.3 КоАП (невыполнение требований сотрудников милиции), а также иные поводы…

6.

Невыполнение предостережения прокуратуры (об ответственности за проведение несанкционированного п.м.)

Статья 17.7 (невыполнения требования прокуратуры)



Общий порядок административного производства

Порядок привлечения к административной ответственности устанавливается статьей 28.1 КоАП РФ. Как правило, - с момента составления протокола, либо вынесения прокуратурой определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Протокол об административном нарушении должен составляться на месте правонарушения (в исключительных случаях – с доставлением в отделение – 27.2 КоАП РФ). Не составление протокола в присутствии задержанного не дает основание представлять дело в суд.

Дело об административном правонарушении должно быть направлено мировому судье в течение суток (статья 28.8)1, который выносит определение, постановление о назначении производства по делу. Дело должно быть рассмотрено судом в течение 15 дней (ст. 29.6 КоАП РФ).


Средства и методы защиты.
Процессуальные гарантии в защите прав.


  1. При составлении протокола об административных правонарушений, задержанный имеет право вносить свои замечания, дополнения, а также доводы в защиту своей невиновности (непричастности) в правонарушении.

  2. При представлении дела в суд, подозреваемый вправе передать в суд в порядке ходатайства документы и возражения, исключающие возможность рассмотрения дела. Такими обстоятельствами могут быть:

- допущенные нарушения при составлении протокола (к примеру: составление протокола лицами, не осуществлявших задержание);

- отсутствие события правонарушения, с представлением доказательств его отсутствия (в т.ч. алиби);

- необоснованное или неправильное применение норм КоАП РФ (например, применение статьи части 2 статьи 20.2 КоАП РФ если п.м. проведено не было);

- истечение срока для привлечения к административной ответственности;

- другие обоснованные обстоятельства (к примеру, - оспаривание действий должностных лиц по основаниям привлечения к ответственности в гражданском процессе, в связи с обращением в прокуратуру о возбуждении уголовного дела по ст. 149 УК РФ «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них»).

Эти материалы мировой суд может признать существенными при вынесении определения (постановления) о подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении. Причем, не только для возвращения (отложении) дела, но для истребования указанных потерпевшим доказательств и свидетелей (29.4 КоАП РФ).

3. В судебном разбирательстве обвиняемый в совершении правонарушения может представлять свидетелей и свидетельства о своей невиновности (ст. 25.1 КоАП РФ).

В делах, связанных с проведением легального публичного собрания, в качестве заинтересованной стороны особенно важно участие в деле организатора публичного мероприятия. В этом случае его показания должны иметь определяющее значение (см. дополнения).

4. Решение об административном правонарушении должно быть вынесено в течение 2 месяцев с момента совершения правонарушения. Истечение срока давности «является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении» (статья 24.5 КоАП РФ). Также обязательным условием для рассмотрения дела судом является надлежащее извещение лица о месте и времени рассмотрения дела (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, Постановление Верховного Суда РФ от 14 ноября 2006 г. N 48-АД06-6).

5. Суд при разбирательстве дела может самостоятельно переквалифицировать статью административной ответственности (Постановление Пленума ВС РФ № 5 от 24.03.2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Однако, только в том случае, если в представленных УВД и прокуратурой материалах есть доказательства и основания в привлечении ответственности о другой статье КоАП РФ.

5. Решение мирового суда обжалуется в аппеляционном порядке в районный суд. Жалоба подается через мирового судью. Надзорного порядка в обжаловании по КоАП РФ не предусмотрено.

6. В случае позитивного решения суда о неправомерном отказе в регистрации уведомления о п.м., решение об административном наказании (вступившее в законную силу) может быть обжаловано протестом регионального прокуратура (ст. 30.11 КоАП РФ).


Основные доводы и основания для обжалования административных правонарушений




Обвинение

Доводы

Нормативная база

1.

Проведение несанкционированного п.м. до и во время несанкционированного п.м.

Сотрудники УВД при задержании в подозрении в совершении правонарушения обязаны выяснить причастность задержанного к п.м. и установить его вину.


Отсутствие состава либо события административного правонарушения (ст. 24.5 КоАП РФ), презумпция невиновности (ст.1.5 КоАП РФ).

2.

Проведение несанкционированного п.м. задержанным, в том случае если оно санкционировано.

Сотрудники УВД обязаны согласовывать свои действия с организаторами п.м. Решение о задержании конкретных лиц принимаются уполномоченные представители администрации и УВД. При этом вмешательство в проведение п.м. допускается только при соблюдении процедуры переговоров с организаторами.

В суде должно быть обеспечено присутствие организатора п.м.



Ст. 14,15 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».



4

Расклеивание объявлений

Обязанность органов местного самоуправления определять места для бесплатного размещения некоммерческих объявлений.

По смыслу региональных КОАП об ответственности за размещение объявлений вне установленных местах, ст. 8 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. за № 24-ФЗ, п. 3 Указа Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию"

5.

Распространение объявлений о п.м

Организаторы публичного мероприятия с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия имею право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии (в частности – путем распространения листовок, в которых содержалась информация, относящаяся к проведению данного публичного мероприятия).

п.3 ст.5, ст.10 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: организатор публичного мероприятия имеет право «проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации».




Невыполнение предостережения прокуратуры

ФЗ «О прокуратуре» установлен исчерпывающий перечень требований прокуратуры, подлежащих обязательному исполнению. Предостережение о недопустимости нарушения закона не относится к таким требованиям и не является самостоятельным процессуальным основанием для привлечения к административной ответственности, а содержит исключительную цель профилактики правонарушения

В соответствии со ст.ст. 6, 25.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. № 2202-I.




  1. Обжалование действий и решений органов власти и должностных лиц в порядке гражданского судопроизводства.


Общий порядок обжалования
Заявление об обжаловании подается, как правило, в суд по месту нахождения ответчика. Требования для заявителя: доказать (мотивировать) факт нарушения, представить адрес ответчика, указать свидетельства (свидетелей).

Обжалование возможно в порядке искового заявления и жалобы, которые имеют свои особенности:





Иск




Жалоба

в порядке публичных правоотношений




+ Возможность получения компенсации;

+ Обязанность суда рассматривать заявленные требования;


___________________________________

- Бремя доказывания незаконных действий возлагается на заявителя;

- Необходимость определять вину и размер нанесенного вреда для каждого из ответчиков;

- Для определения компенсации необходимо устанавливать из какого бюджета финансируется деятельность органа власти (должностного лица).



+ Бремя доказывания законности действий возлагается на гос. орган;

+ Возможность привлекать к делу неограниченное число заинтересованных сторон (др. потерпевших);

+ Нет необходимости определять вину и степень участия в правонарушении привлекаемых гос. органов и должностных лиц.

______________________________________

- Возможность расширять предмет разбирательства по инициативе суда;

- Возможность привлечь гос. орган за неявку в суд (на усмотрение суда)




Таким образом, форму обжалования целесообразно выбирать в зависимости от полноты доказательств. Если они надежны – это может быть иск, если есть в них сомнения или защита «ответчика» агрессивна – лучше обжаловать в порядке публичных правоотношений (заявления).

Обжалование судебных решений по общим правилам гражданского производства, - в порядке кассации и надзора. Однако, есть и другие возможности:

- обжалование решений по новым обстоятельствам (к примеру, если в суде обжаловался отказ в регистрации уведомления п.м. до его проведения, а в день п.м. выяснилось, что основания отказа не подтвердились фактически).

- обжалование решений по вновь открывшимся обстоятельствам (к примеру, уже после судебного решения были обнаружены свидетельства, которые подтверждают, что обжалуемые действия (решения) гос. органов незаконные).


►Получение доказательств от ответчика. По делам, рассматриваемым судами в порядке публичных правоотношений имеется возможность затребовать материалы, связанные с обжалуемым нарушением или письменные ответы на ключевые вопросы. Требования о представлении информации можно заявлять либо через судью, либо (если судья не поддерживает ходатайство) – вручать в процессе письменный запрос представителю заинтересованного лица («ответчика»), с требованием внести в протокол информацию об этом. В последнем случае, если заинтересованное лицо не представляет письменного ответа, – требование о представлении информации можно обжаловать в том же процессе (внести в качестве дополнения к жалобе).

В качестве оснований для требования применяется: Статья 24 Конституции РФ, статьи 11, 12, 14 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ, а также статья 249 ГПК РФ (бремя доказывания).
►Использование заключения специалиста. Согласно целям судебного разбирательства дела, связанного с публичными правоотношениями, - ст. ст. 254, 253, 258 ГПК РФ суд обязан дать оценку фактам нарушения (ущемления) прав и свобод человека и гражданина, и устранить допущенное нарушение и препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется международные договора Российской Федерации (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ). А согласно пункту "b" части 3 статьи 31 Венской конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.

Таким образом, в суд можно подготовить и представить заключение специалиста (юриста с опытом и знаниями международного права и практики Европейского суда по 11 статье. Судья в свою очередь в соответствии со ст. 188, 157 ГПК РФ обязан принять заключение специалиста и использовать это заключение при составлении решения. Кроме того, суд, по ходатайству заявителя может опросить специалиста по вопросам применения и толкования норм права по обеспечению свободы собраний. В противном случае суд обязан вынести мотивированное определение о не допуске специалиста но только по тем основаниям, которые изложены в ст.ст.16, 18 ГПК РФ.

В качестве доводов в ходатайстве о привлечении специалиста необходимо использовать постановление Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ»

В частности, п. 9: «При осуществлении правосудия суды должны иметь в виду, что по смыслу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статей 369, 379, части 5 статьи 415 УПК РФ, статей 330, 362 - 364 ГПК РФ неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение нормы международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права.
Основные доводы в обжалования действий и решений гос. органов




Нарушение

Доводы

Нормативная база

1.

Отказ в регистрации уведомления по основаниям:

- проведение п.м. в непосредственной близости от режимных объектов;


Границы территории режимных объектов определяются границами землеотвода под здания и сооружения.



п. 9 статьи 2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».




- угроза в проведении п.м. для памятников культуры


Оценка угрозы для памятников может быть представлена исключительно на основе доказательств. При этом, допускается запрет движения транспортных средств на территории объектов культурного наследия.
Для обеспечения безопасности участников п.м – должна быть представлена экспертная оценка опасности обрушения зданий. При этом должны быть определены границы охраняемой территории.


Порядок проведения п.м. на территориях объектов культурного наследия регулируется положениями региональных органов исполнительной власти.

Часть 1 статьи 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Статья 38 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ


- ограничение в работе транспорта, проходу людей и т.п.


Такие доводы не предусмотрены ФЗ, в качестве основания для отказа в регистрации заявки на п.м.

Факт препятствования либо ограничения прав и интересов др. лиц может быть установлен только на месте проведения п.м. и разрешается организаторами.

«… устанавливая границы дозволенного поведения участников публичных мероприятий в части, касающейся мест их проведения, Закон тем самым не допускает возможность произвольного усмотрения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Кроме того, предусмотренное Законом согласование организатором публичного мероприятия с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления изменения по их мотивированному предложению места проведения публичного мероприятия позволяет достигнуть сторонам договоренности, определяться по поставленному вопросу таким образом, чтобы не допустить угрозы безопасности публичного мероприятия».

Администрация не имеет полномочий принимать решения в обеспечении правопорядка.

Свобода собрания не может быть ограничена соображениями безопасности в угрозе общественным или государственным интересам, без фактических оснований (пока во время манифестации не станет очевидной такая угроза).

Ограничения собраний с применением Правил дорожного движения «несовместимы с конституционными гарантиями свободы собрания»



ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в частности, статьей 5, 6, 8)

Ответ Конституционного суда о проверки конституционности ст. 8 ФЗ от 22 февраля 2007 года. № 122, Советник управления конституционных основ публичной власти и федерального устройства Н.К. Полякова


Решение Европейского суда Эзелин против Франции, 26 апреля 1991 года, № 202. п.53

Устав органа местного самоуправления
Дело Станков и другие против Болгарии Европейский суд по правам человека. Избранные постановления 2001 г. М., Ч.II, стр. 311-312.

Дело Бачковский против Польши от 3 мая 2007 за № 1543/06, п. 71.



- проведения п.м. на территории собственника (организации, учреждения, предприятия и т.п.)

Успешная реализация права на свободу выражения мнения «не просто зависит от обязанно­сти государства воздерживаться от вмешательства, но и может потребовать активных мер защиты даже в сфере отношений между частными лицами»

«В том случае,…. когда запрет на доступ в частные владения препятству­ет любой эффективной реализации свободы выражения мнения или можно сказать о том, что произошло нарушение самой сути этого права, Суд не ис­ключает возможности возникновения активного обязательства государства по защите реализации прав, которые гарантируются Конвенцией, путем ре­гулирования прав на частную собственность. Примером может служить город с самоуправлением, где все муниципальные органы контролируются частной организацией»



Дело Эпплби против Соединенного Королевства (2003 г.), пункт 39, со ссылками на дела Озгур Гюндем против Турции (2000 г.), пункты 42-46, а также Фуэнтес Бобо против Испании (2000 г.), пункт 38.


- проведение на заявленном месте иного п.м.

право на контр-демонстрацию


Порядок согласования п.м. определяет возможность определения (разнесения) мест проведения п.м.м в интересах всех участников.

«отменив собрание истца, местные власти вели себя деспотично. Суд находит, что не было основания для посягательства на право истца собираться».

Соображения безопасности не могут служить основанием для ограничения свободы собраний в том случае если не превышен «порог допустимости» (в проявлении насильственных действий)

Государство не может ограничивать публичные акции, проводимые параллельно. Такое ограничение создает дискриминационные преимущества одних участников акций перед другими.

«право на контр-демонстрацию не может распространяться на действия, препятствующие реализации права на демон­страцию».


п/п 1 пункта 3, п/п 3 пункта 4 статьи 5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

Дело ЕС Махмудов против России от 26 июля 2007 г., жалоба № 35082/04. (пункт 72)

Дело ЕС Станков и Объединенная Македонская организация «Илинден» против Болгарии (2001 г.)

Дело Платформа «Врачи за жизнь» против Австрии (1988 г.), п. 32., а также Дело Бачковский против Польши от 3 мая 2007 за № 1543/06.



- предложения иного места проведения п.м.

Иное место проведения пикета исключало достижение задач п.м., что определяет нарушение прав.

Статья 31 Конституции, ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах ООН, от 16 декабря 1966 г. и ст. 11 Европейской Конвенцией по защите прав и основных свобод.

2.

Задержание участников п.м. для установления личности при наличии документов, либо для составления протокола об адм. Правонарушении

С целью опроса

Сотрудники УВД могут задерживать гражданина исключительно в случае обоснованного подозрения в причастности к совершению административного правонарушения или уголовного преступления.

Протокол об административном правонарушении составляется на месте правонарушении. Задержание и доставление в отделение правонарушителей допускается лишь в исключительных случаях при обоснованной необходимости.

Сотрудники милиции обязаны приоритетно обеспечивать право на мирную демонстрацию, даже если имеются основания для задержания участника п.м. «Достаточное подозрение предполагает существование фактов или информации, которые бы удовлетворили объективного наблюдателя в том, что предполагаемое лицо могло совершить правонарушение».

Право сотрудников милиции опрашивать граждан (получать сведения) определяется исключительно задачами (процессуальными условиями). Т.е. допускается при раскрытии преступлений, правонарушений и т.п.

Задержание и доставление (насильственные меры) с целью опроса не допускаются.

«Различие между лишением и ограничением свободы…. состоит исключительно в степени интенсивности, а не в природе или сути применяемой меры».



ФЗ «О милиции»,

Статья 27.1 КоАП РФ,


Дело ЕС Махмудов против России от 26 июля 2007 г., жалоба № 35082/04.

Ст.ст.10-11 ФЗ "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1

Дело ЕС Гиллан против Комиссара полиции Лондона и др. (2006 г.), HL12, пункты 21-24. Дело ЕС Гуццарди против Италии (1980 г.), пункты 92-93



3.

Задержания при распространении объявление о п.м.

Организатор публичного мероприятия имеет право «проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации».

С момента подачи уведомления о проведении п.м. его организатор имеет право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии (в частности – путем распространения листовок, в которых содержалась информация, относящаяся к проведению данного публичного мероприятия).



п. 3 ст. 5 ст. 10 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

4.

Сбор данных на общественных активистов

Не предусмотрен ФЗ «Об ОРД», в т.ч. в использовании данных «Розыск-магистраль».
«Сбор данных службами безопасности в отношении отдельных лиц даже без использования методов скрытого наблюдения было признано нарушением права заявителей на частную жизнь.

ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 года.

Дела ЕС Леандер против Швеции (1987 г.), п. 48; Ротару против Румынии (2000 г.), пп. 43-44. В деле Аманн против Швейцарии (2000 г.), пп. 65-67, Перри против Соединенного Королевства (2003 г.), п. 38.



5.

Понуждение к снятию отпечатков пальцев (ладоней) и фотографирование

ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» допускает снятие отпечатков пальцев только при добровольном согласии (исключая производство по уголовному делу). Сотрудники не правомочны драть отпечатки ладоней и фотографировать задержанных.

Статья 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.

Статья 13.22 КоАП РФ;



6.

Задержание за распространение газет

«В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации». Ограничение на распространение допускается лишь в случае нарушения условий издания (например: выходных данных). Но к ответственности в этом случае привлекается только представитель издания.

Статья 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.

Статья 13.22 КоАП РФ



7.

Прекращение п.м. по мотивам содержания лозунгов (воззваний).

Правом приостанавливать (или прекращать) п.м. наделяются только уполномоченные лица от УВД и администрации. Процедурно они обязаны предложить организатору устранить нарушения, предоставить время на его устранение и обосновать свои требования, по которым составить акт (который они должны в течение 24 часов после п.м. передать организаторам).

«Автоматическое применение превентивных мер для по­давления свободы собраний и свободы выражения мнения, за исключением случаев подстрекательства к применению насилия или отрицания демократических принци­пов (независимо оттого, насколько шокирующими и неприемлемыми определенные мнения или выражения могут представляться властям и насколько противозаконны­ ми могут быть предъявляемые требования), идет во вред демократии и зачастую даже ставит ее под угрозу».

«Суд постановил, что, несмотря на то, что рассматриваемые вопросы имели отношение к государственным символам и национальной принадлежности, это не было доста­точным поводом для предоставления государственным органам такой широкой свободы действий».

Европейский суд по правам человека счел «неубедительным то, что пение достаточно мягко сформулированной студенческой песни можно с достаточными основаниями интерпретировать как призыв к публичному насилию».



ст.ст. 13-17 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

Дело Станков и Объединенная македонская организация «Илинден» против Болгарии (2001 г.). п. 80


Там же

Дело ЕС Христианской демократической народной партии против Молдовы (2006 г.)




8.

Задержание участников п.м. на основании розыска или подозрения в совершении правонарушений

Свобода участвовать в мирных собраниях, "является настолько важной, что не может быть никоим образом ограничена до тех пор, пока лицо не совершит какое-либо предосудительное действие в данной ситуации".

Суд не разделяет мнение Правительства о том, что для нарушения права заявителя на свободу собраний было достаточного того факта, что заявитель являлась нелегальным иммигрантом,…. так как [interalia] мирные акции протеста против законодательства, с которым протестующие не согласны, не являются законной целью для ограничения свободы в том смысле, в каком это предусмотрено в параграфе 2 Статьи 11».



Дело ЕС Эзелин против Франции (Ezelin v. France No 11800/85. 14 EHRR 362. См. также Arzte fur das Leben v. Austria).
Дело ЕС Сиссе против Франции (2002 г.), п. 50

9.

Прекращение п.м. в связи с угрозами или насильственными действиями отдельных участников (провокаторов)

Процедура прекращения или приостановления п.м. определяет согласованность действий организаторов и уполномоченных лиц.

«Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право:

- по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места

его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора

публичного мероприятия».

«Человек не лишается права на свободу мирных собраний в результате случайной вспышки насилия или других наказуемых деяний, совершенных в ходе демонстрации другими лицами, если намерения или действия данного лица продолжали носить мирный характер».



ст.ст. 13-17 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

п/п. 3, п. 2 ст. 14 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

Решении ЕС по делу Зилиберберг против Молдовы (2004 г.) (о допустимости дела к рассмотрению), стр. 10


10

Задержание участников п.м. на санкционированном п.м. либо в непосредственной близости от него.



Сотрудники милиции обязаны обеспечивать право граждан на участие в п.м. и оказывать содействие в его проведении.

Действия сотрудников милиции должны быть согласованы с организаторами п.м.


«Свобода принятия участия в мирном собрании имеет такую важность, что человек не может быть подвергнут санкции - даже в применении простых дисциплинарных штрафов – если это помешает принять участие в законной демонстрации, пока этот человек не совершает никакой предосудительный акт.

Полиция не имеет право задерживать участников альтернативной демонстрации, только потому, что они находятся на пути другой (санкционированной) демонстрации. «Власти не делали никакие попытки разогнать участников на демонстрации из-за незаконной преграды движения. Из этого следует, что “преграда уличного движения ”, в котором заявитель был признан виновным, определялся (только) его физическим присутствием на месте демонстрации. Эта демонстрация проводилась на улице, где движение уже было заранее приостановлено заранее с очевидным намерением обеспечить проведения законной демонстрации. Относительно громкого шума, производимого заявителем, не имеется никаких доказательств, что этот шум провоцировал любую непристойность или подстрекательство к насилию. Суд, при этом, находит, что трудно вообразить многолюдную политическую демонстрацию, на которой люди выражают их мнение, не производя значительного количество шума».



Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 "Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями от 21 июня 1999 г., 10 сентября 2001 г., 19 марта 2004 г., 28 марта 2005 г.); «Типовое положения об отряде милиции особого назначения органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденного приказом МВД РФ от 19 марта 1997 г. № 162.

Ст. 14,15 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»,

Дело ЕС Эзелин против Франции No 11800/85 p. 23, § 53.

Дело Галустян против Армении, № 26986/03, от 15 ноября 2007, п. 116




Условия вмешательства в ограничении свободы собраний определяется

  • угрозой насилия для других граждан2,

  • призывами к насилию или пропагандой войны3

  • проводится в заведомо неза­конных целях, или когда на собрании присутствует запрещенная организация4,

и в этом случае такое вмешательство правомерно и законно;

В случае такого нарушения сотрудники милиции вправе задерживать нарушителей, а также документировать нарушение: опрашивать по месту нарушения свидетелей (участников собраний) а также их фотографировать.5


3. Обжалование действий и решений в порядке уголовного процесса
За ограничение публичных мероприятий в УК РФ предусмотрена уголовная ответственность – статья 149 УК РФ «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них». Кроме того, неправомерные действия сотрудников правопорядка как правило содержат состав преступления (как минимум - «превышение служебных полномочий» - статья 286 УК РФ.

Как правило, в практике никто к уголовной ответственности не привлекается, по основной причине: - прокуратура, возбуждение уголовного дела для которой находится в исключительном ведении, пристрастна и действует только в интересах гос. органов.

Но перспектива обращения в прокуратуру может иметь позитивные последствия в трех случаях:


  1. Когда вынесено решение суда о признании факта неправомерного нарушения прав со стороны сотрудников гос. органов (правопорядка).

  2. Если в действиях сотрудников правопорядка имело место очевидное (несанкционированное руководством) превышений полномочий. В этой связи, в возбуждении уголовного дела может быть отказано, но вынесен протест в адрес конкретных виновных лиц об их привлечении к дисциплинарной ответственности.

  3. Для получения свидетельств о факте нарушения.

В последнем случае, проверка по заявлению может дать необходимую для обжалования в гражданском процессе информацию. В частности, - о том кто и на коком основании принял противоправное решение (о которых организаторам публичного мероприятия не посчитали нужным сообщить).

Это информация может быть представлена в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, а также содержаться в материалах проверки, с которой заявитель по настоянию может ознакомиться.




1 По региональным КоАП, решение об административным правонарушениям (за расклейку объявлений) может быть возложена на органы исполнительной власти местного самоуправления.

2 Дело ЕС Сиссе против Франции (2002 г.), пункт 37 «На практике, единственным видом собраний, которые нельзя было отнести к категории «мирных собраний», были собрания, в которых организаторы и участники намеревались применять насилие». Также см. Г. против Федеративной республики Германия (1989 г.),

3 Решение Комитета по правам человека ООН по делу об отрицании Холокоста Эрнст Зюндель против Канады, Уведомление № 953/2000, UN Doc. CCPR/C/78/D/953/2000 (2003 г.).

4 Дело ЕС Станков и Объединенная македонская организация «Илинден» против Болгарии (1998 г., решение о допустимости дела к рассмотрению).

5 Дело Фридл против Австрии (1995 г..


с. 1

скачать файл