По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ


с. 1
Материалы муниципального этапа

всероссийской олимпиады школьников по истории

в 2011/12 учебном году
Задания тестового тура для 9 класса


  1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.




  1. П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, Э.И. Тотлебен, Н.Н. Муравьев
    _____________________________________________________________

  2. Конфискация, национализация, муниципализация, социализация
    _____________________________________________________________

  3. Крестьянское общинное землевладение; идея права всех людей на землю; общинное самоуправление; природный коллективизм; возможность построения социалистического общества. ___________________________________________________________

  4. 1806-1812 гг.; 1828-1829 гг.; 1853-1856 гг.; 1877-1878 гг. ___________________________________________________________




  1. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее словосочетание подчеркните.




  1. Ликвидация или ограничение роли сословного представительства; неограниченная власть верховного правителя; наличие сословного самоуправления; высокая степень централизации власти.

  2. Крестоносцы; византийцы; печенеги; хазары.

  3. Н.Г. Чернышевский; А.С. Хомяков; А.И. Герцен; Д.И. Писарев.

  4. «Кровавое воскресенье»; отречение Николая II от престола; Октябрьская всероссийская политическая стачка; Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

  5. Ф. Шаляпин; А. Нежданова; Л. Собинов; М. Петипа




  1. Решите историческую задачу.




  1. Какие предметы Вы бы изучали, если учились бы в дореволюционной классической гимназии, и какие в реальном училище? ______________________________________________________________________________________________________________________

  2. Как известно, выборы в дореволюционную Государственную Думу осуществлялись по куриям. За кандидата А проголосовало 2 помещика; за кандидата Б- 5 представителей буржуазии: за кандидата В- 12 крестьян; за кандидата Г- 25 рабочих. Все они претендуют на одно депутатское место. Кто из них получит его в соответствии с избирательным законам 11 декабря 1905 г.? ____________________________________________________________________________________________________________________

4. Соотнесите ордена и девизы:


1. Святого апостола Андрея Первозванного (1698 г.).

2. Святой великомученницы Екатерины (1714 г.).

3. Святого Александра Невского(1725 г.).

4. Святого великомученика и Победоносца Георгия (1769 г.).

А. «За труды и отечество».

Б. «За любовь и отечество».

В. «За службу и храбрость».

Г. «За веру и верность».

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов, словосочетаний, дат, имен из предложенного списка. Словосочетания даны в именительном падеже единственного числа. В списке слов и сочетаний больше, чем пропусков в тексте!


А. Младшим современником Феофана Грека был великий __________.

Самое знаменитое творение этого мастера – икона _________________.

Не случайно заседавший более ста лет спустя после смерти художника церковный Стоглавый собор в ____________ велел всем живописцам «писать …… иконы, как писал он».
Б. В 1708-1710 г.г. прошла реформа органов ______________. Старая система назначения из центра воевод для управления ________ отменялась. Между уездом и столицей появилась промежуточное звено ____________.
В. Разработка российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа ___________, ставшего впоследствии ___________. Он считал исконными основами русской жизни __________, ___________ и ___________.
Г. По настоянию военного министра ________ император принял решение перейти к планомерной осаде __________, руководство которой было поручено герою оборону Севастополя инженер-генералу ________. Турецкие войска вынуждены были в конце ноября ________ сдаться.
Д. Основным направлением реформы, начатой еще во время _______, было разрушение общины. В полную силу указ __________ о переходе общинных наделов в частную собственность крестьян-единоличников «заработал» уже в послереволюционной России.
Варианты ответов:

1. Местное управление.

2. С.С. Уваров.

3. Православие.

4. Д.А. Милютин.

5. Э.Н. Тотлебен.

6. 1877 г.

7. П.А. Столыпин.

8. «Троица».

9. Уезды.

10. 1551 г.

11. Андрей Рублев.

12. 1900-1903 гг..

13. 9 ноября 1906 г.

14. Самодержавие.

15. Министр народного просвещения.

16. Февральская революция.

17. Плевна.

18. Народность.

19. Губерния.

20. Революция 1905-1907 гг..



  1. В Кижах рядом со знаменитой Преображенской церковью в том же XVIII в. была построена Покровская, поменьше. Зачем небольшому острову понадобилось два храма?

______________________________________________________________________________________________________________________


  1. О ком идет речь?

Он родился в 1781 г. Был адъютантом А.В. Суворова в Итальянском походе. За поэму о генералиссимусе избран действительным членом Вольного общества российской словесности. В 23 года возглавил прокуратуру одной из центральных губерний. Участвовал в отечественной войне 1812 г. Был близок к идеям декабристов. Много лет провел в Сибири. Книгу с описанием одной из сибирских губерний посвятил императору Николаю I. Российской академией наук был за нее удостоен Демидовской премии. Умер в год гибели А.С. Пушкина.

______________________________________________________________________________________________________________________





  1. Определите авторов приведенных ниже поэтических отрывков и исторических деятелей, о которых в них идет речь. Запишите напротив буквы, обозначающий поэтический отрывок, порядковый номер автора и исторического деятеля из приведенного списка. Вы не должны использовать имена всех поэтов и всех исторических деятелей.

Поэты: Исторические деятели:



  1. В.Я. Брюсов. I. М.Б. Барклай де Толли.

  2. В.А. Жуковский. II. М.И. Кутузов.

  3. М.Ю. Лермонтов . III. В.К. Кюхельбекер.

  4. В.В. Маяковский . IV. Наполеон I.

  5. А.С. Пушкин. V. Н.Н. Раевский.

А. Поэт, которому было поручено разработать план обучения наследника престола, писал об этом историческом деятеле:

…слава наших дней.

Хвала! перед рядами

Он первый грудь против мечей

С отважными сынами.

Б. Поэт, отдаленным родством с которым гордился П.А. Столыпин, писал об этом историческом деятеле:

Один – он был везде, холодный, неизменный.

Отец седых дружин, любимый сын молвы,

В степях египетских, у стен покорной Вены.

В снегах пылающей Москвы!

В. Поэт, утверждавший, что человеку просвещенному гордиться славою предков не только можно, но и должно, писал об этом историческом деятеле:

И на полупути был должен наконец

Безмолвно уступить и лавровый венец,

И власть, и замысел, обдуманный глубоко,-

И в полковых рядах сокрыться одиноко.

Там, устарелый вождь, как ратник молодой,

Свинца веселый свист заслышавший впервой,

Бросался ты в огонь, ища желанной смерти,-

Вотще!...

Г. Поэт, после Октябрьской революции 1917 г. ставший членом Коммунистической партии, в одном из стихотворений напомнил имя этого исторического деятеля:

И заглушат ли гулы славы

Вопль здесь встающих голосов,

Где первой вольности предтечи

Легли под взрывами картечи!

Иль слабый стон, каким душа

Вильгельма плачет с Иртыша!

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





  1. Расположите имена исторических деятелей и исторические факты в хронологической последовательности.




  1. А) А.Ф. Адашев

Б) А.М. Горчаков

В) К.П. Победоносцев

Г) Г.А. Потемкин

Д) М.М. Сперанский


2. А) Гибель царевича Дмитрия

Б) Избрание на царство Бориса Годунова

В) Правление Василия Шуйского

Г) Семибоярщина

Д) Царствование Лжедмитрия I

____________________________________________________________________________________________________________________________________





  1. В русской исторической лексике есть слова, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю. Перед Вами три таких термина. Укажите:

а) краткое определение термина;

б) период, когда появилось это слово;

в) фамилию и имя исторического деятеля;

г) кем был исторический деятель.




  1. Никониане.

  2. Зубатовщина.

  3. Екатеринка.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Какие сословия в Руси неизменно просуществовали с образования государства и будут существовать в третьем тысячелетии?

______________________________________________________________________________________________________________________



  1. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги и союзы, изменять слова по падежам и пр.




  1. Деньги, товары, долг, проценты, возвращение, последующее, предоставление.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Жизнь, течение, сторонники, политическая, преемственность, культурная, отстаивание, идеи, традиции, сохранение. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Возможность, каждая, друг друга, исключающая. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Влияние, сферы, расширение. ____________________________________________________________________________________________________________________

  5. Знак, военачальники, полномочия, хан, свои, который, Золотая Орда, выдавать. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Перед вами фрагмент древнерусского источника, который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским языком, и изучающих историю России. Необходимо, однако, разъяснить сущность и смысл данного фрагмента, исторические обстоятельства его появления. Для этого:




  1. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.

  2. Укажите, как называется данный исторически источник.

  3. Дайте комментарий к словам, выделенным курсивом.

  4. Назовите хронологический период истории России, в который имело место описанное событие.

  5. Охарактеризуйте смысл проводившейся меры.

Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, либо отцю, ли сыну, ли братнюю сынови; аще ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривенъ. По Ярославе же паки совкупившеся сынове его: Изяславъ, Святославъ, Всеволодъ и мужи ихъ: Коснячько, Перенегъ, Никифоръ, и отложива убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все якоже Ярославъ судилъ, такоже сынове его оуставиша.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Это был единственный редактор русской газеты, в работу которого не вмешивались власть имущие. О ком идет речь? Как называлась газета?

______________________________________________________________________________________________________________________

Задания аналитического тура для 9 класса
Дорогие участники олимпиады!
Перед вами десять высказываний о событиях и деятелях русской истории. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Желательно, чтобы при выполнении письменной работы Вы смогли членам жюри продемонстрировать:

- обоснованность выбора темы;

- творческий характер восприятия темы, её осмысления;

- грамотное использование фактов и терминов;

- четкость и доказательность основных положений работы;

- знание различных точек зрения по избранному вопросу.


Желаем удачи!


  1. В историческом календаре 4 ноября – это дата, которая занимает особое место. Тогда, в далеком 1612 году, под стенами Кремля была одержана не только победа над иноземными захватчиками: благодаря единению многонационального народа России был положен предел многолетней смуте и внутренним распрям (В.В. Путин).

  2. « Наименование Русского государства империей, а Петра императором всероссийским отразило глубокое изменения во внутреннем и международном положении страны. Государство, участие которого в международных делах ограничивалось отношениями с соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы, теперь прочно вошло в круг европейских держав» (Н.И. Павленко).

  3. «Хотя многие русские, особенно при дворе и в армии, имели все основания забыть о Павле, фактически то, что Павел совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX в.» (Родерик Мак-Грю, американский историк)

  4. «Царствование Александра I предоставляет собой единый в своей внутренней сущности процесс. Деление его на два или больше периодов, различных по содержанию приходящихся на каждый из них мероприятий, должно быть отброшено» (А.В. Предтеченский).

  5. «Я считаю царствование Николая I прямым логическим продолжением второй половины предшествующего царствования (Александра I)» (В.О. Ключевский).

  6. «Историческая ценность революций зависит от трех условий: от того, что разрушается, от кого, что создается, и от тех легенд, которые революциям сопутствуют. Декабристы ничего не разрушали и ничего не создали. Их ценность всецело в их легенде. Но и этого достаточно» (М.А. Алданов).

  7. «Отмена» крепостного права предоставляет собой, вероятно… единственный в своем роде пример социального переустройства под руководством государства в новой европейской политике» (Т.Эмменс).

  8. «Император Александра III его современники далеко не оценили, и большинство относится к его царствованию скептически. Это в высшей степени несправедливо. Император Александр III был великий император» (С.Ю. Витте).

  9. «В движении 1905 года в отличие от революции 1917 года все партии и группы русской интеллигенции шли с огромной верой и энтузиазмом… Гражданская война была неизбежна и в этом случае. Но она имела шансы окончиться победою опирающихся на удовлетворенное крестьянство умеренных слоев демократии» (Г.П. Федотов).

  10. « Гражданская война, гражданская война… где ждать напрасный труд счастливых перемен» (А. Городницкий).




с. 1

скачать файл