По льду в Кронштадт Дневник похода на лыжах, пройденного 19-20 февраля


с. 1
По льду в Кронштадт
Дневник похода на лыжах, пройденного 19-20 февраля 2007 г.
Маршрут: ст. Сестрорецкий Курорт – о.Первомайский, форт «Тотлебен» - о.Красноармейский, форт «Обручев» - о. Котлин

С пляжа в Сестрорецком Курорте виден остров. Это не Котлин, не Кронштадт, как думают некоторые. Оптический обман находится в 5 километрах от ст. Курорт и называется «Форт Тотлебен» (о. Первомайский).


В 1895 году Военным Ведомством было принято решение о реконструкции Кронштадтской крепости. В частности на акватории Финского залива к северу от о. Котлин предполагалось возвести два новых морских форта "А" (Тотлебен) и "В" (Обручев). Форт "Тотлебен" вытянут по оси восток-запад, имеет три ярко выраженных фронтальных фаса и два усеченных фланговых фаса. Конструкция форта представляет собой сплошной двухъярусный казематированный траверс с узкими окнами в металлическом переплете. У стен - бетонные лестницы с коваными перилами. Вместо кровли плоская площадка с командными пунктами и орудийными гнездами, разделенными толстыми бетонными стенами. В центре здания аттик, на котором располагался двуглавый орел с лапами, обвитыми лавровым венком. Хотя форт "Тотлебен" был построен в начале ХХ столетия, но перестраивался до 50-х годов. На нем устанавливали новейшее для своего времени вооружение, но оно устаревало прежде, чем его удавалось применить.

Однако в настоящее время форт Тотлебен нельзя назвать окончательно заброшенным. В северном крыле форта еще теплится жизнь. На острове живет некий КОМЕНДАНТ бородатый и еще несколько добровольцев время от времени несут вахту по охране памятника фортификации. Коменданта зовут Владимир Ткаченко, он даже написал и издал книгу о фортах. Добровольцы пытаются восстановить форт, у них в жилых казематах есть что-то даже вроде музея. Но праздношатающихся посетителей они не очень жалуют. Стараются выгнать, утверждая, что форт закрыт МЧС и взят в аренду. Но если с ними нормально пообщаться, то могут и экскурсию по форту провести, но взамен просят оказать какую-нибудь помощь форту. Это может быть работа (типа дров напилить) или какой-нибудь денежный взнос. Они обитают в северной части форта, а зимой по льду можно зайти в форт с любой стороны. Так что с добровольцами несущими вахту можно и не встречаться.


Что смотреть:

http://www.nortfort.ru/nfort/foto_t1.html - форт Тотлебен

http://www.nortfort.ru/nfort/foto_o11.html ,

http://obrychev2003.narod.ru/ - форт Обручев

http://www.antiq.info/arms_/6942.html - историческая справка, журнал «Антиквариат»

http://mirimen.com/co_beo/Totleben-JEduard-Ivanovich-3343.html - граф Э.И. Тотлебен

http://www.centrmag.ru/p1385.html - книга «коменданта» Ткаченко В.Ф.

http://www.laatokka.info/weather/ice.html - ледовая обстановка
Если хотите поискать что-нибудь в интернете, имейте ввиду, что ещё один «Тотлебен» есть в Крыму, в Керчи, это уже другая история!
* * *
19 февраля. С понедельника я в отпуске! Отоспался, преодолевая устоявшиеся биоритмы. Сходил в универсам, собрал нехитрый продуктовый набор из двух банок тушёнки, 4х пакетиков «быстрокаши», чая и сухарей. Что ещё надо для похода выходного дня? С собой взял 2 спальных мешка, палатку, газ, тесак для разговора с «местными», всю свою аппаратуру. Вес рюкзака – 15 кг. Оделся, как на северный полюс. Как обычно, нужные вещи – батарейки, фотик, GPS - распределил по поясным сумкам – будут греться, мороз -10 градусов. Уже после возвращения посмотрел состояние ледовой обстановки:

Лёд встал до самого Смолячково уже три недели назад. Натёр лыжи парафином от скольжения (потом сотрётся, сначала нужно привыкнуть к лыжам, год назад на них ходил).

Трамваи по нашей улице не ходили – на перекрёстке ремонт. Пошёл пешком 3 остановки, приехал на ст. «Старая Деревня» - уже шлагбаумы опускаются! Бегом в кассу и сразу на поезд.

В 15 ч. прибываю на ст. Курорт. В поселковом магазинчике покупаю ряженку и калач, половину калача себе и голодным синицам, половину в рюкзак. Надеваю лыжи, достаю камеру, навигатор. Поблизости еще один лыжник лет 30ти с фотиком, предлагаю убить время марш-броском до Тотлебена. Солнце уже низко, заход в 18 ч. Монотонная дорога с тремя остановками. Неудобно идти: три дня назад метелью намело мини-барханы, высотой 5-10 см, они заледенели и как только ступаешь на верхушку снежной кучки, лыжа сразу соскальзывает. Так можно ногу подвернуть. Много следов рыбаков, снегоходов. Кто-то выходит с острова и идёт в направлении к парку Дубки. Встречаются полыньи, припорошенные снегом – сразу проступает вода.




К 17.30 подходим к Тотлебену. Лыжник вместе со мной поднимается наверх, делает несколько кадров, спускаемся в казематы, где я нашел пристанище на ночь, пьёт чай из термоса. Уходит, взяв мою визитную карточку. Заснимаю камерой закат. В фотике старые батарейки сели от холода, доставать новые неохота, щёлкну встроенным в камеру. Расстилаю коврик, ставлю палатку, вываливаю всё из рюкзака. Включаю газ, грею воздух, зажигаю свечку-шайбу в полупрозрачной банке (фонарик). От неё идёт тёплый воздух, можно согреться. Это так назыв. тепловой реаниматор, тем, кто долго находился на морозе нужно прогреть нос и дыхательные пути, вдыхая горячий воздух.

Набитый снегом котелок закипает только спустя 30 минут. Из полного котелка – воды только 3 кружки. Завариваю крепкий чай, доедаю половинку калача. Вся остальная еда завтра, ложиться спать еще рано, но в морозных сумерках всё равно делать нечего. Перебираю распечатку по фортам, кое-что уже успел осмотреть. Выхожу посмотреть метеосводку – острый полумесяц и звезда! Залезаю в два спальных мешка, надеваю ещё один свитер, прячу камеру, фотик и навигатор в тепло. Вспоминаю самый холодный ночлег в моей туристской практике – при плавании по нижней Мсте лил непрекращающийся дождь, спал 3 ночи в луже, а температура была еле-еле +7.

23.50. Ноги мерзнут, всё время растираю одну другой. Просыпаюсь постоянно, чтобы пошевелиться. Долго тянется время… Наконец чувствую, скоро рассвет. Пошарив в спальном мешке, нахожу хронометр – хранитель времени – мобильный телефон. Включаю – время 23 часа 50 минут! Ёпрст! Значит, прошло только 3 часа и мне лежать до утра еще 8 часов!? Бр-р-р… Встаю, теплореанимируюсь свечным фонариком и газом, грею руки о котелок, вода в котором давно превратилась в лед, растираю замерзшие пальцы ног, вспоминаю очерки Пири и Амундсена…Пью «горячий шоколад». …Бангзз! – где-то от мороза лязганье железа.

4.40. Снова вылезаю из спального мешка, замёрзло левое плечо от похолодания и ветерка в казематах. Включаю газ, выхожу размяться. На небе – яркие крупные звёзды! Млечный Путь не виден, но светят, как обычно можно наблюдать в конце августа. Жаль, камера не снимает, для неё слишком темно. Растираю ноги, ложусь вытянувшись и чудо – ноги становятся тёплыми, оттого, что лежишь, согнув ноги в коленях, кровообращение ухудшается. Ну, вот теперь до утра лежать, как же это однообразно – ночевать зимой в палатке. Скучно, долго и муторно…Нос замерзает, капельки пара скатываются по лицу, замерзают в воротнике свитера…
20 февраля, 8.30 Бодро вылезаю из палатки, с камерой в руках жду восхода на верхнем ярусе форта, запечатлеваю панораму. Палатка примёрзла к полу, стенки стали как картонные от обледенения. Набиваю котелок снегом. Газ начинает разогревать котелок и через минуту замерзает баллон. Под свитером грею второй и попеременно ставлю баллоны, включив газ на максимум. Чувствую себя выспавшимся, хотя можно сказать, глаз не сомкнул, в добавок к этому постоянно шевелился, чтобы не закоченеть. Да, ещё было что-то вроде взрыва или выстрела, наверно треснул лёд или лопнула железная арматура.

Проходит полчаса, прежде чем приходит время бросить в воду два пакета с гречневой крупой. На завтрак каша с тушёнкой.

Как обычно, следую установленной последовательности: закипевшей водой заливается кофеёк или чай, выпивается горячим, сразу наливается вторая чашка и тоже заваривается. Только после этого варим кашу. Если без мяса, то на оставшейся после варки гречневой или рисовой воде можно сделать молоко из сухого (это при использовании одного котелка).

10.00. Только к 10ти удаётся позавтракать. Каша с тушёнкой – зачотт! Оставляю газ включённым на 10 минут, закрыв вентиляцию вверху палатки, и она оттаивает. Сворачиваюсь, укладываю рюкзак. Намечаю дальнейший путь. Нет, я ничего не забыл – иду на экскурсию по форту Тотлебен!
Поднимаюсь наверх. Отсюда открывается панорама Финского залива. Воздух чистый, прозрачный. В Кронштадте начали дымить трубы и над островом Котлин уже образовался смог. Много следов от посетителей. При осмотре форта нужно быть очень осторожным – снег может скрывать арматурные прутья и вентиляционные шахты, так что смотрите, куда ступаете.

Основные постройки относятся к началу 20 века, наДстройки – смотровые наблюдательные башенки – надстроены в начале 50-х. Как уже было упомянуто в статье, форт повоевать особенно не успел (не видно никаких признаков, что его хоть раз достала авиабомба или хоть один снаряд) и орудия устаревали раньше, чем из них приходилось пострелять. Орудия стояли от 57-мм пулемётов до 11-дюймовых пушек (калибр 28 см). Площадки под орудия имеют крепление большим количеством шпилек с гайками, что говорит о многотонном весе орудий. По военным картам, они могли обстреливать береговые позиции противника – дальность стрельбы превышала 10 км.











Наверху - пункты управления зенитным огнем 1940-х годов постройки. Видны также входы в казематы нижнего яруса с боевой улицы.
Вот еще вид на пушечные дворики на верхнем ярусе форта под пушки калибра 11 дюймов









Через весь фланг – левый или правый - проходит галерея. Попасть в неё можно по внутренней лестнице или с улицы, войдя в железную дверь с мощными засовами. На стенах сохранились электрокабели, кое-где вентиляционные трубы. Ступеньки лестниц настолько трухлявые, что могут провалиться, будьте осторожны. Планировка помещений такова, что можно обойтись без фонарей, - свет попадает в большие окна и рассеивается. Оконные переплёты железные, пожаробезопасные, стойкие к осколкам и взрывам.

На портике прикреплены таблички:
«Фортъ Тотлебенъ.1897–1913»
Перед портиком гавань, защищённая молом, на котором стоит пулемётный дот, гранитный причал. На молу и на набережной несколько старинных крупнокалиберных пушек, служащие кнехтами для швартовки. Видимо, пушки наши – вспомните, кто видел(а), ограду вокруг Преображенского собора – она состоит из трофейных турецких пушек, воткнутых стволами вниз.


В честь 100-летия закладки форта был установлен на левом фланге памятный деревянный крест.

Последний раз строители побывали здесь, вероятно, в 1953-м году. С приходом хохла на пост генсека, пришли времена, когда угроза нападения с запада исчезла, военные сооружения перестали финансировать и поддерживать в состоянии боеготовности. Хотя Кронштадтские форты находятся в непосредственной близости от государственной границы нашей родины.

Недалеко от портика находится памятник. Установлен в начале этого века. Надпись на табличке напоминает всяк сюда приходящему о мужестве и стойкости солдат, защищавших город:
Здесь моряки стар и молод,

Отец твой может быть иль брат,

Погибли, защищая город.

Их чтит и помнит Ленинград
Возможно благодаря этому памятнику, на форте Тотлебен нет стольких надписей краской, мусора и удручающего впечатления от разрухи, как на Обручеве, где мы тоже побываем.

Фотографировал я в этом походе мало. В основном работала камера, правда засняла она не так много, как увидели глаза. Даже не изучая военную историю, по одной только толщине бетонных стен, размерам, фундаментальности форта и количестве стволов, разместившихся на такой маленькой площади можно догадываться о его стратегическом значении. А представляете, сколько материалов, железа, песка, цемента нужно было привезти на остров. Это сейчас в Кронштадте дома растут как грибы, и только благодаря дамбе. Раньше всё доставлялось кораблями, кое-что нетяжёлое по льду. Очень точное название Обручеву и Тотлебену дал в книге В. Ткаченко – «Ключ от Северных Ворот». Сравните с фортом Ино:



http://terijoki.spb.ru/history/ino1-3.gif

http://terijoki.spb.ru/history/templ.php?page=ino1&lang=ru


Об обитаемости форта говорит табличка с названием улицы и номером дома. «Вот эта улица, вот этот дом!» Ленинградская область, Курортный район, о. Первомайский, ул. Боевая, д. 76, до востребования. Пишите письма.


С непонятным чувством возвращаюсь к месту стоянки, закидываю за спину рюкзак, вытаскиваю на лёд лыжи. Сам не знаю, чего я ожидал увидеть на этом острове. Лёжа на пляже Сестрорецкого курорта я и не задумывался о его историческом и военном значении, думал, просто остров, деревья растут, может руины с петровских времён остались, а форты – это те острова, которые около Кронштадта. С развалом СССР рухнуло всё. Даже приезжая с байдаркой на далёкую речку видишь, в каком упадке всё находится. Далеко за примером ходить не надо – сколько памятников архитектуры в пригородах в плачевном состоянии, не говоря уже об уничтоженных большевиками. После Зимней войны с финнами 1939-40 гг. все доты на Линии Маннергейма были взорваны, а те, что остались на территории Финляндии, превращены если не в музеи, то в памятники, рассказывающие потомкам об истории, а не о наплевательском отношении современников к памяти о тех, кто отдал жизнь за честь, свободу и независимость…
11.10. Вышел в направлении на форт Обручев, курс 245. После морозной ночи чувствую себя удовлетворительно. Нужно сказать, что человек не выдерживает длительного пребывания (круглые сутки) на морозе без специальной подготовки и зимнего снаряжения, а тем более ночное пребывание на открытом воздухе при температуре ниже -5…-10 градусов. Дело не в замерзании из-за тонкой одежды – дышать ледяными кристаллами тяжело! Одно дело, когда мы бежим на лыжах, другое – лежим. Наш организм теплокровный, и когда мы смотрим кино про полярников, кажется, это герои, которым всё нипочём. Но даже Руаль Амундсен по возвращении из Антарктической экспедиции признавался, что стал очень восприимчив к холоду, хотя был уроженец северной страны.
Размышляя о походной печке и специальной палатке с дыркой под печную трубу, прошёл 2 километра, устроил привал. Погода хорошая, слабый ветер северного направления. Правильно выбрал место старта – если бы шёл от Кронштадта, ветер бы морозил лицо. Недавно купленная маска из флиса с длинным тубусом закрывает шею. Очки спасают от солнца. Без них уже через несколько минут наступает снежная слепота, пятна перед глазами, слезоточение и неприятные ощущения в глазах. Даже от вчерашнего закатного солнца приходилось спасаться зеркальными очками.


Лежу на снегу, опершись о рюкзак. Наблюдаю ледяное безмолвие. Слушаю любимую музыку – музыку тишины. Рядом никого нет. Даже не видно рыбаков. И кажется, всё это принадлежит тебе. К тому же я в отпуске, торопиться никуда не надо, полпути уже пройдено, что хотел, посмотрел. От одного острова до другого проложил строго прямой путь случайный снегоход. Но даже дорожку от гусеницы замело снегом, который замёрз и тормозит передвижение вперёд. Разглядываю карту в навигаторе. Экран гаснет, меняю батарейки. Пропущен большой кусок трека, нарисую потом на компьютере от руки. Скорость передвижения 4 км/час, быстрее и не надо, еще целый день впереди. Отчётливо видна дамба, отдельные ее части.




Впереди трещина. Ширина почти полметра. Ледовое поле ходит. Опасность небольшая от таких трещин, но ставить палаточный лагерь на льду нужно предприняв соответствующие меры безопасности. Через полкилометра еще одна трещина. Извиваясь как змея, тянется к горизонту. Заметно, как след снегохода смещён – ледовое поле движется. Бескрайняя ледовая пустыня… где-то за Приветненским опускается на лёд туман, скрывает линию горизонта. И кажется – ты в Арктике….

.Обручев всё ближе, остаётся 3 километра, 2, 1. На подходе снова достаю фотик, камеру. Фотик лежал в боковом кармане, не замёрз. Аккумуляторы 2500 миллиампер-часов не подвели.

В 14.00 запечатлеваю себя на фоне сооружений.



Форт Обручев – близнец Тотлебена. Имеет более 950 метров в длину и является одним из самых больших морских фортификационных сооружений в окрестностях С-Петербурга. Всего на форту стояло порядка 60 орудий разных калибров: от 57мм скорострельных пушек до тяжёлых 11-дюймовых орудий. Конструкции сходны с теми, которые я уже успел увидеть. Строение бетонных укреплений аналогично тотлебенским. Внутренняя гавань форта имеет длину почти полкилометра, ограждена бетонным молом. На волнорезе стоит такой же ДОТ, прикрывающий тыл от атак диверсантов. Виден пулемётный станок под пулемёт Максим обычной для Кронштадта и КаУРа конструкции (тип ПУ), трубы охлаждения, вентиляции. ДОТ имеет противооткольное бронирование потолка двутавровыми балками.

Причал, набережная, портик. Боевая улица, как на Тотлебене. Алтарь. Многие строения, кажется, вот-вот рухнут, как некоторые жилые дома у нас в Петербурге на Петроградской или на Крепостной ул. в Выборге. Грязь, мусор, заходить в галереи и лазить по лестницам не стал. Уже есть богато иллюстрированная интернет-экскурсия по фортам, смотрите здесь:



http://www.nortfort.ru/nfort

Судя по надписям на стенах и кучам битого стекла, сюда приезжают нажраться горилки флотские товарищи с Кронштадта и близлежащих в/ч. Поднимаюсь наверх, обозреваю через видоискатель видеокамеры панораму. Те же орудийные дворики с круглыми площадками под пушки. Шахты под убирающиеся прожекторы системы Штукерт, наблюдательные посты, ДОТы. Броневые листы порезаны. Из механизмов, по фотографиям с вышеприведённого сайта, остались рельсы кое-где, подъёмник, даже остов металлорежущего станка. Остальное пошло в металлолом.

Грустно смотреть на заброшенные крепости. В голову ничего не приходит, как можно было бы их использовать, ведь старинные бетонные сооружения построены на совесть. На страничке

http://www.kronfund.ru/content/article/default.asp?shmode=2&ids=6&ida=88

можно прочитать о проекте восстановления фортов Кронштадта, но Обручев и Тотлебен, как наиболее удалённые, не попали в список. В основном форты будут использованы под зоны отдыха и развлекательные сооружения. Может где-то будет музей, хотя экспонатов уже не осталось.

С еще более мрачным впечатлением спускаюсь обратно к причалу. Исторический памятник смотрит на меня пустыми глазами окон. Ложусь на рюкзак, смотрю в небо. Небо чистое, безоблачное. Достаю ряженку – замёрзла. Пытаюсь встряхивать, пить по кусочкам. Осталось дойти до острова Котлин. Навигатор рассчитывает, что к 16 часам буду на следующем берегу. Идти ещё 4 километра. Ноги уже устали, неудобная поверхность льда и лыжи, соскальзывающие со снежных бугорков. Солнце уже начало греть, скоро март, в очках тоже устал ходить.
В 14.30 выхожу в последний переход. Всё, что лежало в поясных сумках, в том числе камера, висевшая на шее, занимают место в рюкзаке. Затягиваю пояс, и теперь вес рюкзака с натёртых плеч переносится на него. Обхожу мол с ДОТом, держу курс на вышку с утолщением в середине. Это курс почти прямо на юг. Отдыхаю в пути 3 раза, чувствую, как рюкзак на остановке сам валится на снег. Приятно полежать, глядя в бескрайнюю линию горизонта. Тем более что ноги начало натирать. Оглядываюсь назад, - вот и остался позади неприступный форт Обручев.
Встретилась ещё пара трещин, замёрзшие полыньи. Средняя глубина тут около 4 м. Вижу следы автомобиля. Кто-то рискнул сюда приехать на машине, бурил лунки, видимо, местные рыбаки.

Берег Котлина всё ближе, достаю навигатор, ускоряю ход. Наблюдаю, как он высчитывает: «Прибытие в конечную точку в 16.00….в 15.58…..15.57…» Уже различим тростник, глыбы льда у берега. Пи-и-и-пи-ип! Победа. Ставлю точку «финиш». Хорошо прогулялся, размялся, осмотрел достопримечательности, на которых никто из моих знакомых не был (и даже не знает, что туда можно сходить-сплавать, посмотреть на развалины), добавил в свой туристский актив ещё одну зимнюю ночёвку. Теперь остаётся дойти до автобусной остановки, сесть на 101й автобус и уехать через дамбу на Старую Деревню.




Дорогу осилит идущий!

* * *

Вот карта Финского залива, взятая из GPS-навигатора. Спорить не будем, нужен ли GPS в походе выходного дня и какое фуфло Гармин, - я ценю данный экземпляр GPSMap 60C и всегда его беру с собой, чтобы проложить трек тем, кто хочет повторить мой маршрут. Справка для дилетантов: загрузив трек в программе просмотра карты, например, MapSource, можно досконально изучить свойства каждой части маршрута, какое было направление, время остановок, координаты, скорость и т.д. Просто так прогуливаться, как некоторые любят, «на пиво- шашлыки» - пустая трата времени из вашей жизни. Вы не приносите пользы. Нужно оставить за собой что-то, что привлечёт к пройденному вами маршруту других, поможет им пройти маршрут с большим интересом, сделает туризм популярнее.


Возвращаясь полные впечатлений из Египта-Шармэльшейха, мы забываем, что родная земля до сих пор осталась для нас неизведанной. Крепости, форты, дворцы, соборы, деревни, Карельские озёра, реки, Байкальская тайга, Ладожские острова, шхеры, природные достопримечательности ждут нас, чтобы рассказать об истории и культуре родного края. Мы, как Иваны, не помнящие родства, слишком поздно узнаём, сколько мы могли бы увидеть, прямо здесь, на родине.
Пусть разруха накрыла форты с развалом СССР. Несмотря на удручающее состояние, посетить их стоит. Приезжайте на надувных лодках весной или летом. Соорудите парус из палок от швабр и куска полиэтилена, рассчитайте, когда будет северный ветер, и без усилий достигнете Тотлебена. Возможно, вам за скромную лепту удастся побывать в музее, и бородатый Комендант проведёт вас по боевым позициям, расскажет об истории форта, поведает о подвигах ваших отцов и дедов.

* * *

с. 1

скачать файл