Рабочая программа учебной дисциплины


с. 1
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рабочая программа учебной дисциплины

«Основы тифлопедагогики»



Специальность: 050704 «Дошкольное образование»

Квалификация: воспитатель

Тамбов 2008

Одобрено кафедрой Составлена в соответствии с

психологии, педагогики и Государственными требованиями к

частных методик отделения уровню подготовки выпускника по

«Дошкольное образование» специальности:

Зав. кафедрой 050704 «Дошкольное образование»

___________________

О.А.Дробышева

«Утверждаю»

Зам. директора по УР А. Г. Малышкина

Автор:

преподаватель ТОГОУ СПО



«Педагогический колледж» Т.В.Дуранчева

Рецензенты:

доцент кафедры педагогики и психологии

ТОИПКРО, к.п.н. А.П.Самородова

зав.отделением "Дошкольное образование"

ТОГОУ СПО "Педагогический колледж" И.А.Мешкова



Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины «Основы тифлопедагогики» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование» и является единой для очной и заочной формы обучения.

Учебная дисциплина «Основы тифлопедагогики» является общепрофессиональной и обеспечивает профессиональную подготовку молодых специалистов – будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Изучение курса «Дошкольная тифлопедагогика» позволяет студентам сформировать знания о содержании, средствах и формах организации педагогического процесса и лечебно-восстановительной, коррекционной работы в учебно-воспитательных учреждениях для детей с нарушениями зрения; подготовиться к работе в качестве воспитателя в специальных ДОУ для детей с нарушениями зрения.

Научной основой данного курса являются базовые знания студентов по содержанию курсов «Детская психология», «Основы дошкольной педагогики», «Дошкольная тифлопсихология», цикла медицинских и других дисциплин.

Содержание курса излагает накопленный научно-практический опыт воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Курс «Основы тифлопедагогики» рассчитан на 93 часа, из них 69 часов отводятся на лекции и 21 часа на практическую работу студентов.

В процессе изучения курса студенты сдают экзамен. Данный подход к содержанию курса позволяет глубоко освоить соотношения общего и специального в учебно-воспитательном процессе в ДОУ для детей с нарушениями зрения, а так же показать своеобразие методов и содержания работы с детьми, имеющими разную степень патологии зрения ( слепота, слабовидение, косоглазие)

Учебный план дисциплины.


Семестр

Всего часов

Лекция

Практические занятия

Форма аттестации

4 курс

16

10

6







49

41

8




5 курс

16

10

6







12

8

4

экзамен


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ»

Наименование разделов

и тем

Всего

Макс.

Нагрузка.

Количество теоретических и практических часов

Сам. работа студента

Календарные строки




теоре-

тических

практи-

ческих

1

2

3

4

5

6




Введение.

Характеристика учебной дисциплины.


















1 неделя

Раздел 1.

Дошкольная тифлопедагогика как отрасль коррекционной педагогики, наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения




16

10

6







Тема 1.1. Предмет, задачи и методы дошкольной тифлопедагогики. Современные проблемы тифлопедагогики.




3

2

1







Тема 1.2. Клинические основы тифлопедагогики




7

4

3







Тема 1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения




3

2

1







Тема 1.4. Система дошкольного воспитания детей с нарушениями зрения




1

1










Тема 1.5. Профилактика нарушений и охрана остаточного зрения у детей.




2

1

1







Раздел 2. Основы коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения зрения




49

41

8







Тема 2.1. Нормативная документация по организации воспитания и обучения детей с нарушениями зрения в ДОУ




3

2

1







Тема 2.2.Принципы, методы, средства воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения.




3

3










Тема 2.3. Основные функции специалистов в ДОУ для детей с нарушениями зрения.




3

3










Тема 2.4. Место и роль воспитателя в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения зрения.




5

4

1







Тема 2.5. Взаимосвязь психолого-педагогической, коррекционной помощи с лечебно-восстановительной работой по лечению и улучшению зрения




7

4

3







Тема 2.6. Общее физическое оздоровление




3

2

1







Тема 2.7. Сенсорное воспитание детей с нарушениями зрения




4

4










Тема 2.8. Ознакомление дошкольников с нарушениями зрения с окружающим миром




5

4

1







Тема 2.9. Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями зрения




3

3










Тема 2. 10. Развитие речи детей при диффектах зрения




2

2










Тема 2.11. Развитие обучения детей при дефектах зрения.




2

2










Тема 2.12. Развитие осязания и мелкой моторики детей с нарушениями зрения




2

2










Тема 2.13. Обучение изобразительной деятельности детей с нарушениями зрения.




9

8

1







Тема 2.14. Развитие детей с нарушениями зрения в различных видах деятельности




10

6

4







Тема 2.15. Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения




6

4

2







Тема 2.16. Технические средства обучения




2

2










Тема 2.17. Подготовка детей с нарушениями зрения к школе




6

4

2







Тема 2.18. Воспитание ребёнка с нарушениями зрения в семье




4

2

2








Литература

  1. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей. - М.:Аквариум, 1997.

  2. Ермаков. В.П., воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. – М, 2000.

  3. Жоков. В.П., Кормакова И.А. «Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблионией. – М, 1989.

  4. Жильцова. О.Л. Индивидуальные особенности развития речи и фонематического слуха у старших дошкольников с глубокими нарушениями зрения. //Дефектология, 197 №2

  5. Земцова М.И. общественное дошкольное воспитание детей с нарушениями зрения и его коррекционная направленность. Материалы Всесоюзного симпозиума по дошколь ному воспитанию детей с нарушениями зрения (отв. Ред. А.Н. Кондратов) – М, 1980

  6. Мамев Д.М. «Игры для слепых и слабовидящих детей. – М, 1992

  7. Обучение и коррекция развития дошкольниколв с нарушениями зрения – СПБ, 1995

  8. Плаксина Л.И. Коррекционно-воспитательное значение подвижных игр в развитии детей с амблионией и косоглазием. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях //Сб. научных трудов НИИ дефектологии АПН СССР – М, 1978

  9. Плаксина Л.И. Гладких Л.П. Коррекционная работа по рисованию с натуры в детском саду для детей с нарушениями зрения // Дефектология, 1988 - № 2.

  10. Плакчсина Л.И. Григорян Л.А. Содержание медикопедагогической помощи в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения. – М,1988

  11. Рудакова. Л.В. Основные направления работы специализированного детского сада для детей с нарушениями зрения. Вопросы воспитания слепых и слабовидящих – М, 1982

с. 1

скачать файл