Рациональное питание полностью удовлетворяет повышенные пластические


с. 1 с. 2 с. 3


Рациональное питание полностью удовлетворяет повышенные пластические и энергетические потребности развивающегося организма ребенка не только количественно, но и качественно. (Рациональное питание - это соответствие количества и качества пищи потребностям организма).

В рационе питания дошкольника количество белков должно составлять 77% при этом на животные белки должно приходиться не менее 50%. Если же ребенок занимается спортом, то это количество может быть увеличено до 60%. При дефиците белка особенно животного происхождения, у детей отмечается быстрая утомляемость, может возникать нарушение функций головного мозга, замедлить рост и увеличение мышечной массы.

Наиболее богато белками мясо говядины, телятины, кур, цыплят. Однако во всех видах мяса имеется некоторое количество соединительной ткани. Соединительнотканные белки плохо усваиваются организмом. Наряду с мясом источником белка является рыба. Белки рыбы содержат все необходимые для организма ребенка аминокислоты. Но, в отличие от мяса, в рыбе мало соединительнотканных образований.

Детям необходимы полноценные жиры - сливочное, растительное масло. Всего количество жиров составляет 79г, при этом жиры растительного происхождения - до 20%.

Сливочное масло богато жирорастворимыми витаминами О, Е, К, А. Кроме жира, в сливочном масле содержатся фосфолипиды и белки. Сливочное масло лучше использовать в натуральном виде, поскольку при тепловой обработке масло теряет свои полезные качества.

При приготовлении блюд используются животные жиры бараний, свиной и т. д. Однако, в связи с высокой температу­рой плавления, эти жиры медленно перевариваются и плохо всасываются. Поэтому их лучше не использовать в питании дошкольников.

Витамины и минеральные вещества - важнейшие компоненты рациона питания детей. Кстати, многие витамины усваивается только в присутствии жиров, потому растительные масла нужно использовать в качестве заправки для салатов.

Крупы являются важным источником углеводов, представленные, в основном, крахмалом. Однако крахмал не так быстро усваивается организмом. Легкоусвояемые углеводы содержатся в кондитерских изделиях, меде, шоколаде. Они способны очень, быстро восстановить недостаток углеводов в организме, утолил, чувство голода.

Следует помнить, что в рационе питания детей обязательно должны присутствовать и животные белки. Дело в том, что именно животные белки содержат незаменимые аминокислоты, которые они синтезируются в нашем организме. В растительных белках этих аминокислот почти нет. Между тем, нехватка некоторых незаменимых аминокислот отрицательно сказывается на росте ребенка развитии и многих его функций - развитии мозга интеллекта. Вот почему детей ни в коем случае нельзя ограничивать в употреблении животной пищи - как минимум, молока и яиц, а также рыбы. По-видимому, с этим же обстоятельством связано то, что дети до 7 лет, согласно христианским традициям, не должны соблюдать пост т.е. отказываться от животной пищи.

В рационе питания современного человека, в том числе и ребенка, сегодня должны использоваться и биологически активные добавки (БАД). Связано это с тем, что, к сожалению, «обычные» продукты питания уже не обеспечивают нас необходимым количеством витаминов, микроэлементов, других полезных веществ.

Биологически активные добавки представляют собой концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенных для не­посредственного приема или введения в состав пищевых продуктов.

Особое значение сегодня приобретает йодирование пищи. Дело в том, что большая часть населения нашей страны недополучает этот микроэлемент с пищей. Между тем, йод необходим для нормальной работы щитовидной железы, которая регулирует важнейшие физиологические процессы. Недостаток йода в пище у взрослых приводит к развитию зоба. Если йода не хватает ребенку - это прямая угроза резкого отставания в умственном развитии, вплоть до кретинизма. Здесь помогут йодированные продукты, появившиеся не так давно в продаже. Лучше, если ребенок будет есть йодированный хлеб, пользоваться йодированной солью. Единственное требование к хранению последней - хранение в темноте, поскольку на свету йод очень быстро разлагается.



(гигиена питания)

Гигиена питания включает не только соблюдение общеизвестных санитарных правил, но и выполнение режима питания, а также соответствие качества и количества потребляемой пищи потребностям растущего организма.

К 7-8 годам у детей должны быть сформированы основные навыки личной гигиены, связанные с питанием. Основной показатель сформированности навыков - самостоятельное выполнение правил, предупреждающих возникновение желудочно-кишечных заболеваний. Дети должны знать, что от того, как, сколько и когда мы едим, зависит физическая, умственная работоспособность, его внешний вид.

Дошкольный возраст является наиболее чувствительным к особенностям организации питания. Установлено, что только за счет правильно организованного питания в этот возрастной период можно добиться увеличения роста у ребенка на 2-4 см.

При недостатке пищи замедляется рост и развитие организма. Переедание так же опасно, как и недоедание. Избыток пищи приводит к увеличению веса ребенка, поскольку все излишние вещества откладываются в организме в виде жиров. Превышение веса на 10% обуславливает рост заболеваемости ребенка в 2 раза.

При избыточном питании вес тела ребенка начинает превышать норму. Сегодня, по данным статистики, в стране около 20% детей страдают избыточным весом. Избыточный вес - это не просто косметический дефект, это, прежде всего, начало серьезного нарушения обмена веществ даже при самой легкой его степени, это заболевание с морфологическими и функциональными изменениями в различных органах и системах. Избыточный вес исподволь готовит почву для возникновения в недалеком будущем таких серьезных заболеваний, как сахарный диабет, гипертоническая болезнь, ранний атеросклероз, воспаление почек, печени. Ожирение отрицательно отражается и на половом развитии, а в будущем - на детородной функции.

Одна из важнейших причин ожирения у детей - не только и даже не столько переедание, сколько преобладание в рационе питания углеродосодержащей пищи - булочных изделий, сахара, круп, картофеля. Родители ребенка, имеющего повышенный вес, должны ограничить прием этих продуктов, заменив их на хлеб из муки грубого помола, продукты, содержащие клетчатку, обезжиренный творог, кефир.

Особое место в гигиене питания занимает забота о чистоте ротовой полости. Часто для этой цели рекомендуют использовать жевательную резинку. Но тут важно знать, что использовать жевательную резинку можно лишь только после еды. Жевание «на пустой желудок» способствует активному выделению желудочного сока. Пищеварительные же ферменты, в свою очередь, не находя пищи, агрессивно воздействуют на слизистую оболочку желудка. Результат - сильное раздражение вплоть до таких заболеваний как гастрит и язвенная болезнь. Поэтому время для жевательной резинки - 7-10 минут после еды, для того, чтобы зубы очистились от остатков пищи и микроорганизмов, выделяющих вредную для зубной эмали молочную кислоту. Дальнейшее смакование резинового комочка не только бесполезно, но и вредно - на нем скапливается огромное количество микробов, которые нужно удалить.



Режим питания предполагает прием пищи в определенное время. Благодаря этому повышается эффективность процесса пищеварения, пища лучше усваивается. Дошкольник должен есть не реже 4 раз в сутки, или 5, в зависимости от нагрузки. Перерывы между приемами пищи - не более 4-5 часов. Это объясняется тем, что в организме ребенка происходят активные процессы роста и созревания систем, происходит перестройка обмена веществ и т. д. Все это требует большого расхода энергии и, соответственно, потребления пищи.

Распределение калорийности суточного рациона имеет следующий характер: 25-30% на завтрак, 35-50% на обед, 5-10% на полдник, 20-25% на ужин. Рацион питания должен быть разнообразным, одни и те же блюда не дол­жны повторяться в течение дня.

Еще один важный момент, который следует учитывать при составлении меню ребенка - это возрастной этап формирова­ния организма. Весь процесс формирования можно условно разделить на этапы роста и этапы развития. Соответственно, на каждом из этих этапов организм преимущественно нуждается в определенных видах питательных веществ. Во время роста организму необходимо много белков - для строительства структур тела. Во время развития - углеводов и жиров, которые участвуют в созревании органов и тканей. Поэтому ребенок на разных этапах может, к удивлению взрослых, менять свои вкусовые предпочтения, переключаясь на какой-то определенный вид пищи. Старший дошкольный и младший школьный возраст относятся к этапу развития, об этом обязательно нужно помнить при составлении рациона.

ИЗ ЧЕГО ВАРЯТ КАШИ

Завтрак должен стать обязательным компонентом рациона питания каждого ребенка. Установлено, что регулярный прием пищи по утрам значительно снижает риск возникновения же­лудочно-кишечных заболеваний. «Завтракающие» дети более устойчивы к стрессам, умственным и психоэмоциональным на­грузкам. А еще завтрак способствует сохранению нормального веса детьми. Наиболее подходящим блюдом для завтрака является каша.

Каши содержат необходимое количество питательных веществ. К тому же они легко усваиваются, что немаловажно утром (ведь организм малыша только «просыпается»).

Наиболее полезна гречневая каша. Ведь в гречневой крупе, из которой она изготовляется, много растительных белков, жи­ров, углеводов - крахмала. Она содержит фосфор, кальций, ка­лий, железо, магний, марганец.

Следом за крупами из гречихи следуют крупы из овса. В них много незаменимых (не синтезируемых в нашем организме) аминокислот, минеральных веществ, витаминов В и Е (способ­ствующего росту детского организма). Следует отметить, что ов­сяные хлопья, подвергнутые специальной обработке в процес­се приготовления, усваиваются значительно лучше организмом, чем овсяная крупа.

Рис, по сравнению с другими крупами, наиболее богат крах­малом, но содержит меньше белка, жира, минеральных веществ и витаминов. Рис очень легко усваивается организмом, посколь­ку в нем мало клетчатки.

Манная крупа, приготовляемая из пшеницы, также относит­ся к легкоусвояемым и очень калорийным продуктам. Поэтому ее рекомендуется давать на завтрак ребенку перед серьезными нагрузками (контрольной, соревнованием).

Полезность каш определяется еще и тем, что в крупах меньше всего накапливается вредных веществ, включая азотистые соединения, а также радиоактивных элементов.

Для того чтобы улучшить вкус каши, в нее добавляют, по выбору ребенка, изюм, семечки, сухофрукты, фрукты из варе­нья, орешки и т. д. При помощи фруктовых и овощных соков можно изменить цвет каши, сделать ее внешний вид более привлекательным. Специалисты рекомендуют добавлять в каши по одной чайной ложке сырых отрубей или дрожжи. Это позволит увеличить количество потребляемых малышом вита­минов.

На завтрак ребенку можно предложить и творожное блюдо, блюдо из яиц. Дополнительно - сыр, рыбу, сосиски. Хотя лучше, если утром ребенок будет получать не животные, а расти­тельные белки.

В качестве питья лучше всего предложить какао - наиболее питательный напиток (в чае и кофе практически отсутствуют калории, калорийность же какао сопоставима с калорийностью сыра).

Стантиновой А. Н., школа N 1935, г. Москва).

Команды вспоминают, в каких сказках печка выручала ска­зочных героев? «Гуси-лебеди», «По-Щучьему велению», «Мороз Иванович», «Вовка в тридевятом царстве». 1) Как называется сказка? 2) Как зовут героев сказки? 3) Что сделала печка?

8. Игра «Поварята» (предложена Константиновой А. Н., школа N 1935, г. Москва).

В блюдцах насыпаны вперемешку крупы - рисовая, гречне­вая, пшенная. Задание «поварятам» отделить крупы друг от дру­га и разложить по отдельным кастрюлям. Победителем станет тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Каша - исконно русское блюдо. Специальные каши вари­лись в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств. При рож­дении ребенка готовилась «бабина каша» - крутая, пересолен­ная, которую должен съесть молодой отец.

Знаменитый рецепт суворовской каши родился во время исторического перехода армии великого полководца через Аль­пы. К концу подходили запасы - оставалось «чуть-чуть» горо­ха, перловки, пшена, гречихи. Задумавшись над тем, как же на­кормить истощенных солдат, Суворов вдруг отдал приказ - все варить в общем котле, добавив лука и масла. Оказалось очень вкусно и полезно, а такую кашу до сих пор называют суворов­ской.

У русских князей существовал обычай - в знак примирения между врагами варить кашу. Без каши мирный договор считал­ся недействительным. С тех пор про несговорчивых людей го­ворят: «С ним каши не сваришь».

Каша из ячменя входила в ежедневный рацион римских гла­диаторов. Считалось, что она помогает стать сильным и непо­бедимым.

Пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тыс. лет. А вот рис и гречиху - всего 4 тыс. лет. Самая же «молодая» В этом списке - кукуруза (3 тыс. лет). Наиболее популярной в рационе человека среди всех круп является пше­ница, на втором месте - рис, на третьем - ячмень (материал взят из работы Ким. В. И., Артемовская муниципальная гим­назия, г. Артем).

ПЛОХ ОБЕД, ЕСЛИ ХЛЕБА НЕТ

Цель: формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.

На долю обеда приходится 50% калорий, необходимых ре­бенку ежедневно. В его состав входит максимальное количество суточной нормы мяса, рыбы или птицы, а также значительная часть овощей.

Обед должен состоять из 4 блюд: закуски, первого блюда, второго блюда, третьего блюда. Каждая составляющая обеда выполняет свою функцию: закуска, вызывающая сокогонный эффект, подготавливает желудочно-кишечный тракт к процессу пищеварения, первое и второе блюда обеспечивают организм необходимым количеством питательных веществ, третье блюдо (как правило, это соки или компоты), поддерживает водный баланс организма, а также содержит витамины.

Для того чтобы пища была хорошо усвоена, необходимо, что­бы ребенок обедал всегда в одно и то же время для младшего школьника - это 13-14 часов. Благодаря этому организм заранее готовится к приему пищи, а у ребенка вовремя возникает аппетит. Регулярный прием пищи - лучшая профилактика гастрита.

Не все дети могут быстро «настроиться» на обед. Поэтому не следует сажать ребенка за стол сразу же после шумных, подвиж­ных игр, необходимо дать ему 10-15 минут для того, чтобы ус­покоиться. Особенно важно это для активных, легковозбудимых школьников.

В ходе занятия учитель может не только знакомить детей с составом обеда, понятием «меню», но и проверяет, насколько хорошо ребята усвоили правила гигиены, а также продолжает отрабатывать навыки культурного поведения за столом (умение пользоваться вилкой, ножом, салфеткой). Занятие способству­ет и формированию умения самооценки и самоконтроля (дети могут продолжать заполнять дневник занятия 2).

Ребята должны знать о том, как нужно вести себя перед обе­дом (закончить подвижную игру, успокоиться) и после обеда (отдохнуть в течение получаса, поиграть в «тихие» игры).

На занятии учитель может уделить внимание и традициям на­циональной кухни (особенно это важно для многонациональных регионов). Следует подчеркнуть мудрость народных традиций, их направленность на сохранение и укрепление здоровья нации.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

В качестве закуски можно использовать свежие овощи или овощи с фруктами. Свежие овощи обладают сокогонным эф­фектом, что облегчает усвоение основных блюд обеда. Для за­куски могут быть использованы и квашеные овощи. Большин­ство свежих и квашеных овощей можно сочетать с яблоками, клюквой, изюмом. Салат обязательно нужно заправить маслом, сметаной или майонезом, поскольку без жиров, содержащихся в заправке, витамины плохо усваиваются.

Хорошим сокогонным эффектом обладает сельдь, селедоч­ный фарш. Количество закуски для младшего школьника со­ставляет 70-80 г.

В качестве первого блюда можно приготовить бульон (мяс­ной, куриный и т. д.). Сегодня специалисты предостерегают от использования костных бульонов, поскольку они содержат ве­щества, способствующие развитию болезней сосудов, затрудня­ющих работу печени. На первое хорошо использовать и овощ­ные, крупяные супы, щи, борщи, рассольники, супы из гороха, супы с клецками, молочные супы. Летом полезны фруктовые супы, холодные свекольники и окрошки. Объем первого блюда для младшего школьника 300-400 мл.

Традиционно второе блюдо является мясным (котлета, биточки и т. п.). К нему добавляется овощной гарнир. Сегодня стали популяр­ными теории о вреде мясной пищи и необходимости ее ограниче­ния. На наш взгляд, они весьма спорны. Ведь мясо - основной ис­точник полноценных белков для нашего организма, содержит полный набор аминокислот, из которых строится наше тело. Мясо­превосходное тонизирующее средство для иммунной системы. А еще в мясе содержатся вещества- возбудители отделения пищеварительных соков, благодаря чему пища хорошо усваивается. Мясо - ре­кордсмен по содержанию железа, входящего в состав крови.

Мясо необходимо для детского организма. Однако блюда не стоит готовить из мясных консервов, в которых много жиров, соли, а также вредных консервантов. Не стоит также отдавать предпочтение сосискам, сарделькам, колбасе. Лучше использо­вать натуральное мясо, причем готовить из него вареные или пареные блюда (вместо «тяжелых» жареных).

В качестве третьего блюда используются свежие овощи, фрукты, соки, плодоовощные пюре, компоты, муссы, печеные фрукты. Объем третьего блюда -- 250 мл.

Нельзя исключать из обеда младшего школьника хлеб. Этот продукт содержит большинство необходимых человеку питатель­ных веществ. Он богат растительными белками, является источ­ником витаминов группы В и минеральных веществ. Самым по-

пшеничный хлеб богат витаминами группы В, а также витамином Е. Он является богатым источником клетчатки, способствующей правильному обмену веществ. Благодаря наличию микроэлемен­тов очень полезным считается хлеб, выпеченный с добавлением зе­рен подсолнечника, сои, других масличных зерновых культур.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Ученые утверждают, что хлебу не менее 15 тыс. лет. Изобре­ли рецепт «кислого» хлеба (на дрожжах) египтяне.

Одному из хлебопеков в Древнем Риме Марку Вергилию Эврисаку 2 тыс. лет назад был воздвигнут 13-метровый мону­мент, сохранившийся до сегодняшних дней.

400 лет назад на Руси на рынках и торжках дежурили спе­циальные хлебные приставы, которые следили за тем, чтобы торговцы продавали высококачественный хлеб. Нарушившие правила подвергались телесным наказаниям.

Суп, который сейчас, как правило, едят в качестве первого блюда, в средние века завершал застолье. Ложками и столовы­ми приборами в средневековье не пользовались, потому что эти приборы применялись во время церковных служб. Поэтому за столом обходились только ножом. За столом действовала запо­ведь: «Бери руками и ешь».

Обед на Руси в ХУП веке состоял из 5-ти блюд: холодное, по­хлебка, жаркое, взвар (напоминает компот), пироги или пирожные.

В Голландии в качестве гарнира обычно подавали вареники, которые называли «обезьяньими подопечными».

300 лет назад царь Петр 1 привез клубни картофеля в Рос­сию. Но крестьяне отказывались выращивать его, называя «ведьминой ягодой». Крестьяне не знали, что съедобны клубни, и поэтому ели плоды картофеля - маленькие ягоды, содержа­щие ядовитые вещества. Из-за того, что картофель распростра­няли насильно, на Руси возникали «картофельные бунты». Те­перь же его называют «вторым хлебом».

Во Франции картофель долго являлся не съедобным, а де­коративным растением. Придворные дамы украшали свои пла­тья букетиками из цветов картофеля.

Котлета в переводе с французского - ребрышко. Раньше котлеты готовили в серединке с ребрышком (косточкой) и ели, держась за него. И только 200 лет назад котлеты стали готовить в привычном для нас виде.

Винегрет - традиционное для нас блюдо, название про­изошло от французского слова «винегр» - уксус, которым французские повара обязательно заправляют этот салат (мате­риалы взяты из работы Вахониной Л. В., детский сад NQ 34, r. Березняки Пермской обл.).

полдник. ВРЕМЯ ЕСТЬ БУЛОЧКИ

Цель: познакомить детей с вариантами полдника, дать пред­ставление о значении молока и молочных продуктов.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

В полдник желательно использовать свежие фрукты или ягоды. Многие дети любят сладости и выпечку. Лучше не есть сла­дости сразу после еды или в перерывах между приемами пищи на ходу. Очень часто полдник у детей вообще отсутствует, в то время как именно полдник - самое подходящее время для бу­лочек и сладостей.

Полдник обычно бывает легким и включает молоко или кис­ломолочные напитки (кефир, ряженку, простоквашу, ацидофи­лин и др.) и булочку, которые изредка можно заменить мучным блюдом (оладьями, блинчиками), а также кондитерскими изде­лиями (печеньем, сухариками, вафлями и пр.). Следует иметь в виду, что хлеб относительно беден кальцием, поэтому в детском питании полезно сочетать его с молоком, кефиром и другими молочными продуктами, богатыми кальцием.

Наиболее полезны для детского питания булочки, обогащен­ные молочным белком, которые вырабатываются из пшеничной муки 1 и II сортов с добавлением сухого обезжиренного моло­ка, яиц, растительного масла и соевой муки, содержащей повы­шенное количество железа.

Хлебобулочные изделия (сушки, баранки, сухари) вырабаты­ваются из муки различных сортов с применением в качестве добавок молочной сыворотки, яичного порошка. Их можно ис­пользовать в ограниченном количестве с молоком или кисло­молочными продуктами.

Мучные кондитерские изделия (печенье, вафли, пряники и другие) содержат много углеводов и жиров, но относительно бедны витаминами и минеральными веществами. Лучше ис­пользовать нежирные сорта печенья, галеты, крекеры, фрукто­вые вафли, пряники - помня, что их количество не должно быть слишком велико.

молоко - незаменимый продукт детского питания, в состав которого входят более 100 различных веществ, необходи­мых растущему организму. К тому же они находятся в оптималь­ном соотношении, благодаря чему молоко легко усваивается. Сливки, молочные консервы (сгущенное молоко с сахаром и без сахара, сгущенные сливки), получаемые из молока, сохраняют в своем составе не только белки, жиры, углеводы, но и витамины.

Коровье молоко представляет собой водный ра­створ более двухсот различных органических и минеральных ве­ществ. Количество воды в нем колеблется от 83 до 89%, поэто­му молоко хорошо утоляет жажду. Важнейшая часть молока­белки, основной пластический материал для роста и развития организма. Количество жиров в молоке может достигать 6%. Благодаря тому, что жиры здесь находятся в мелкораздроблен­ном состоянии, они очень хорошо усваиваются. В молоке со­держатся практически все водо- и жирорастворимые витамины. Кроме того, молоко отличается высоким содержанием мине­ральных веществ, прежде всего кальция и фосфора.

Кисломолочные продукты, получаемые при сквашивании молока, кроме пищевой ценности обладают еще и антимикробным действием: подавляют рост болезнетвор­ных микробов и бактерий в кишечнике. Кисломолочные про­дукты содержат те же питательные вещества, что и молоко, но усваиваются лучше и быстрее, так как в результате кисломолоч­ного брожения белок переходит в легкоусвояемую форму.

Кисломолочные продукты: простокваша, ацидофилин, ке­фир, йогурт, творог и творожные изделия, сметана (высокока­лорийный кисломолочный продукт, вырабатываемый из сливок).

Кефир получают в результате сбраживания молока спе­циальными микроорганизмами - кефирными грибками, пере­рабатывающими молочный сахар в молочную кислоту. Кефир очень полезен детям. Так, если обычное молоко через 1 час после употребления усваивается примерно на 30%, то кефир ­на 90%. Молочная кислота, содержащаяся в кефире, задержи­вает развитие гнилостной микрофлоры в кишечнике, молочно­кислые бактерии вырабатывают бактерицидные вещества, по­давляющие рост многих болезнетворных бактерий.

При использовании кефира в детском питании следует учиты­вать, что он оказывает послабляющее действие и поэтому может быть рекомендован для детей, склонных к запорам. В то же время «старый» кефир (трехдневный) оказывает закрепляющее действие.

Простокваша по составу практически не отличает­ся от обычного кефира.

Ацидофилин также по составу и калорийности анало­гичен обычному кефиру, однако он обладает более выраженными лечебными свойствами, так как вырабатывается с использовани­ем специальных штаммов ацидофильной палочки. Она легко при­живается в кишечнике человека и оказывает длительное благотвор­ное действие на процессы пищеварения и состав микрофлоры

йогурт образуется в результате молочнокислого бро­жения особыми бактериями - болгарской палочкой. Эти бак­терии стимулируют пищеварение, поддерживают нормальную кишечную флору, борются с возбудителями заболеваний. Йогур­ты бывают «живыми» (фреш) и прошедшими термическую об­работку. Первые имеют более короткий срок хранения ­2-3 дня при комнатной температуре и около месяца в холо­дильнике. Такие йогурты значительно полезнее.

Национальные кисломолочные продукты: кумыс (из кобылье­го или коровьего молока), чал и шубат (из верблюжьего молока).

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Молоко очень полезно. У многих народов его название зву­чит одинаково - млеко (польск., хорватск., чешск.), мляко (болг.), молоко (украинск., белорусск.). В древнерусском языке «молокита» - болото (информация из работы Важениной Л. А., Контошинская средняя школа, Косихинский район).

Но из него также может быть приготовлено множество дру­гих вкусных и питательных напитков. Например, кефир. Он «ро­дился» на Кавказе и рецепт этого напитка длительное время со­хранялся в секрете. У горцев существовало поверье, что если кто-то из них расскажет о том, как готовить кефир, продаст или подарит кефирные грибки, это повлечет за собой Божий гнев ­погибнет вся закваска и целый народ лишится пищи.

Родиной йогурта считают Балканы. Среди мусульманских наро­дов его называют Катык в Турции - айран (слегка подсоленный, приправленный мятой и разбавленный минеральной водой йогурт

ПОРА УЖИНАТЬ

Цель: формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе.

На ужин приходится 20-25% ежедневного количества питатель­ных веществ, необходимых ребенку. На ужин следует использовать примерно такие же блюда, как и на завтрак, исключая только мяс­ные и рыбные блюда, поскольку богатая белком пища возбуждаю­ще действует на нервную систему ребенка и медленно переварива­ется. Особенно рекомендуются на ужин творожные блюда.

Очень важно соблюдение времени ужина. Вечерний прием пищи должен состояться не позднее 2,5 часов до сна. Оптималь­ное время - 7 часов вечера. В том случае, если ребенок ужи­нает позже, нарушается его ночной сон, а организм не имеет возможности полноценно отдохнуть.

Многие родители, не имеющие возможности контролировать питание ребенка в течение дня, пытаются компенсировать воз­можный недостаток питательных веществ обильным ужином. На самом деле это не решает проблему полноценного питания, поскольку пища полностью не переваривается, ребенок беспо­койно спит, становится беспокойным, легко утомляется.

У некоторых детей (впрочем, как и у взрослых) наблюдается так называемые приступы «ночного голода», когда аппетит возни­кает в позднее время. Связано это с особенностями синтеза в орга­низме особого вещества - триптофана, способного стимулировать аппетит. Повышенная выработка триптофана, в свою очередь, обусловлена избыточным потреблением углеводов в течение дня.

В том случае, если ребенок после ужина вновь просит по­есть, родители могут дать малышу яблоко или стакан кефира. «Второй ужин» устраивать не нужно. Стоит также обратить вни­мание на то, сколько сладкого ест ребенок в течение суток.

Учитель должен рассказать ребятам о значении ужина для здоровья человека, а также особенностях блюд, которые могут быть включены в состав ужина. В ходе занятия происходит дальнейшая отработка навыков гигиены питания и культуры поведения за столом

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

На ужин следует готовить легкоусвояемую пищу. Основными ее компонентами являются белки и углеводы. Предпочтительны на ужин разнообразные запеканки, сырники, ленивые вареники. Могут быть также использованы макароны с овощными или фруктовыми добавками, овощные котлеты, овощное рагу и т. д.

Полезно включать в состав ужина сыр и яйца. Они содер­жат белки, легко перевариваются и не оказывают нагрузку на пищеварительный тракт.

В качестве напитка лучше использовать кефир или молоко.

Кстати, теплое молоко с добавлением чайной ложки меда яв­ляется средством, успокаивающим нервную систему ребенка, способствующим лучшему засыпанию. Если ребенок легковоз­будимый, то давать ему чай не стоит.

Состав ужина зависит и от образа жизни ребенка. Так, если ре­бенок занимается спортом, а занятия проводятся в вечернее время, калорийность ужина повышается в 1,5-2 раза. Однако богатую клетчаткой пищу во время ужина принимать не стоит. Не нужно усаживать ребенка за стол сразу после тренировки, должно пройти 40 минут - 1 час, чтобы организм подготовился к приему пищи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Яйца - продукт с самым высоким содержанием белка. При­чем они гораздо лучше и быстрее усваиваются (по сравнению с другими продуктами - мясом, рыбой).

В Древнем Риме существовал обычай: завтрак, обед и ужин начинать с яйца.

Раскопки и летописи свидетельствуют о том, что люди уме­ли делать сыр еще во времена фараонов. Самому старому из дошедших до нас рецептов - две тысячи лет.

Для изготовления 1 кг сыра требуется 10 литров молока. 90 г сыра обеспечивает организм человека дневной нормой кальция, а молока для этого нужно 3 литра.

Макароны изобрели китайцы. В Европу их завез знаменитый венецианец Марко Поло.

Слово «макароны» происходит от древнегреческого «makaria» - счастье, благодать.

В Италии создан музей макаронного дела.

НА ВКУС И ЦВЕТ ТОВАРИЩЕЙ НЕТ

Цель: познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознава­ния вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.

Несмотря на разные вкусовые пристрастия, каждому человеку и особенно ребенку необходимо разнообразное питание. Разнообразная пища - залог того, что организм получит необходимые вещества.

Кухни разных народов сильно отличаются друг от друга.

Вкусовые пристрастия и привычки существуют не только у от­дельных людей, но и у народов в целом. Одни предпочитают пряную, другие - острую, третьи - пресную.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Следует иметь в виду, что вкусовые ощущения практически отсутствуют, если насухо вытереть язык.

К перечисленным в рабочей тетради можно добавить еще пресный и острый вкус. Интересно попросить детей описать вкус свежих овощей - огурцов и помидоров.

Интересен вкус и запах пряностей. Большинство пряностей содержат большое количество эфирного масла, минеральные соли, дубильные вещества. Именно сильный аромат и вкус пря­ностей ограничивает их количество, которое необходимо для приготовления блюд. Кроме того, многие пряности обладают сильнодействующими фармакологическими свойствами (мята­достаточно сильное сосудорасширяющее вещество).

2. Опыт. Попробовать определить вкус знакомых продуктов,

предварительно насухо промокнув язык салфеткой.

3. Практическая работа, «Какой сок?»

В стаканы налиты разные фруктовые и овощные соки:

- оранжевого цвета - морковный, апельсиновый, абрикосовый;

- бесцветный - яблочный, огуречный;

- желтого цвета - лимонный, яблочный, виноградный;

- малинового цвета - виноградный, яблочный, малиновый,

вишневый.

4. Конкурс-викторина «Что за чудо пирожки?» проходит в русской горнице (предложен Савовой л. П., д/сад N~ 47, r. Чита).

Участники команд пробуют пирожки, испеченные родителями с разными начинками, и определяют на вкус, с чем пирожки.

а) назвать, какой пирожок, с какой начинкой: с овощной, фруктовой или ягодной;

б) назвать овощ, фрукт, ягоду.

5. Игра «Приготовь блюдо» (предложена Парамоновой Н. В., Утевская средняя школа Нефтегорского р-на Самарской области).

Задание: при готовьте традиционные русские блюда (выберите продукты, необходимые для этого). На столе разложены карточ­ки с названиями продуктов или рисунки.

а) ЩИ

вода, молоко, чай;



картофель, капуста, свекла, огурец, помидор, лук, редис; соль, сахар;

майонез, сметана.

б)УХА

- вода, лимонад, квас;



- рыба, мясо;

соль, перец, сахар, горчица;

огурец, картофель, морковь, помидор. в) ОКРОШКА

- вода, квас, ряженка;

- картофель, огурец, помидор, морковь, лук, редис;

- вареное яйцо, сухари;

- сметана, хрен, горчица.

г) ГРЕЧНЕВАЯ КАША вода, молоко;

макароны, рис, пшено, гречка; соль, сахар;

масло растительное, масло сливочное.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Соль - играет важную роль в жизнедеятельности организ­ма. В теле человека, весящего 70 кг, содержится 150 г соли. Есть такая поговорка: «Чтобы узнать человека, нужно съесть с ним вместе пуд соли». Пуд - это 16 кг. Оказывается, что этого коли­чества двум людям хватит лишь на год с небольшим. Для нормаль­ного питания одному человеку требуется не менее 7 кг соли в год.

Пряности - тмин, гвоздика, лавр, хрен, мята, ваниль не только придают продуктам и блюдам своеобразный вкус, но и полезные свойства - обеззараживающие, противомикробные.


с. 1 с. 2 с. 3

скачать файл