Развитие психологии в средние века и эпоху возрождения


с. 1
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ


  1. Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья

  2. Развитие европейской психологии

  3. Арабская психология

  4. Развитие психологии в эпоху Возрождения


Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья

Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считается падение Римской империи и окончательное утверждение новой мировой христианской религии в Европе, т.е. V век. Окончание средневекового периода связывают с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием Америки. Однако полное исчезновение средневекового мировоззрения произошло только к концу XVI – началу XVII в., после Реформации.

Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии веры и знания, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода.

Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактическим изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе некоторую нишу для исследования. Психология в этот период характеризуется поиском собственных аспектов изучения общего с богословием предмета исследования.

Взаимоотношения психологии с богословием менялись на протяжении эпохи Средневековья. В период II – IV вв., предшествовавший Средневековью, психология и богословие противостояли друг другу. При появлении христианства ему необходимо было доказать свою уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим связана и нетерпимость к греческой мифологии, так же как и к психологическим и философским концепциям, которые были тесно связаны с языческой религией и мифами. Поэтому большинство известных психологических школ были закрыты к VI в., а ученые, хранившие знания об античной науке, переехали в Малую Азию, открыв там в греческих колониях новые школы. Ислам, распространенный на Востоке, не был столь нетерпим к инаковерию, как христианство в III – IV вв., а потому психологические школы там свободно развивались. Позднее, к IX – X вв., когда гонение на античную науку, особенно на теории Платона и Аристотеля, закончилось, многие концепции вернулись в Европу, некоторые уже в обратном переводе с арабского.

Еще одной причиной антагонизма между психологией и богословием была несовместимость знания и веры, которая не терпела никакого инакомыслия, никакого сомнения в своих догматах. Церковь в то время сурово осуждала не только усомнившихся в ее истинах, но даже тех, кто пытался их доказать, считая, что стремление к доказательству идет от недостатка веры.

В период с V до XIII в. психологическое знание развивается в русле богословия, т.к. церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний. Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях. Появилось учение отцов церкви, в котором богословие обращается к знаниям, накопленным в античности.

В XII – XIII вв. ситуация изменилась. В это время в связи с укреплением государств, развитием городов и ремесел, появлением светских школ и университетов авторитет церкви в науке начал снижаться. Именно в это время зародилась схоластика – стиль мышления, характеризующийся жесткой логикой и принципами и подчиненный религиозной проблематике. Со временем схоластика приобрела догматический характер и начала тормозить развитие новых знаний. Точно также и церковь становится тормозом на пути развития науки. Психология постепенно начинает отделяться от богословия. В этот период в психологии возникло направление, получившее название деизм, которое утверждало, что существуют две души – духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения.

К XIV – XV вв. упрочилось положение светской, независимой от богословия психологии, появлялось все больше ученых, обращавшихся к психологической проблематике – Р. Бэкон, Х. Вивес, Х. Уарте, У. Оккам. Существенное влияние на развитие психологии оказывали не только работы античных ученых, но и идеи арабских психологов, которые стали проникать в Европу в XII – XIII вв., получая все большее распространение.

В светской психологии на первый план выходили не вопросы этики, волевого поведения и свободы личности (которые еще долго оставались проблемами богословия), а исследования познавательного развития, речи и способностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании и о тех процессах познания окружающего, которые являются преимущественным содержанием сознания.


Развитие европейской психологии

Теория римского ученого Августина Аврелия, который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного, ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.



Августин Аврелий (Блаженный) (354 – 430) – епископ и христианский теолог, родился в 354 г. в городе Гиониона, в Северной Африке, в семье рабовладельца. Воспитывался на античной философии и литературе. В Карфагене изучил римский курс наук. Автор 93 трудов, уместившихся в 232 книгах. Главные работы «Исповедь», «Монологи». «Исповедь» — размышление о становлении личности и ее отношении к другим людям. В этой работе Августин создал в европейской культуре традицию «исповедей» как сочинений, воссоздающих процесс осмысления индивидом своей жизни и стремления к самосовершенствованию. Важными богословскими трудами Августина признаны также книги «Против академизма», «Жизнь в единении с Богом», «Порядок» — о том, как разумом постичь божественную гармонию; «Солилогвия» — разговор души с разумом о богопознании и бессмертии; «О нематериальности души». Его книги стали фундаментальными трудами католичества.

Августин внедрил в западное христианство институт монастырской жизни, идеи отречения от мира и отказа от мирских удовольствий. Умер в 430 г.

Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas – воля). Воля, согласно Августину, даруется Богом и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля создает воспоминание. Все знание заложено в душе Богом. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря воле. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Наиболее достоверное знание – это знание о том, что я мыслю, и что я существую. Мера истины – в нашем самосознании.

Важным моментом в работах ученого было и резкое осуждение насилия в воспитании ребенка, стремления взрослых жестко управлять его поведением и направлять его интересы. Августин утверждал, что волевая активность направляется только Богом, причем это управление производится при помощи самосознания, т.е. осознания человеком своих возможностей и стремлений.

Таким образом, основные психологически значимые идеи Августина Блаженного:


  • без веры нет знания, нет истины;

  • наиболее достоверное знание – это знание о том, что я мыслю, и что я существую;

  • душа бессмертна, так как бессмертны идеи, возникшие в ней;

  • душа существует вне пространства;

  • идеи даны душе от рождения;

  • заложил основы учения, которое впоследствии будет названо волюнтаризмом;

  • воля управляет как телесными, так и душевными процессами.

Значительное влияние на развитие средневековой науки оказал и известный французский ученый Пьер Абеляр.

Пьер Абеляр (1079 – 1142) – французский философ, теолог, поэт. Он учился и преподавал в Парижском университете, а впоследствии в силу личных причин стал аббатом крупного монастыря. Развил учение, названное впоследствии концептуализмом, соединившем достижения и ограничения как светской, так и религиозной мысли того времени. Разрабатывал схоластическую диалектику и логику (сочинение «Да и нет»). Рационалистическая направленность Абеляра («понимаю, чтобы верить») вызвала протест ортодоксальных церковных кругов: учение Абеляра было осуждено соборами 1121 и 1140 годов. Абеляр пользовался во Франции большой популярностью. Когда за свои взгляды он был изолирован от общества, к нему приезжали ученики со всех концов страны. Трагическая история любви Абеляра к Элоизе, его жизнь описаны в автобиографии «История моих бедствий».

Большое значение для развития логики имела работа П. Абеляра «Да и нет», в которой он рассмотрел картину диалектического суждения, логически обосновывая и опровергая различные суждения.

В теории концептуализма Абеляр обратился к идее значения слова. Он указал, что в слове необходимо различать его физическую сущность (звук) и значение, которое, в отличие от звука, не пропадает, не является дуновением, но сохраняется в мыслях людей. Значение – концепт слова – есть сущность предмета.

Интерес представляет и концепция развития нравственности и самопознания человека, в которой Абеляр доказывал, что критерий нравственности – это согласие с собственной совестью. Совесть – оценка человеком самого себя – важнее внешней оценки и является божественным даром.



Таким образом, основные психологически значимые идеи П.Абеляра:

  • вера в бога должна основываться на разумном понимании: Понимаю, чтобы верить;

  • внес вклад в развитие логики и диалектики;

  • истина открывается только разуму;

  • человек несет ответственность за свои поступки;

  • добрым или злым поступок делают намерения;

  • слово есть лишь обозначение сущности, а значение слова уже существует в божественном уме.

Наиболее значительные психологические исследования в европейской философии позднего Средневековья (XII – XV века) связаны с именами Ф. Аквинского, Р. Бэкона, У. Оккама.

Фома Аквинский – известный христианский философ, теолог, монах, был последним богословом, уделявшим внимание и психолого-философской проблематике.

Фома (Томас) Аквинский (1226 – 1274) родился в начале 1226 года в Италии в родовом замке. Он был сыном графа. Воспитывался в монастыре, а позднее изучал свободные науки в Неаполитанском университете. После вступления в доминиканский орден был отправлен в Париж и Кёльн для изучения теологии. В этот период его наставником был Альберт Великий, ведущий исследователь трудов Аристотеля среди философов того времени. С 1252 года Фома Аквинский жил в доминиканском монастыре св. Иакова в Париже. Через четыре года его назначили преподавателем теологии в Парижском университете. В 1259 году Фома Аквинский возвратился в Италию, где прошла вся его остальная жизнь. Большую часть этого времени он провел в должности советника по богословским вопросам и «чтеца» при папской курии. В Италии Фома встретился с Гильомом Мёрбике, также доминиканцем, и эта встреча подвигла Гильома на переводы с греческого сочинений Аристотеля, а самого Фому – к созданию ряда комментариев, в которых он старался разъяснить наиболее существенные моменты аристотелевской философии. Аквинскому удалось убедить представителей церкви в том, что систему Аристотеля следовало предпочесть сложившейся системе христианской философии и что арабские ученые дали неверное истолкование Аристотеля. Эта тенденция сохранена и поныне. Аристотель признан как начинатель научной мысли в христианском мире. В этот период Фома Аквинский написал свою философскую «сумму» – «Сумму против язычников», которая, согласно первоначальному замыслу, должна была стать теоретическим руководством для доминиканских миссионеров. Тогда же он начал писать свое самое зрелое и самое знаменитое сочинение – теологическую «сумму» – «Сумму теологии», которая так и осталась незавершенной. В этом монументальном синтезе христианской мысли Фома осуществил свое намерение «кратко и ясно изложить то, что относится к священному учению... для наставления начинающих», тщательно рассмотрев вопросы, касающиеся «Бога, пути разумных существ к Богу и Христа, который, по Своему Человечеству, есть наш путь к Богу». К этому же периоду относится и написанное в жанре спорных вопросов сочинение «О могуществе Бога».

Фома скончался 7 марта 1274 года в монастыре, недалеко от Рима, по пути в Лион, куда он был приглашен папой Григорием X в качестве консультанта Лионского собора. После смерти Фоме Аквинскому был присвоен титул «ангельский доктор». В 1323 году во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома Аквинский был причислен к лику святых. 11 апреля 1567 он был провозглашен учителем церкви.

В своей системе, получившей название томизм, Фома Аквинский стремился не только систематизировать накопленные в то время наукой знания, но и примирить богословие с наукой, в том числе и с наукой античности, прежде всего с теорией Аристотеля, последователем которого он являлся.

Томизм (от лат. Tomas – Фома) – направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Ф. Аквинского. Для томизма характерно стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религиозных вопросах с подчеркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла.

Фома Аквинский критиковал арабских мыслителей за их неверное понимание идей Аристотеля, а сам интерпретировал их исходя их догматов христианской веры. Поэтому учение Фомы Аквинского и было канонизировано католической церковью.

Фома Аквинский отстаивал идею вечности души, а также невозможность объяснить все ее законы без опоры на теологию. С точки зрения Ф. Аквинского, душа человека не просто разумна, но сознательна и этим отличается от бессознательной души животных. Поэтому после томизма в психологии появилась новая характеристика духовной активности – сознательность, которая противопоставлялась бессознательным проявлениям душевной жизни других живых существ и телесной организации.

Важным моментом был и сенсуализм (источником познания – чувственное восприятие), который Ф. Аквинский вслед за Аристотелем и в отличие от большинства психологов того времени рассматривал в качестве главного пути познания. Он писал, что для ощущения необходимо тело, органы восприятия. Разум, хотя и не пользуется непосредственно органами чувств, не может нормально работать без их данных, без образов окружающего. Поэтому телесное расстройство неизбежно ведет и к расстройству умственному. Ф. Аквинский подчеркивал, что образы не создаются самими индивидом вне зависимости от окружающего. Они связаны с внешним миром, а осознаются, актуализируются в качестве собственных при помощи специальной операции сознания, получившей название интенции – направленности сознания и воли на какой-либо предмет. В XIX в. понятие интенции, введенное томизмом, получит дальнейшее развитие в психологии.

Исходя из своего подхода к познанию, Ф. Аквинский примирял и позиции номинализма и реализма, говоря о том, что универсалии есть и в вещах (как проявление общего), и до них – в уме у Бога, и после них – в разуме человека.

Таким образом, основные идеи Фомы Аквинского, имеющие значение для психологии:



  • отстаивал идею вечности души;

  • душу человека считал не только разумной, но и сознательной;

  • в случае противоречия знаний и веры знание уступает вере;

  • познание рассматривается как естественное (человеческое) и сверхъестественное (откровение, познание Бога);

  • в душе имеется «внутреннее слово» (интенция), которая придает направленность познанию;

  • источником познания является чувственное восприятие;

  • разум определяет волю;

  • душа есть акт тела (влияние Аристотеля).

Хотя концепция Ф. Аквинского и получила широкое распространение, однако к концу XIII в. недостатки схоластики стали настолько очевидны, что все большее число ученых начали рассматривать ее (и богословие в целом) как тормоз на пути дальнейшего развития науки.

В XIII веке в Европе появляются также материалистические тенденции в объяснении психологических явлений. Они получили свое выражение в учениях Роджера Бэкона и идеях номинализма.



Роджер Бэкон – английский философ и естествоиспытатель, известный своей проповедью экспериментального метода в науке.

Роджер Бэкон (1214 – 1292) родился в богатой семье. Получил образование в Оксфорде и Париже, преподавал в Оксфордском и Парижском университетах, занимался алхимией, астрологией и оптикой, первым в Европе описал технологию изготовления пороха (1240). В 1233 г. принял монашество. Ф. Бэкон резко критически относился к академической науке своего времени, изобрел план и метод реформы наук. За смелые взгляды и отступничество от догматов истинной церкви власти запретили Ф. Бэкону читать лекции в Оксфорде, его заставили покинуть город и отослали под надзор монашеского ордена в Париж. Там он 10 лет оставался под присмотром, терпел лишения и не имел возможность издать что-либо, написанное им. Но еще во время пребывания Ф. Бэкона в Оксфорде слава его достигла папы Климента IV, человека образованного и расположенного к науке. По просьбе папы Ф. Бэкон в течение 18 месяцев написал три больших трактата, в которых он изложил свои идеи. Написать сочинения такого объема и в такое короткое время было большим подвигом. В этих работах Бэкон сформулировал основные принципы, которые впоследствии должны быть применены к разработке всех наук. В своих сочинениях Бэкон делает резкие нападки на невежество и порочность духовенства и монахов и вообще на недостаточность существующих знаний. Папа Климент IV до самой своей смерти интересовался судьбой Бэкона и покровительствовал ему. Благодаря этому покровительству, Бэкон в 1268 г. получил разрешение вернуться в Оксфорд. Здесь он продолжал свои занятия по опытным наукам, а также работал над составлением полных и законченных трактатов. После смерти папы Клемента IV Бэкон подвергся преследованию за смелость высказанных им убеждений, был обвинен в ереси. Книги его были конфискованы, а он сам был заключен в монастырскую тюрьму, где пробыл 14 лет. Ф. Бэкон был освобожден в 1292 году. Он умер в Оксфорде 11 июня 1294 года.

Р. Бэкон схоластическим методам противопоставлял науки, которые приносят людям непосредственную пользу в отличие от бесплодных рассуждений. Эти выводы Ф. Бэкон сделал, наблюдая за богословскими дискуссиями, направления которым задавали два больших монашеских ордена - францисканцев и доминиканцев, которые были в это время в полной своей силе.

Систематическое изучение арабских писателей открыло глаза Б. на заблуждение названных ученых. Он ясно сознавал заблуждения современников, когда они утверждали, что философия достигла уже совершенства. Сам великий авторитет того времени Аристотель, на котором они, главным образом, основывались, был плохо понят ими, так как его сочинения дошли до них в искаженных переводах. Большинство ученых из современников Бэкона настолько плохо знали греческий язык, что им трудно и невозможно было понять мысли греческих философов во всей их сущности. Сочинения философов, если и читались в школах, то читались по искаженным переводам или в неверных изданиях; физические знания разрабатывались не опытами, как того требовал Аристотель, а спорами и доводами, основанными на авторитете или обычае. Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество. Р.Бэкон настолько был выше современников, что мог отличить истинное знание от ложного, поэтому он смело отступил от схоластической рутины и посвятил себя изучению языков и опытным изысканиям. В своих трудах он подчеркивал, что наиболее опасны для человечества не ошибки, а невежество, погружающее во мрак, прогнать который может только знание. Он ратовал за развитие объективного знания, доказывал, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. Опираясь на взгляды Аристотеля, Р. Бэкон доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому споры, дискуссии, схоластические рассуждения не отвечают задаче развития интеллекта. Ему же принадлежит известный тезис: «Знание – сила», доказывающий безграничность способностей и возможностей человеческого ума.

Таким образом, основные психологически значимые идеи Р. Бэкона:



  • придавал большое значение математике и опыту;

  • под опытом понимал как научный эксперимент, так и внутреннее мистическое «озарение»;

  • ощущения рассматривал в качестве основы других психических явлений и знаний;

  • продолжил естественно-научные традиции изучения зрительного восприятия, заложенные Аристотелем;

  • в труде «перспектива» показана зависимость зрительного восприятия от общих законов распространения, преломления и отражения света;

  • ему принадлежит знаменитый тезис: «Знание – сила».

В период позднего Средневековья получило развитие научное направление номинализм, появление которого связывают с именами оксфордских профессоров Дунса Скота и Уильяма Оккама.

Номинализм (от лат. nomen – имя, название) – философское учение, отрицающее существование универсалий (общих понятий), т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.

Самым известным представителем номинализма XIV века является английский философ, церковно-политический деятель Уильям Оккам.



Уильям Оккам (1285 – 1349) родился в Англии. Учился в Оксфордском университете, где получил степень доктора теологии и должность «инцептора» –преподавателя низшего ранга. Позднее его последователи уважительно называли его «досточтимым инцептором». Другим его почетным титулом был титул «непобедимый учитель».

В Оксфорде Оккам написал некоторые из важнейших своих философских и богословских трудов. Проблематика его сочинений: политика, философия, богословие, логика, физика.

Одним из ключевых моментов учения Оккама было представление об абсолютном могуществе Бога. Бог не связан никакими физическими или нравственными законами: он может сделать зло добром и, наоборот, добро — злом. Он может также оправдать грешника, который, в своей греховности, отвратился от него. Оккамово учение утверждало, что «оправдание» человека заключается просто в приятии его Богом, не подразумевающем обязательной перемены в душе. Позднее церковь объявила эту часть учения Оккама ересью.

В 1324 году папа Иоанн XXII призвал Оккама в Авиньон, чтобы тот ответил на предъявленное ему обвинение в ереси. Хотя сам Оккам и не был официально осужден, папская комиссия отвергла 51 тезис, заимствованный из его сочинений, в том числе его учение об оправдании человека и о свободе Бога от нравственного закона. В 1328 году Оккам был отлучен от церкви и бежал из Авиньона, чтобы искать убежища у заклятого врага папы, Людвига Баварского. Здесь он написал трактаты о церкви и государстве, отрицая абсолютную власть папы и выступая в поддержку независимости светских правителей от церкви. Признавая приоритет папы в решении духовных вопросов, он в то же время настаивал на том, что решения вселенских соборов должны ограничивать папскую власть. В последние годы жизни Оккам постарался примириться с тогдашним папой, Климентом VI. В 1349 году папа даровал ему прощение. Умер Оккам (вероятно, от чумы) в 1349 году.

Уильям Оккам выступал за автономию научного знания и отделение его от теологии.

Продолжил изучение соотношения общего и частного в предметах. Развивая идеи номинализма, У. Оккам утверждал, что общее (универсалии) существуют только в уме. В самих вещах нет ни общего, ни частного – все это присуще нашему способу познания. В основе понятий лежат знаки вещей, т.е. общее – это знак многих объектов, в реальности его не существует. Понятие не произвольно, оно результат абстракции, причем эта логическая операция происходит на основании установления сходства между предметами. Оккам также писал о существовании понятий разного уровня: первичные относятся к самим вещам – «знаки вещей»; вторичные – представляют «знак знака»: род, вид, класс и т.д. Отсюда и знание он делил на наглядное и отвлеченное. Приоритет отдавал наглядному (интуитивному, опытному) знанию.

У Оккам известен и своим афоризмом, получившим название «бритва Оккама» – принцип экономии и оптимальности мышления.

Ученый пришел к выводу, что понятия, не сводимые к интуитивному знанию и не поддающиеся проверке опытом, должны быть удалены из науки.

Этот афоризм оказал значительное влияние на развитие логики и использовался в рассуждениях ученых Средневековья и Нового времени, доказывавших, что, исходя из этого, душа как недоказуемая и не постигаемая разумом сущность должна быть исключена из научного рассмотрения и отдана богословию.

У. Оккам объяснил происхождение и законы речи. Он считал, что поскольку каждый предмет – есть «имя», относящееся ко многим явлениям, появилась и стала возможной речь как продукт отношений человека с внешним миром. Поэтому Оккам не соглашался с утверждением Ветхого завета – «сначала было слово», заявляя, что сначала был предметный мир, затем обобщение, после чего появилась речь.

Таким образом, основные психологически значимые идеи У. Оккама:


  • считал, что научное знание должно быть отделено от богословия;

  • изучал соотношение общего и частного в предметах;

  • считал, что общее (универсалии) существуют только в уме, в самих предметах нет ни общего, ни частного;

  • выделил разные виды понятий: первичные (конкретные) - «знаки вещей» и вторичные (абстрактные) - «знаки знаков»;

  • сформулировал принцип экономии и оптимальности мышления, названный позднее «бритва Оккама»;

  • объяснил происхождение и законы речи.

Арабская психология

C VIII по XII в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.

В то время в Халифате были разрешены не только отличные от ислама религиозно-философские воззрения, не запрещалось и проведение естественно-научных исследований, в том числе изучение работы органов чувств и мозга. В связи с этим в трудах арабов-мыслителей Ибн аль-Хайсама (Альгазена), Ибн Сины (Авиценны), Ибн Рушда (Аверроэса) высказывались мысли об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания, отвергалось бессмертие индивидуальной души.

Так, известный ученый того времени Ибн аль-Хайсам (латинское имя – Альгазен) (965–1039) сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. В своей работе «Оптика» Он описал процесс восприятия, прежде всего зрительного, исходя из законов оптики. Ибн аль-Хайсам экспериментально изучил такие важные явления, как бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом эффекты, явление контраста и др. Он убедительно доказывал, что для полноценного восприятия объектов необходимо движение глаз. Законы восприятия следует объединить с законами, по которым работает нервная система.

Большое значение для психологии имели и работы другого известного арабского мыслителя – Ибн Сины (лат.Авиценны), который был одним из самых выдающихся врачей в истории медицины.

Ибн Сина был энциклопедистом, его творчество не ограничивалось медициной и психологией, но наибольших достижений он достиг именно в этих областях. Ибн Синой написаны многочисленные труды по разным отраслям знаний: философии, медицине, лингвистике, логике, математике, физике, химии, этике и т.д. – всего 473 работы.



Ибн Сина (980 – 1037) – персидский ученый, философ, врач, поэт, музыкант, математик, представитель восточного аристотелизма. Родился Ибн Сина в селе близ Бухары. Жил в Средней Азии и Иране. С 998 был приближенным ко дворам нескольких правителей, при которых занимал должности врача. Свободолюбивые взгляды и независимый характер Ибн Сины вызывали ненависть к нему высокопоставленного мусульманского духовенства. Постоянная угроза заточения и угроза жизни вынуждали Ибн Сину менять место жительства и покровителей. Последние годы жизни провел при дворе правителя Рамадана, назначившего Ибн Сину придворным врачом и визирем. Авиценна умер 18 июня 1037. Важнейшее медицинское сочинение Авиценны – «Канон медицины». Главные философские труды Авиценны – «Книга исцеления» (в сокращенном изложении – «Книга спасения»), «Книга указаний и наставлений», «Книга знания». Основная тема поэтического творчества – вечность материи, проповедь просвещения и науки.

В своих философских трудах Ибн Сина разработал теорию двух истин, в которой доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно складывалось два учения о душе – религиозно-философское и естественно-научное. Теория двух истин имела огромное значение для развития не только психологии, но и других наук. В психологии эта теория помогала вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия и не зависеть от религиозных постулатов.

Изучая процесс познания, Ибн Сина подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное – то, что характеризует именно эту вещь. Такие разные свойства есть во всех окружающих предметах, в том числе и в человеке, и они являются предметом исследования разных наук. Исходя из этого, ученый и доказывал, что медицина и психология имеют особый предмет. Философия исследует сущее, множественное в каждой вещи, в то время как медицина и психология изучают конкретное, единичное.

Обобщенное знание «психологической картины человека», накопленное вековым опытом практической медицины, было изложено в трактате Ибн Сины «Канон врачебной науки» – медицинской энциклопедии в пяти частях (объемом около 3,5 тыс. страниц). Ибн Сина обобщил знания и опыт индийских, греческих, римских и среднеазиатских врачей. «Канон врачебной науки» получил мировую известность и многократно переводился на многие европейские языки. На латинском языке энциклопедия переиздавалась около 30 раз и до конца XVII века была обязательным руководством медиков в Европе и в странах Востока. В Европе этот трактат затмил труды великих врачей древности Гиппократа и Галена.

Ибн Сина доказывал зависимость психических явлений от физиологических процессов организма. Это касалось процессов ощущения, мышления, воображения, эмоциональных состояний. На основе своего врачебного опыта, наблюдая за нарушениями, вызванными ранениями мозга у пациентов, Ибн Сина сделал заключение, что источником психики человека является мозг.

Идея взаимосвязи психического и физиологического была наглядно показана им в принесшем ему мировую славу медицинском опыте. В этом случае он выступил еще и как превосходный психотерапевт. Ибн Сина вылечил юношу, который погибал от истощения из-за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в современной науке называется ассоциативным экспериментом. По изменению пульса этого юноши Ибн Сина, называя различные объекты, установил, какие именно из этих объектов вызывают у него аффект, препятствующий приему пищи.

Ибн Сине приписывают постановку опыта, который предвосхитил изучение явления, названного экспериментальным неврозом. Двум баранам давали одинаковую пищу. Но один содержался в нормальных условиях, а около второго стоял на привязи волк. Страх влиял на пищевое поведение этого барана. Он хотя и ел, но быстро худел и погиб. Схема эксперимента говорит об открытии Ибн Синой роли сшибок, противоположных эмоциональных установок (потребность в пище – с одной стороны, страх – с другой), в возникновении серьезных физиологических изменений организма. Таким образом, Ибн Сина был основоположником экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний и в частности стресса.

Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом особое значение он придавал воспитанию: именно посредством воспитания, учил он, осуществляется воздействие психики на организм, так что она способна изменять физиологические свойства организма в определенном направлении. Особое место отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возрастные периоды. Аффекты же возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии на ребенка. Соответственно, вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру, его организм, всю систему психофизиологических функций. Таким образом, Ибн Сина впервые в истории психологии обратился к проблеме регуляции внутренних психических состояний человека путем воздействия на его внешнее поведение.

Таким образом, значимые для психологии идеи Ибн Сины:


  • сыграл большую роль в распространении научного наследия античности;

  • разработал теорию двух истин, согласно которой существуют две параллельные истины – вера и знание;

  • в трактате «Канон врачебной науки» вывел положение о зависимости психики от работы мозга;

  • заложил основы экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний и в частности стресса;

  • проводил опыты, показывающие зависимость состояния здоровья от эмоциональных состояний;

  • был родоначальником психотерапевтического метода ассоциативного эксперимента;

  • зачинатель возрастной психофизиологии (изучал психофизиологические изменения у детей);

  • особое значение придавал воспитанию.

Другой известный арабский мыслитель и врач – Ибн Рушд (лат. Аверроэс) (1126 1198) жил в Испании, а затем в Марокко, где занимал должность судьи и придворного врача. Его основные труды представляли собой оригинальный комментарий к сочинениям Аристотеля. Этот комментарий приобрел значение самостоятельного учения, которое оказало большое влияние на западноевропейскую мысль эпохи Средневековья. Современники называли Ибн Рушда «великим комментатором» Аристотеля. Аристотель объяснил природу, а Ибн Рушд объяснил Аристотеля.

Ибн Рушд рассматривал религию как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину.

Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и процессами души: ощущениями, чувствами, мыслями. Будучи врачом, Ибн Рушд тщательно изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.

Главный вывод Ибн Рушда заключается в том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Вместе с тем арабский мыслитель выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека. Возможно опытное исследование природы вещей, в том числе души человека, и каждый обладает способностями к такому познанию. Общая способность к мышлению, познанию мира и его законов, будучи врожденной, присуща каждому человеку. Таким образом, бессмертный разум отделялся от смертной души. Это разделение разума и души было одним из важнейших положений теории Ибн Рушда и стало объектом критики со стороны теологов.

Он также подчеркивал, что способность к мышлению является потенциальной. Как солнце воздействует на глаз, вызывая в нем ощущение света, так и всеобщий разум, считал Ибн Рушд, воздействуя на наши потенциальные способности, вызывает в нас мысли. Для их актуализации, осознания необходимы определенные условия, в частности познавательная мотивация, внешние впечатления, хорошие учителя.

Таким образом, знания о психике и путях ее изучения обогатились в средние века многими важными данными, в частности методами экспериментального исследования и регуляции эмоциональных состояний, в том числе и аффективных реакций. В то же время полученные результаты требовали осмысления в новых категориях, без обращения к схоластическим проблемам и к вере.



Развитие психологии в эпоху Возрождения

В XIV в. В Италии начинается новая эпоха Возрождения, создавшая в дальнейшем великий расцвет цивилизации во всей Европе. Возрождение – это переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. Период Возрождения был временем возвращения (возрождения) важнейших принципов античной науки, отхода от догматизма и поиска наиболее оптимального научного исследования психических (душевных) состояний. В это же время зародился новый предмет психологической науки как науки о сознании, окончательно сформулированный уже в Новое время.

XV – XVII века остались в истории временем взлета искусства, активного развития научных знаний, роста материального производства. Значительные открытия были сделаны прежде всего в астрономии (Н.Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно), математике, физике (Л. Да Винчи, И. Кеплер), философии и общественных науках (Т. Мор, М. Монтень, Э Роттердамский). В этот период наука рождается не в стенах университетов, а в мастерских художников, скульпторов, архитекторов, которые были также инженерами, математиками, техниками. Именно деятельность художников положила начало новым проблемам механики, оптики, анатомии и др. наук.

В меньшей степени изучались проблемы психики, так как вопросы духовной жизни во многом оставались еще вне круга научного изучения. Новым аспектом психолого-философских работ того времени стало исследование проблемы способностей, которая наряду с изучением познания была ведущей в то время. Большое значение для развития психологического знания в этот период имели исследования ученых Б. Телезио, Х. Л. Вивеса, Х. Уарте.



Бернардино Телезио (1509 — 1588) — итальянский натурфилософ. Окончил Падуанский университет (1535). Основное сочинение — «О природе вещей согласно ее собственным началам». Противник схоластического аристотелизма. Основал в Неаполе академию с целью опытного изучения природы на основе её законов. В теории познания Т. развивал точку зрения сенсуализма. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Своей ориентацией на опытное познание Т. оказал большое влияние на ведущих ученых эпохи Возрождения и Нового времени: Т. Кампанеллу, Дж. Бруно, Р. Декарта и Ф. Бэкона.

В своей концепции Б. Телезио дал новую трактовку эмоций и развития аффектов. Стремясь объяснить психическое из природных законов, он организовал первое общество естествоиспытателей, которое ставило своей целью изучать природу, объясняя ее из нее самой. Поэтому на первый план в его концепции вышло учение о движущих силах, являющихся источником энергии для разных форм развития. В качестве основных он выделили тепло и холод, свет и темноту, способность к расширению и сокращению и т.д. Эти силы, утверждал Телезио, находятся во взаимном проникновении, создавая новые образования. Борьба противоположных сил и есть источник всякого развития.

Телезио также считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Таким образом, можно говорить о том, что в его концепции впервые появилась идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосохранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положительных эмоциях проявляется сила души, а отрицательных ее слабость, мешающая самосохранению. Разум же оценивает ситуации с этой точки зрения.

Таким образом, наиболее значимые для психологии идеи Б. Телезио:



  • создал в Неаполе школу естествоиспытателей;

  • выдвинул идею функционирования всего материального (в том числе психического) по законам самосохранения, из которых следует, что в положительных аффектах человека проявляется сила, стремление к самосохранению души, а в отрицательных – слабость этого стремления.

Концепция Телезио в то время была прорывом к новым объяснительным принципам, делающим психологию объективной наукой.

О необходимости развивать естественно-научный подход к исследованиям психики писал и другой известный испанский ученый Хуан Луис Вивес.


Хуан Луис Вивес (1492 1540) — испанский философ, гуманист и педагог. Происходил из еврейской семьи новообращённых христиан, и многие его близкие родственники подверглись преследованиям инквизиции. Видимо, в связи с этим Вивес рано покинул родину. Он учился в Париже, долгое время жил и преподавал в Англии, был профессором в Лувенском католическом и Оксфордском университетах. Также работал в Голландии и Германии. Х. Вивес — автор приблизительно 60 работ на латинском языке. Был в дружеских отношениях со многими европейскими учеными того времени – Э. Роттердамским, Т. Мором и др.


Выступал против схоластики, видел основу познания непосредственно в наблюдении и эксперименте. Он во многом предварил опытный метод Френсиса Бэкона. В своей работе «О душе и жизни» Х. Вивес обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных – индукцию. Хотя индуктивный метод позднее детально был разработан Ф. Бэконом, Х.Вивесу принадлежит доказательство возможности логики от частного к общему. Основой такого способа логики служат законы ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля. Х. Вивес заложил основы научного понимания эмоций, памяти, языка. Одним из первых пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного переживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием.

Х. Вивес проложил новые пути не только в психологии, но и в педагогике. Среди множества педагогических идей Вивеса особого внимания достойны трактаты о детском и женском воспитании, размышления о школе взаимного обучения людей разного возраста и пола. Блеском и изяществом отличаются его диалоги для обучения мальчиков латыни.

Труды Х. Вивеса послужили обоснованием для разработки педагогической концепции великого чешского педагога Яна Амоса Коменского.

Таким образом, наиболее значимые для психологии идеи Х. Вивеса:



  • провозгласил главным методом познания природы души метод индукции – путь опытного изучения явления, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям;

  • заложил основы научного понимания эмоций, памяти, языка.

Дальнейшее развитие идеи Х. Вивеса получили в работах испанского философа-материалиста Х. Уарте.

Хуан Уарте (1530 – 1592) – испанский врач и философ-материалист. Учился в университете г. Баэса. Одним из первых ученых пытался создать классификацию наук, основанную на человеческих способностях — памяти, разуме и воображении. В теории познания подчёркивал роль наблюдения. Оказал большое влияние на испанский гуманизм 16—17 вв.

Большое значение для психологии имела книга Х.Уарте «Исследование способностей к наукам». Эта была первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. Книгу Уарте можно назвать первым исследованием по дифференциальной психологии. В ней способности души в духе натурфилософии Возрождения ставятся в зависимость от телесных особенностей человека, его темперамента, а также от климатических условий и пищи и определяются различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и т.д.), требующих соответствующих дарований. Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Анализируя разнообразные науки и искусства, Х.Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это направило мысль Уарте на психологический анализ деятельности полководца, врача, юриста, теолога и т.д. Зависимость таланта от природы не означает, по его мнению, бесполезности воспитания и труда.

Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки, по которым можно было бы различать качества мозга, определяющие характер дарования. И хотя его собственные наблюдения о соответствиях между телесными признаками и способностями очень наивны (он, например, выделял в качестве таких признаков жесткость волос, особенности смеха и т.п.), сама идея о связи между внутренним и внешним была, как показал последующий путь дифференциальной психологии, вполне рациональной. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе.

Таким образом, наиболее значимые для психологии идеи Х. Уарте:



  • заложил основы дифференциальной психологии и профессионального отбора;

  • поставил вопрос о необходимости изучения природы способностей, выделения критериев их определения, ориентации человека на ту сферу деятельности, которая больше соответствует его способностям.

В период Возрождения психологические исследования возвратились к проблемам, которые были подняты в античности. Это связано и с появлением возможности полностью читать работы ученых того времени (а не только избранные вещи Платона или Аристотеля), и с возрождением интереса к изучению этапов познания, способностей человека, в том числе и способности строить объективную картину мира, осознавать его как целое. Этот интерес стал ведущим и в следующий период, получивший название Новое время.




с. 1

скачать файл