Самарская общественная организация инвалидов-колясочников «Ассоциация


с. 1 с. 2 ... с. 6 с. 7

Самарская общественная организация инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница»

Самарской  областной общественной организации Общероссийской организации

«Всероссийское общество инвалидов»



КОНФЕРЕНЦИЯ

«Инклюзивное образование:

вчера, сегодня и завтра»

 Брошюра по материалам конференции.

Самара 

 2007г


КОНФЕРЕНЦИЯ «Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра»

Самарская  общественная  организация инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница»

 Составители:

Печерских Е. А. (редактор)

Барткова Н. А. (литературный редактор)

Верба В. В. (автор проекта)

 Макет подготовлен в СООИК  «Ассоциация Десница»

Верстка – Верба В. В.

 Фото из архива СООИК «Десница»

 КОНФЕРЕНЦИЯ «Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра», брошюра по материалам данной конференции – Самара: СООИК «Ассоциация Десница», 2007. – 75 с.

Данная брошюра подготовлена по материалам конференции  «Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра», состоявшейся 14 ноября 2006 года в городе Самара, и предназначена для людей, которые разделяют убеждение, что именно возможность получения своевременного образования является определяющим фактором в становлении личности каждого ребенка, и ребенка с инвалидностью в том числе.

Невозможно взрастить и воспитать равноправного и деятельного члена общества, изначально изолируя его от жизни, тем самым, обрекая на «параллельное» существование,  не давая шанса на гармоничную социализацию, которая возможна лишь при совместной и созидательной деятельности всех участников гражданского общества.

 

Фото на обложке:  «Уроки доброты» с учащимися школы  с. Красный Яр. Фотография на память. Ведущие занятий: Мария Мокеева, Денис Тоскин (Клуб «Бригантина» СГОО ДИИД «Парус надежды) и Наталья Пронина (консультант СООИК «Десница»).

Содержание

 1. Введение………………………………………………………………………..…5

1.1. Структура конференции «Инклюзивное образование: вчера, сегодня и  завтра»………………………………………………………………………………...6

2. Выступления на конференции……………………………………………….....7 2.1. Приветствия…………………………………………………………………......7

-     Пресс-секретарь СООИК «Ассоциация Десница» - Наталья Александровна Барткова;

-     Председатель правления СООИК «Ассоциация Десница» - Евгений Андреевич Печерских;

-     Директор МОУ «Дневной пансион - 84» - Яков Генрихович Фиш;

-     Глава Кировского района городского округа Самара - Владимир Николаевич Выводцев;

-     Консультант отдела общего образования Министерства образования и науки Самарской области - Ульяна Венедиктовна Косарева;

-     Начальник отдела непрерывного образования  Департамента городского округа Самара - Евгений Евгеньевич Астахов;

-     Начальник муниципального отдела образования Железнодорожного района городского округа Самара  - Анатолий Алексеевич Гвоздев.

 2.2. Выступления на пленарном заседании……………………………………9

-     Е. А. Печерских, Председатель Правления  СООИК «Десница»;

-     М. Ю. Перфильева, менеджер проекта РООИ «Перспектива»;

-     С. Ю. Котова, юрист РООИ «Перспектива» (г. Москва); 

-     Э. С. Аракелян,  юрист Владимирской ООО «АРДИ «Свет», ( г. Владимир).

-     Е. Е. Астахов, начальник отдела непрерывного образования Департамента образования городского округа Самара;

-     У. В. Косарева, консультант отдела общего образования Министерства образования и науки Самарской области.

-     О. Ю. Шатохина, заместитель  директора по воспитательной работе школы №131;

-     Е. А. Жадяева, директор школы № 140, г.Самара;

-     И. Е. Тоскина,  директор СГОО ДИИД «Парус надежды»;

-       Ян Боултон (Великобритания), эксперт проекта «Социальная интеграция инвалидов в Приволжском Федеральном округе».

 2.3. Выступления по итогам работы в секциях……………………………..…25

-     У. В. Косарева, консультант отдела общего образования Министерства образования и науки Самарской области.

-     Е. В. Брыткова, методист отдела общего образования Центра Специального образования;

 3. Резолюция………………………………………………………………………..29

4. Заключение………………………………………………………………………32

4.1. Рассказ Марины Грязновой «ВНУЧКИ-БАБУШКИ»..........................................32

 5. Статьи об инклюзивном образовании…………………………………….…36

5.1. Н. С. Грозная «ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ИСТОРИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

5.2. «НЕОБХОДИМО ПОДДЕРЖИВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» Из выступления директора Института коррекционной педагогики Российской академии образования Н. H. Малофеева

5.3. У. В. Косарева «ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ: НА ПУТИ К ИНТЕГРАЦИИ»

5.4. В. В. Верба «Про конференцию, про инклюзивное образование, и про другое»

5.5. Н. А. Барткова Дети должны учиться вместе

 6. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..59

6.1. Программа КОНФЕРЕНЦИИ

6.2. Социальный проект «Семицветие» - МОУ Средняя общеобразовательная школа      №139

6.3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ СООИК «АССОЦИАЦИЯ ДЕСНИЦА»

 Изменения и дополнения  в закон РФ №3266-1 «Об образовании»

6.4. Материалы к докладу на Общественных слушаниях  в Государственной Думе РФ «Дискриминация инвалидов в сфере образования в России: пути преодоления» 29 сентября 2006 г.

Нарастание дискриминации детей-инвалидов в сфере образования. Пути изменения ситуации.

(РБОО «Центр лечебной педагогики», Москва)

 

1.     Введение



 Уважаемый читатель!

В этой брошюре мы расскажем о конференции «Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра», состоявшейся 14 ноября 2006 года в городе Самара в актовом зале Муниципального образовательного учреждения «Дневной пансион - 84», расположенном по адресу: пр. Кирова, 199.

Мы преднамеренно не станем в нескольких строках давать определение такому ёмкому понятию, вынесенному в название конференции, как «инклюзивное образование», а, скорее, обратимся к Вам с просьбой и предложением: после знакомства с содержанием брошюры, с мнениями разных людей по вопросам, приведенными здесь, составить и высказать свое отношение к заявленной теме – инклюзивному образованию.

Нам очень интересен опыт, знания и информация, имеющиеся у вас, и не только тех,  кто проживает в нашем городе, но любого, кто прочтет это издание.

Связаться с нами Вы можете воспользовавшись нашим почтовым адресом: 443114, г. Самара, пр. Кирова, 349 или электронным : Desnica-Samara@yandex.ru

В свою очередь, мы всегда готовы поделиться той информацией, которой располагаем, и будем рады сотрудничеству.

В начале брошюры представлен отчет о структуре самой конференции, организационных моментах, составе участников из числа представителей различных учреждений и организаций. Далее приводятся выступления на пленарном заседании, сообщения об итогах работы в секциях, и, наконец, Резолюция участников конференции, принятая по ее завершении.

Кроме этого, в конце брошюры, вы найдете статьи и выступления об инклюзивном образовании, о прошлом и современном инклюзивного образования в нашей стране и мире, о различных формах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, об образовании детей с особыми потребностями в Самарской области.

Рассказ «Внучки-бабушки» вернет нас ненадолго  в мир простых и добрых человеческих отношений.

В приложении Вы найдете:

- Программу конференции;

- социальный проект МОУ средняя общеобразовательная школа № 139 г. Самары «Семицветие», прекрасный пример творческого и деятельного влияния на  процесс социализации детей с инвалидностью в масштабах целого микрорайона города, - пример, который вполне универсален и может быть взят за основу любым образовательным учреждением любого города;

-изменения и дополнения  в закон РФ №3266-1 «Об образовании», представленные СООИК «Десница»;

- материалы к докладу наших коллег из РБОО «Центр лечебной педагогики» (г. Москва) на Общественных слушаниях в Государственной Думе РФ «Дискриминация инвалидов в сфере образования в России: пути преодоления» 29 сентября 2006 г.

Выражаем искреннюю признательность всем участникам самой конференции, и в первую очередь тем, кто выступал на ней с докладами и сообщениями. А также -  волонтерам, без помощи которых проведение подобного мероприятия вряд ли было бы возможно.

Отдельно хочется поблагодарить всех тех, кто предоставил материалы для данной брошюры и оказал содействие при её издании.

 

Структура конференции



«Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра».

 

 В Самарском регионе впервые проводилась конференция по данной тематике, однако интерес к ней был проявлен представителями различных общественных институтов. В качестве активных участников выступили представители:



•                42 школ;

•                6 районных Центров «Семья»;

•                Городского Центра «Семья»;

•                Областного Центра «Семья»;

•                Министерства образования и науки Самарской области;

•                Департамента образования городского округа Самара;

•                4 районных отделов образования городского округа Самара;

•                Администрации Кировского района городского округа Самара;

•                Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области;

•                Уполномоченного по правам человека в Самарской области;

•                Управления социальной защиты населения городского округа Сызрани;

•                проекта «Социальная интеграция инвалидов в Приволжском Федеральном округе», финансируемого  Европейским Союзом: эксперт, г-н Ян Боултон (Великобритания) и переводчик Андрей Мехеда (студент СамГУ).

•                Центра специального образования Самарской области;

•                ГУ«Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

•                ООО «Социальной механики»;

•                Самарского Государственного Университета;

•                Самарского медицинского института «РЕАВИЗ»;

•                Саратовского Университета;

•                Самарского социально-педагогического колледжа;

•                Детского Дома №1;

•                Регионального социально-психологического центра;

•                7 общественных организаций;

В общей сложности в работе конференции приняло участие свыше 100 человек. Освещали событие представители 5 средств массовой информации.

Программа конференции включала в себя  открытие, два пленарных заседания, работу в секциях и закрытие.

Вели конференцию:

Е. А. Печерских, председатель Правления СООИК «Ассоциация Десница»,

Н. А. Барткова, пресс-секретарь организации.

2.     Выступления на Конференции

2.1.  Приветствия.

Наталья Александровна Барткова:

- Добрый день! Мы приветствуем всех, кто принял приглашение и пришел сегодня сюда, в этот зал. Мы рады видеть тех, кого мы давно знаем, и рады видеть тех, кто пришел в первый раз. Мы надеемся, что Вы станете нашими друзьями и партнерами в будущем. А это значит, что у нашей организации появились новые сторонники наших идей и ценностей!

Я хочу сообщить, что  наше мероприятие стало возможным благодаря финансовой поддержке Агентства международного развития США и Благотворительного фонда поддержки инициатив гражданского общества «Точка опоры». Эти фонды позволили нам сегодня собраться здесь, собрать наших сторонников и предоставить в ваше распоряжение огромное количество печатных материалов. 

Евгений Андреевич Печерских:

- Мы благодарим всех, кто собрался сегодня здесь, чтобы принять участие в работе конференции «Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра». Название конференции достаточно интересное, на мой взгляд, потому что этот интерес был проявлен и в ходе подготовки этой конференции. Когда люди проявляли исключительную заинтересованность в том, как можно попасть туда, как можно поучаствовать в работе конференции. Хотя, может быть об этом и не стоит говорить, но я все равно скажу – многие, очень многие, те, кто был приглашен, выражали сомнение: а стоит ли сюда идти? Потому что не было указки, никто не сказал сверху – идите, идите и учитесь! Никто не сказал – и многие не пошли. И я думаю, что это проблема! И проблема, как раз, образования, в том числе. Потому что таким образом губится достаточно сильный мотив у участников процесса - это инициатива. И вот мне сегодня, все равно, приятно приветствовать всех, кто здесь присутствует. Особенно приятно приветствовать наших давних друзей, партнеров, с которыми мы достаточно давно работаем в вопросах, связанных с изменением общественного мнения к проблемам инвалидов, в вопросах, связанных с созданием системы интегрированного, а теперь инклюзивного образования: Департамент образования города Самары, Московская региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», представители которой здесь присутствуют, организация детей-инвалидов «Парус надежды» и многие другие, которые пришли к нам сюда, чтобы вместе решать вопросы, связанные с образованием ребят с особыми образовательными потребностями. Также мне хотелось бы поприветствовать и выразить слова благодарности новому Главе Кировского района, который пришел к нам на конференцию и примет участие в ее открытии. Замечательно, что власть хочет и готова  решать проблемы людей с ограниченными возможностями. 



Владимир Николаевич Выводцев, Глава Кировского района городского округа Самара:

- Уважаемые участники конференции! Я благодарен организаторам этого мероприятия, а также руководству пансиона, в частности, директор Якову Генриховичу Фишу, за предоставленную возможность побывать на данном мероприятии.

Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения - это дети, старики, а также люди с ограниченными способностями. Подобное мероприятие показывает, что общество становится более зрелым, несмотря на все сложности и трудности, которые приходилось и приходится преодолевать.

Люди, которые волею судеб пока исключены из полноценной и активной деятельности, должны стать полноправными участниками общественной жизни. Подчас они видят те нюансы, которых мы с вами не замечаем. Я считаю, мы должны, как говорится, широко раскрыть объятия, приняв их в свой союз. В добрый путь, конференция! Спасибо за приглашение. 



Яков Генрихович Фиш, директор МОУ «Дневной пансион – 84:

- Дорогие участники конференции! Нам очень приятно приветствовать вас здесь, в нашем здании, которое мы предоставили организации «Десница» для проведения вашего мероприятия, которое, на наш взгляд,  поможет реализации закона об образовании. Как написано на транспаранте: каждый имеет право на образование.  Инклюзивное образование – это образование, которое помогает людям с ограниченными  возможностями открыть перед собой       неограниченные возможности в получении образования.

Я прошу прощения за слишком свежую атмосферу в этом зале, но, к сожалению, этот зал всегда отличается прохладным состоянием в зимний период и несколько повышенным температурным режимом в летный. Приношу свои извинения за такие особенности конструкции нашего здания. Я надеюсь, всё это не помешает вам в вашей работе, а лишь взбодрит ваши мысли и приведет к появлению свежих идей. Успехов Вам! 

Ульяна Венедиктовна Косарева, консультант Министерства образования и науки Самарской области:

- Здравствуйте, уважаемые организаторы, уважаемые гости, уважаемые участники конференции. Я очень рада, что сегодня в нашем большом прекрасном городе проводится конференция, на повестку дня которой вынесена тема «Инклюзивное образование вчера, сегодня и завтра», и что мы  наконец-то стали говорить об этом вслух. Я надеюсь, мы услышим  сегодня не только о наших проблемах, но и о том, как их решать. 



Евгений Евгеньевич Астахов, начальник отдела непрерывного образования  Департамента образования городского округа Самара:

- Уважаемые коллеги, уважаемые гости, сегодня мы собрались в этом зале на конференцию, которая посвящена проблемам  инклюзивного образования, и я должен отметить, что мы не ставили задачи, что называется «согнать» на нее как можно больше участников и гостей. Можно было бы, конечно, использовать административный ресурс и в зале негде было бы яблоку упасть. Но был бы смысл от такого собрания?  Евгений Андреевич прислал приглашения всем директорам школ, но сюда пришли те, кто откликнулись на данную проблему, посчитали для себя важным разобраться в вопросах инклюзивного образования, чтобы подержать ту часть детей, которая объективно  нуждается в поддержке. И, хотя их способности, возможности на сегодняшний день ограничены теми или иными причинами,  наша задача - сделать так, чтобы компенсировать это ограничения, и дать возможность получить полноценное образование, воспитание в стенах общеобразовательных учреждений. Надеюсь на то, что у нас получится интересный диалог; будут высказаны предложения, можно будет поделиться опытом. Всё это будет служить тому, чтобы инклюзивное образование, которое сегодня есть, пусть в небольшом объеме, но есть, завтра стало бы таким же ярким интересным и нестандартным, какое оно имеет место в любой цивилизованной стране. Спасибо! 



Анатолий Алексеевич Гвоздев, начальник муниципального отдела образования Железнодорожного района городского округа Самара:

- Уважаемые члены конференции, гости, друзья. Мне очень приятно, что мы сегодня собрались для обсуждения, в очередной раз,  Я надеюсь, еще будет, и ни одна, конференция для обсуждения проблем, которые накопились у нас. Мераб Мамардашвили говорил, и я очень люблю эту цитату: «образование без души опустошает душу». Мне хочется надеяться, что вот эта наполненность заботой о детях, всех детях, в общем-то, которая свойственна не только конференции, но и в целом образованию, она получит свое развитие, и будет доходить не абстрактно до детей, а конкретно до каждого ребенка. С каждой конференцией, с каждым нашим шагом - до каждого нового ребенка,  который ограничен в своих возможностях и который нуждаемся в нашем внимании, и в нашей любви. Удачи нам всем! 

 

2.2. Выступления на пленарном заседании:



Е. А. Печерских:

- В начале конференции я уже сказал о том, что многие выбирали: идти или нет на эту конференцию, ждали указания.  В этой связи  я бы хотел добавить: давайте представим, что у нас нет проблем с образованием детей с инвалидностью, что у нас все дети учатся в обычных школах, получают великолепное образование, они учатся в институтах, работают. Давайте на минуту представим такую ситуацию? Не Получается? Значит проблема все-таки есть. Дети-инвалиды, к сожалению,  не все учатся…У нас, в Самарской области, проживает 13 тысяч детей с инвалидностью, и порядка 12% этих детей не получают образования вообще. А если говорить о детях, которые имеют умственные нарушения, либо психические заболевания, то об обучении таких детей вообще речи не ведется. Вы знаете, корреспондент одной из газет, буквально вчера звонила и спрашивала: поясните, кто такие инвалиды - это те, у кого ручки и ножки не работают, или те, у кого головка?.. Я не утрирую, такой вопрос действительно был задан. И это примечательно, говорит о многом. На конференции, мы будем говорить не об инвалидах, а о детях с особыми образовательными потребностями, и основная идея инклюзивного образования состоит в том, что образование должны получать все дети без исключения.

Я уже достаточно много говорил о том, что такое инклюзивное образование, а сейчас хочу представить слово Марии Юрьевне Перфильевой (г. Москва), организация инвалидов «Перспектива». Наш давний партнер и друг. Это человек занимается инклюзией  профессионально уже достаточно долго, поэтому она расскажет об этом более подробно.

 

Мария Юрьевна Перфильева, менеджер РООИ «Перспектива» (г. Москва):

 

- Хочу поблагодарить вас за проявленный интерес к теме, за то, что  пришли сегодня сюда. Я думаю, что, несмотря на прохладу в зале, мы с вами удачно поработаем. Мне очень хочется призвать каждого остаться и поработать в секциях, потому что там у нас будет возможность поговорить и обсудить более подробно какие-то аспекты Посмотрите внимательно, какая  тема вас больше интересует и выберете ту или иную секцию.



Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» работает с 1997 г. и основной целью её является улучшение качества жизни людей с инвалидностью. Улучшение качества жизни невозможно без получения адекватного, хорошего образования, потому что с этим связана вся последующая дальнейшая жизнь: профессиональное образование, обучение, трудоустройство, и вовлеченность в общество.

Начиная, с 2000 г. наша организация имеет партнёров в различных регионах РФ, в том числе, и организация «Десница» из Самары. Мы занимаемся вопросами обеспечения доступа детей с инвалидностью к образованию. Я перечислю те возможности, которые на сегодняшний день имеет ребёнок с инвалидностью для получения своего образования: это получение образования в обычной школе, специальное образование в спецшколах или школах-интернатах, и надомное образование. Это может быть интегрированное образование и инклюзивное образование. Такой термин, как «инклюзивное образование» появился недавно. Ведутся споры, полемика, как нам все-таки говорить: инклюзивное образование, т.е. включающее образование, или придумать что-либо другое.

Я позволю себе проиллюстрировать это на картинках. Представим себе, что ребёнок с особыми образовательными потребностями, скажем, «колышек квадратный», получает специальное образование, тогда всё подогнано именно под этот квадратик созданы квадратные колышки, для «квадратных отверстий» – специальные педагоги, специальные школы. В обычной школе обычный ребенок - пусть будет таким вот «кругленьким цилиндриком» - у нас круглые колышки для круглых отверстий -  обычные педагоги, обычные школы.

Когда мы говорим об интегрированном образовании, у нас снова остается «квадратный ребенок», и мы пытаемся адаптировать этого ребенка к требованиям образовательной системы путем оказания ему каких-то медицинских услуг, путем реабилитации. И пытаемся загнать его в ту привычную форму, которая у нас есть. В данном случае, система остается неизменной, и ребенок либо адаптируется к ней, либо он этой системой будет отторгнут.

Такие примеры есть, и наши коллеги иногда называют их «дикая интеграция». Ребёнок сидит в классе, и никакой специальной поддержки не получает. И всё зависит от него: вытянет или не вытянет.

Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный цвет волос, разные способности, но все дети могут учиться. И при этом  система адаптируется к потребностям ребенка.


ИНКЛЮЗИЯ – ЭТО:

  • вовлечение в процесс каждого ученика с помощью  образовательной программы, которая соответствует его способностям.

  • удовлетворение  индивидуальных образовательных  потребностей, обеспечение специальных условий

         В 2000 году на международном Даккарском форуме  по образованию многие страны, придерживаясь Положений Саламанкской Декларации, о чем мы будем дальше говорить, признали, что все страны разные, все мы находимся на разных ступенях развития,  тем не менее, была достигнута договоренность о стремлении создать  инклюзивное образование, или школу для всех учеников, где участие, равенство в сообществах, является главным показателем качества образования. Таким образом, сам процесс инклюзии направлен на вовлечение каждого ученика  с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, т.е. использовать более индивидуальный подход к каждому ребенку, для  удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечения специальных условий.

Движение за включение детей  с особыми образовательными потребностями в школы, по месту жительства, в обычные классы,  началось и следовало  за движением в защиту прав человека. В 70 – 90 гг. двадцатого века  наибольшего развития оно достигло в странах с развитой демократией. Сейчас мы, конечно, опираемся на их опыт. Многие страны имеют законодательство с этим связанное, но имеют и свои проблемы, трудности. В частности,  в Англии не все так просто, поскольку система образования - там частные школы и т.д., Всё очень не просто, но движется вперед идет. Многие страны уже не понимают, почему дети с особыми потребностями должны быть, как бы, отчленены от общей системы образования.  С 90 г. прошлого века, с момента падения берлинской стены,  а особенно активно с 2000 года, началось развитие интегрированного, инклюзивного образования в странах Восточной Европы, в странах Балтии, в некоторых странах СНГ. Постепенно это дошло до Российских берегов. Оказывается, невозможно сделать, чтобы все ученики имели равный допуск к процессу обучения, программные процессы обучения учитывали потребности каждого ребенка, если не будет оказана необходимая поддержка учителям, которые где-то, что-то должны, наверное, тоже в себе изменить, может быть переоценить свои традиционные взгляды, поменять подходы. Без этого очень сложно развивать инклюзивное образование, участвовать в этом процессе. Поэтому поддержка учителей должна стать неотъемлемой частью государственной политики.

Для учеников с особыми образовательными потребностями доступ к образованию обеспечивается и приспособлением школ, и предоставлением услуг сопровождения специальными специалистами, психологами, ассистентами педагогов,  помощниками. При этом все это должно быть внесено в закон, в какие-то нормативные документы. Примерно так всё устраивается в тех странах, которые занялись процессом инклюзивного образования. Это приводит к уменьшению количества специализированных школ, школ-интернатов, и получение образования детьми с инвалидностью происходит в школах по месту жительства. Без активного участия семьи и родителей этого очень сложно достичь, поэтому что это – одна составляющая часть инклюзии.

Однако, я хочу  подробнее остановиться на том опыте, который складывается в странах бывшего Советского Союза. Наши базы специального образования, общего образования были достаточно похожи. В  2000 г., например,  была похожая ситуация в Латвии, в Эстонии. Но там была принята доктрина инклюзивного образования, пересмотрены ряд положений, включены дополнения и изменения в закон и нормативные документы. Результат следующий: в 2003-2004 учебном году, в обычных классах обычных школ учится 89% детей, имеющих специальные образовательные потребности. В коррекционных классах осталось 1,4% детей, в специальных школах - 9,6%. Хотя до  2003 г. у них в специальных школах обучалось более 14%. В Азербайджане, например, вопросами образования детей с инвалидностью традиционно занимался центр образования, но, учитывая традиционный менталитет, очень многие дети вообще не получали образования - они сидели дома. При поддержке международных программ ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО в 2000 году там были созданы экспериментальные площадки. Это привело к тому, что в 2001 г. на основании опыта экспериментальных площадок был разработан закон об образовании детей с инвалидностью, в котором регулировался инклюзивный подход. Сейчас там наблюдается явная поддержка со стороны  Президента, кабинета министров, это направление в образовании курируют первые лица государства, что дает возможность привлекать средства не только государственные, но и из фондов, банков. Поэтому сейчас там очень интересно и бурно развивается инклюзивное образование. На данный момент у нас есть такие сведения, дошкольных инклюзивных классов - 22, начальных школьных классов –21. Вопрос инклюзивного  образования в Азербайджане решается путем привлечения первоклассников в школы. «Внедрение» учеников не в среднюю школу, а именно в начальную.

Буквально 10 дней назад я была на конференции в Беларуси, на которой также обсуждались вопросы развития инклюзивного образования. Надо отметить, что  там очень хороший опыт. Процесс инклюзивного образования сопровождается принятием нормативных документов, практикой в школах, и в настоящий момент, как считают белорусские коллеги, они достигли определенных успехов, определенного уровня, в развитии инклюзивных подходов к образованию. Мам мы встретились и с коллегами из Молдовы.  Я думаю, это тоже интересно, т.к. опять-таки это всё наши бывшие соотечественники. Очень интересно понять,  как они развивались. Инклюзивное образование в Молдове, прежде всего, получило развитие в сельских школах, потому что иных возможностей в сельской местности в этой стране нет. Как появилась возможность обучать детей с особыми образовательными потребностями в обычных общеобразовательных массовых школах? Там есть государственная поддержка таких классов, и таких школ, там принята статистическая программа развития инклюзивного образования.

Теперь по России.

О некоторых трудностях. Я думаю, это всем знакомо. У нас очень сложно развивать инклюзивное образование, прежде всего потому, что у нас нет государственной политики. У нас на сегодняшний момент нет законодательства, в котором хотя бы просто упоминались такие слова как «инклюзивное», «интегрированное» образование. И всё это можно делать, только основываясь на Конституции РФ: каждый имеет право на образование, и на то, что есть законы об образовании, в соответствии с которыми каждый ребенок должен получить образование. Я думаю, что мои коллеги, чуть позже, расскажут какая ситуация сейчас с принятием законов. Мы очень надеемся, что этот Закон  - о специальном образовании - будет принят, и это даст возможность более плотно работать в области развития инклюзивного образования. Я хочу отметить, что по России есть отдельные примеры, это, прежде всего, в Самарской области, где есть возможность включать детей с особыми потребностями в общеобразовательные классы, развивать этот процесс. В Москве есть несколько школ (6 школ), которые сейчас участвуют в городском эксперименте. Создана экспериментальная площадка: в общеобразовательные классы начальной школы включены от 2 до 3 детей с особыми потребностями. Дети все разные, это и дети с Даун-синдромом, дети с проблемами слуха. На фотографии вы можете видеть значок. Это значок нашей Национальной Коалиции по образованию для всех, куда входят наши коллеги из 14 городов России, где начинают работать со школами, с управлениями образования именно по вопросу развития и внедрения инклюзивного подхода.

Я уже говорила, что без подготовки и участия учителей и всего штата школы (прошу обратить внимание, что не только учитель должен получить поддержку, но и весь штат школы) такую работу не осилить. Они все должны быть вовлечены в эту работу. Подготовка учащихся – это «Уроки доброты» и сегодня тоже речь пойдет об этом, о том опыте, который есть в Самаре. Поддержка архитектурной доступности. Иногда нам кажется, что без установки лифта и подъемника не обойтись, а когда мы видим цифру в 300 000 руб., необходимых за установку одного подъемника, то кажется,  что ребенок на коляске никогда в школу не попадет. Однако, всё можно решить, но как-то иначе, Нужно в первую очередь подумать об этом ребенке,  как-то позаботиться, может быть изменить традиционную систему обучения, например, перенести что-то на первый этаж и т.п. Но этим тоже надо заниматься. Очень хороши совместные внеклассные проекты, когда в них участвуют дети с особыми потребностями и обычные школьники, их друзья.



Единственный критерий отношения к инклюзивному образованию, - это задать себе такой вопрос: имеет ли гражданин другого цвета кожи право ездить с нами в трамвае? Я думаю, что большинство ответит «Да». Но когда мы спрашиваем: имеет ли право ребенок с ограниченными возможностями посещать общеобразовательную школу по месту жительства, вопрос вызывает недоумение. Пока…. Я думаю, мы можем вместе с вами приложить усилия, чтобы изменить данную ситуацию.

Светлана Юрьевна Котова, юрист РООИ «Перспектива», инвалид по зрению:

- 25 августа 2006 г. в мире произошло  одно очень важное событие - окончание работы специального комитета ООН по разработке Конвенции о правах инвалидов, т.е. выработка окончательного текста данной Конвенции. Она имеет непосредственное отношение к теме сегодняшней конференции, поэтому сначала я немножко скажу о Конвенции. Почему это событие имеет такое большое значение?  Конвенция - это первый акт о правах  человека в этом  тысячелетии, и это первый обязательный международный правовой акт всеобъемлющего характера, который касается прав инвалидов.  До этого у нас были документы, касающихся  прав инвалидов, в том числе и документы ООН, такие как Декларация прав инвалидов, Стандартные правила обеспечении равных возможности  для инвалидов, но все эти акты носили рекомендательный характер, т.е. они рекомендовали государствам принципы государственной политики по отношению к инвалидам.  Конвенция, после того как она будет одобрена  на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, и после того, как не менее 20 государств ее ратифицирует (мы  очень надеемся, что и Российская Федерация ее ратифицирует) Конвенция станет частью нашего права,  и положения Конвенции  должны будут содействовать изменению законодательства по отношению к инвалидам всех государств, и нашего, российского, в том числе. На Конвенцию можно будет ссылаться в судах при отстаивании прав инвалидов. Конвенция - очень важный шаг, такой революционный шаг, поскольку она  предполагает полное изменение отношения к инвалидам. Конвенция закрепляет социальный подход к инвалидности, о чем, я думаю, здесь много говорилось, т.е. инвалиды - это не больные люди,  а инвалидность - это процесс взаимодействия человека с какими-то нарушениями и общества, это преодоление тех преград - отношенчестких, физических и прочих, - которые общество  ставит перед инвалидами.  Социальный подход влияет на все положения  Конвенции, потому что Конвенция  говорит о том, что инвалидам не нужно оказывать милосердие, предоставлять какие-то льготы, а инвалидам нужно давать равные права, создавать все условия, чтобы инвалиды могли наравне с другими реализовывать свои права. Это касается и образования. Статья 24 Конвенции  четко говорит, что государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования, т.е. путем внедрения инклюзивного образования. Далее, все положения, которые касаются инклюзивного образования, расшифровываются: говорится о том, чтобы дети-инвалиды ходили в обычную школу, чтобы в школе создавались все условия для их обучения, чтобы педагоги, которые работают в обычной школе, владели методиками обучения таких детей и т. п.

Инклюзивное образование, с одной стороны - это такой принцип,  на котором должна строиться система образования, а с другой стороны - это  процесс.  Заключается инклюзия в том, что школы, наши обычные школы, любые образовательные учреждения, детские сады тоже, должны принимать  всех детей без исключения,  вне зависимости от того, какие у них особенности. И  это касается не только больных детей, но и  здоровых детей, например, очень одаренных. У нас все дети разные, и система образования должна строиться на этом принципе: все дети разные. Они все принадлежат нашему сообществу, и на каждого ребенка мы  будем смотреть индивидуально, и будем смотреть - как мы можем учесть и удовлетворить вот эти особые его образовательные потребности. Этот принцип изложен в Саламанкской декларации  ЮНЕСКО.  Повторю. Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных  образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям  создаются все условия для удовлетворения  специальных образовательных потребностей таких лиц.  

Конвенция – это важный этап а нашей жизни, однако, процесс внедрения инклюзивных подходов в систему образования начался гораздо раньше. Началось все со стран Запада –  Америка, Канада,  Англии, - когда родители   детей-инвалидов (довольно тяжелых инвалидов) выиграли несколько судебных процессов, по которым обычные школы обязывались взять этих детей и создать для них условия. В  последствии, другие родители тоже поняли, что им не за чем далеко возить ребенка в специальную школу, когда  он может учиться рядом, в обычной. Позже эти подходы  были распространены не только на детей-инвалидов, а просто вошли как основной принцип организации системы образования. Принцип инклюзивного образования  заключается в том, что не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т.е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа. До этого образование было интегрированным, которое закреплено в Стандартных правилах, и процесс обучения детей-инвалидов в обычных школах назывался «интегрированным образованием». Но сообществу организаций инвалидов, родителей детей-инвалидов не очень-то нравилось интегрированное образование. Потому что оно, скоре, подразумевало: есть человек больной, он другой, не такое, как все, а вот есть общество, нормальное, и этого больного человека нужно как-то интегрировать в это нормальное общество. Тогда как инклюзивное образование говорит о том, что мы все  здесь разные, и каждый по-своему особенный, но все мы принадлежим к этому конкретному сообществу. И все дети, которые живут на определенной территории, имеют право идти в ту или иную школу, так же как одаренные дети, также как и дети, которые не знают  хорошо, например, русский язык, так и дети инвалиды. Все они  ДЕТИ.

Понятие «инклюзивное образование», появилось в нашей жизни с 1996 года, и сейчас оно закреплено в законодательных актах многих стран. Это касается и западной Европы, и Америки, причем, не только Соединенных Штатов и Канады, но и Латинской Америки. Сейчас инклюзивное образование пришло на пространство СНГ. Оно практикуется очень хорошо в Армении, в Азербайджане, где принята стратегия внедрения  инклюзивного образования, начинаются  подобные разработки в Узбекистане,  и, я слышала, в Киргизии, Молдове. Вокруг нас начинается это движение. Есть оно и в России, в некоторых регионах. В Самаре, в том числе.

Но процесс этот требует подготовки. Нельзя взять и всех детей сразу поместить в обычную школу, но готовиться к этому нужно. Нужно попробовать, например, поместить тех  детей,  родители которых очень хотят этого. У  родителей есть такое право, которое закреплено Законом об образовании. Понятно, что школы сейчас  не могут взять всех детей и всех обучать, но их надо к этому готовить. А дети нормально отнесутся к своим «особенным» сверстникам, если взрослые будут нормально относиться к таким детям. И мы часто слышим: зачем они пойдут в обычную школу, там такая враждебная обстановка, их будут обзывать, бить и прочее,   Но такого не происходит. И чем раньше дети начинают общаться между собой, тем безболезненнее этот процесс проходит.

(В брошюре использовано выступление С. Ю. Котовой, записанное во время радиопередачи «Говорит и слушает «Десница», которая вышла в эфир утром 14.11. 2006г., за час до открытия конференции «Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра»).

 

Эдгар Суренович Аракелян, юрист Владимирской ООО «АРДИ «Свет»:

- Здравствуйте, уважаемые участники конференции! Я представляю Владимирскую областную общественную организацию «Ассоциации родителей  детей-инвалидов «Свет». Начну я, пожалуй, с того, что АРДИ «Свет» существует с 1 сентября 1995 года, т.е  уже более 11 лет. Все началось с того, что некоторые дети медико-психолого-педагогической комиссией были признаны необучаемыми. На тот момент времени это было вполне обосновано, и на законных основаниях, потому что специальным постановлением правительства существовало такое понятие как «необучаемый», и признание детей необучаемыми было рядовым событием. Однако, с этим надо было что-то делать. Родители таких детей объединились, это объединение в последствии привело к созданию «Школы жизни». Было оборудовано  специальное помещение, где дети обучались абсолютно элементарным вещам:  готовить еду, убирать за собой,  застегивать пуговицы и т.п.  С самого начала к этим детям относились как к особым, все понимали, что они никогда не освоят, скажем, высшую математику с геометрией, а вот бытовым вещам всегда смогут научиться. Таким образом, процесс обучения пошел с 1995 года, и даже те дети, которые признавались необучаемыми, получали определенные навыки, образовательные элементы. Буквально уже через год деятельность нашей организации стала известна многим иногородним представителям, и в организацию пошли письма с просьбой других родителей принять их детей в нашу организацию. Однако, стоит отметить, что изначально такой цели не стояло, плюс ко всему, собственных помещений у нас не было (сейчас нет), именно собственных, поэтому в ответах мы писали, каким образом мы достигли этого, по сути, делились опытом. На конференциях, подобных сегодняшней, представители нашей организации раздавали определенные материалы, книги, проспекты.

Далее, что касается образования. Спустя 2 года, в 1997 году, образовательный процесс  нашей «школы жизни» пошел в разных районах Владимирской области. В частности, он затронул 11 городов области: Ковров, Кольчугино и др. Все это, безусловно, благодаря поддержке  органов местного самоуправления, в частности Владимирского Городского Совета народных депутатов, и исполнительной власти, т.е. администрации г. Владимира. Благодаря совместной деятельности этих учреждений, были предоставлены специальные помещения, в которых дети занимались, обучались компьютерной грамотности, вышиванию, верховой езде на лошадях и другим полезным навыкам. Сами педагоги обучались за счет спонсорских средств. На определенных мероприятиях детям всегда вручались призы и подарки - тоже за счет спонсоров.

И сегодня в организацию приходят письма, в основном, из регионов, в которых спрашивается, как быть родителям, если ребенок живет в поселке и, соответственно, не может обучаться в специальной школе. В таком случае есть иные формы обучения: семейная, индивидуальная программа обучения на дому и т. д.

Далее следует отметить, что понятие «необучаемый» было довольно-таки распространенным, однако в 2000 году, благодаря  нашей деятельности, и деятельности наших партнеров, специальным Постановлением Правительства внесены изменения в нормативные документы и понятие «необучаемый» заменяется понятием «дети со сложными дефектами». Это, на мой взгляд, в целом, нашей организации, было очень важным событием в нашей работе. Благодаря этому, все дети, со сложными дефектами направлялись в специальные коррекционные школы, в частности,  в школу 8-го вида. Существуют также интеграционные классы для глухих и слабослышащих детей  на базе общеобразовательной школы № 14. В самом начале этого развития отношение к детям, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов, было неоднозначным. Однако, совместными усилиями мы сейчас стараемся как-то изменить, избежать какого-то недопонимания. Что касается отношения педагогов, в частности, во Владимире и Владимирской области  на сегодняшний день многие считают, что не должен человек с особенностями развития обучаться в одном классе с детьми без инвалидности. Однако я считаю, что, благодаря таким конференциям и слушаниям подобное отношение к детям можно изменить.

Необходимо, наверное, более подробно остановиться еще на одной программе нашей организации «Театр дружбы и добра» особенных детей. Это что ни на есть настоящий театр, в котором выступают наши дети. В 1998 году ребята выступали в детском оздоровительном Центре, в лагере. В лагере для детей с особенностями развития проживают и отдыхают также вполне нормальные и здоровые ребята.  И стоит сказать, что после выступления наших детей был шквал оваций и буря эмоций. Ребята без инвалидности написали письмо нашим детям. Я позволю себе зачитать его: « Мы никогда не забудем минуты, прожитые рядом с вами. За это время вы показали нам, что в жизни никогда не надо сдаваться, надо верить в себя и идти вперед, какое бы препятствие ни стояло у нас на пути. Самое главное - надо учиться делать всё самостоятельно, а это не по силам иногда даже взрослым людям. Спасибо вам за то, что вы научили нас верить в себя, доверять и помогать друг другу». Вот такое письмо было получено от детей, однако стоит заметить,  что многие взрослые, узнав о пребывании в лагере детей-инвалидов, забирали оттуда своих здоровых детей. Это говорит о том, что сами дети  между собой не видят никаких границ в общении. Преграды создаются самими взрослыми в процессе воспитания. Конечно же, помимо просто родителей и педагогов, неоднозначно отношение к этим детям со стороны чиновников, средств массовой информации.

Подводя небольшой итог, могу сказать, что на сегодняшний день во Владимирской области, наверное,  99,9 % детей вполне обосновано получают образование и реализовывают это своё право. Безусловно, бывают случаи, когда выносится как бы такой своеобразный приговор ребенку, тогда вступает в борьбу наш юридический отдел АРДИ «Свет», и борется с такими нарушениями. На мой взгляд, главная проблема на сегодняшний день в развитии инклюзивного образования и в целом образования, – это, прежде всего, отношение к детям-инвалидам всех взрослых людей, причем не только родителей, но и педагогов, чиновников. Равноправное отношение к детям , в том случае, если оно будет, наконец-то, реализовано на 100 %,  значительно упростит решение данной задачи. Спасибо за внимание.

 


с. 1 с. 2 ... с. 6 с. 7

скачать файл