Самарская общественная организация инвалидов-колясочников «Ассоциация


с. 1 ... с. 3 с. 4 с. 5 с. 6 с. 7

Приложение № 2

 

6.2. Социальный проект «Семицветие» МОУ Средняя



общеобразовательная школа №139

 

Название проекта: «Семицветье»



Организация:         Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя

                                  общеобразовательная школа № 139 г. Самары



Адрес:                      443029, г. Самара, ул. Солнечная, д. 19;   телефон – 8(8462)943615 

Директор школы:  Раткевич Ирина Викторовна

Постановка проблемы.

В нашем обществе неоднозначное отношение к инвалидам, людям с ограниченными возможностями. Неоднозначность проявляется в полном равнодушии к инвалидам в повседневной жизни и в назойливом внимании к ним в “День инвалидов”. Причем, такие снисходительно-сострадательные чувства невольно воспитываются у детей в образовательных учреждениях, которые проводят одноразовые акции. Эти акции очень трогательны, впечатляют всех участников, но как отдельные мероприятия, не имеют должной силы по продолжительности воздействия, только на какое-то время порождают сострадание. Сострадание – благородное чувство, на проявление которого дети не скупятся, но замешанное на жалости оно зачастую унижает. Общение инвалидов со здоровыми детьми одним дает ощущение превосходства: “Я не такой, я как все”, а другим – унижения: “Я не такой, я не как все”. Чтобы сострадание у детей было не сиюминутным, в основе его  должны быть готовность к взаимопониманию, взаимопомощи, способность принимать своего ровесника-инвалида таким, каков он есть.

Ситуация может измениться, если дети-инвалиды станут активными участниками внеурочной деятельности общеобразовательной школы. С целью интеграции детей с ограниченными возможностями в школьное воспитательное пространство разработана программа «Семицветье», в содержании которой семь добровольческих акций. Участвуя в акциях, дети-инвалиды будут пробовать себя в различных социальных ролях, приобретать социальные навыки. Для этого нужно несколько изменить условия проведения мероприятий (в первую очередь - конкурсных), сделав их привлекательными и для детей с ограниченными возможностями.

 

Цель проекта – интеграция детей с ограниченными возможностями  в воспитательное пространство общественно активной школы 139



Задачи:

1.                  В рамках партнерских отношений детской общественной организации “Республика 139”,  общественной организации родителей “Забота” создать условия интеграции детей с ограниченными возможностями в воспитательное пространство общественно активной школы.

2.      внести в пакет локальных актов МОУ 139 дополнения, необходимые для реализации данного проекта:

      в положения о мероприятиях школы с участием детей с ограниченными возможностями,

      в критерии оценок конкурсной деятельности с участием детей с ограниченными возможностями.

3.      Формировать Банк Данных об участии детей с ограниченными возможностями в школьной Программе “Добровольчество”.

4.      Подготовить сборник материалов об интеграции детей с ограниченными возможностями  в воспитательное пространство общественно активной школы 139.

 

Деятельность в рамках проекта (апрель – декабрь 2005 года ).

Программа «Семицветье» предполагает проведение семи добровольческих акций: «Шаг навстречу» (апрель), «Поклонимся великим тем годам» (май), «Пусть всегда будет Солнце» (июнь),  «День Знаний» (сентябрь), «Руки матери» (октябрь), «Благотворительный марафон» (ноябрь), фестиваль «Лучики «Солнечного»» (декабрь).

Акции будут проводиться по семи направлениям деятельности: трудовое, игровое, социальное, художественное,  музыкальное, познавательное, литературное.

Участвуя в акциях, дети-инвалиды будут пробовать себя в семи социальных ролях: инициатор, судья, зритель,  оформитель, член редколлегии,  исполнитель разовых поручений, руководитель группы.

В ходе деятельности детям будут созданы условия для формирования семи личностных качеств: самостоятельность, коллегиальность, терпимость, инициативность, ответственность, уверенность, оптимистичность.





Содержание акции

результат

1 апрель

«Шаг навстречу»

Акция направлена на создание условий для совместной деятельности всех детей, живущих в микрорайоне «Солнечный». С этой целью планируются мероприятия: экскурсия по городу, конкурсы, игровые программы



Банк данных о детях с ограниченными возможностями и их интересах.

 


2 май

«Поклонимся великим тем годам» экскурсия в музей ПРИВО, концертная программа, встречи с ветеранами, возложение венков к Вечному Огню на площади Славы

Альбом о ветеранах Вов

3. июнь

 «Пусть всегда будет Солнце»

в рамках международного «Дня защиты детей»



Конкурсы, концерт, посещение кинотеатра

Панорама детских рисунков

4. сентябрь

«День Знаний»

в рамках всероссийского праздника викторины, познавательная программа «Читай-город»



Фото сессия

5

октябрь


«Руки матери»

в рамка международного «Дня матери»

Конкурс поделок, концертная программа, посещение музея Володичкиных в с. Алексеевка


Фото сессия

6

ноябрь


«Благотворительный марафон»

ярмарка поделок, выступление творческих коллективов школы для жителей микрорайона.



Сбор денежных средств на организацию отдыха в дни зимних каникул

7

декабрь


 

«Лучики «Солнечного»»

фестиваль детского творчества



Банк материалов о результатах деятельности в рамках гранта

 

Создание условий для участия в деятельности Республики 139

детей с ограниченными возможностями.

 




Мероприятия

Ответственный

Результат

1.          

Внести изменения в положения о конкурсных мероприятиях школы с участием детей-инвалидов

Администрация школы, Большой Совет Республики 139, ОО родителей “Забота”

положение о конкурсах с участием детей-инвалидов

2.          

Внести изменения в критерии оценок конкурсной деятельности  с участием детей-инвалидов

Администрация школы, Большой Совет Республики 139, ОО родителей “Забота”

критерии оценок конкурсов  с участием детей-инвалидов

3.          

Внести коррективы в план конкурсных мероприятий, посвященных 60-летию Победы.

Администрация школы, Большой Совет Республики 139, Совет ТОС

план конкурсных мероприятий, посвященных 60-летию Победы.

4.          

Приглашение к участию в конкурсах детей-инвалидов, проживающих в микрорайоне “Солнечный”

Большой Совет Республики 139, ОО родителей “Забота”

Список детей-инвалидов, желающих участвовать в конкурсах

5.          

Проведение тренингов на развитие навыков общения школьников с детьми с ограниченными возможностями

О.А. Суменкова, Большой  Совет (старшеклассники)

 

6.          

Сбор и регистрация инициатив,  школьников и детей – инвалидов, проживающих в микрорайоне “Солнечный”

Большой Совет Республики 139, ОО родителей “Забота”

Оформление Банка инициатив школьников и детей-инвалидов

7.          

Создание фонда поощрения детей за участие в конкурсной деятельности

Большой Совет Республики 139, ОО родителей “Забота”

Фонд поощрения

 В школе обучаются 13 детей-инвалидов. Кроме того, в микрорайоне “Солнечный” проживают около 47 детей-инвалидов школьного возраста. В результате запланированных мероприятий в социальную деятельность предположительно будут включены 42 человека.

Вся деятельность с участием детей-инвалидов основывается на принципах детоцентризма: “От каждого по способностям и возможностям – каждому по интересам”. С целью реализации данных принципов предполагается организация Коллективных Творческих  Дел.

Следуя вышеуказанным принципам, при подготовке и проведении конкурсных  мероприятий должна оцениваться роль ребенка-инвалида по следующим параметрам:

      социальная значимость роли ребенка-инвалида в мероприятии,

      возможность проявления индивидуальности ребенка-инвалида в КТД,

      комфортность ребенка-инвалида в отношенческой сфере КТД.

Оценку роли ребенка-инвалида по этим критериям дают сам ребенок, родители и члены общественной организации родителей “Забота”

 Результаты проекта.

При реализации данного проекта дети-инвалиды приобретут:

      новых друзей в школе и микрорайоне, где они живут;

      новые знания о школе, своем микрорайоне и людях, живущих рядом;

       социальные умения и навыки (общение с людьми разных возрастов, умение работать в творческой группе);

      опыт самореализации в мире людей,

Учащиеся школы приобретут:

      навыки общения с детьми с ограниченными возможностями;

       новых друзей в школе и микрорайоне;

      новые знания о своем микрорайоне и людях, живущих рядом;

      способность деятельностного сострадания к людям с ограниченными возможностями, готовность прийти им на помощь.

Педагоги школы приобретут:

      опыт организации взаимодействия детей с разными физическими и интеллектуальными способностями к самореализации;

      новые знания в области детской психологии и социальной педагогики;

      пополнят методическую копилку новыми разработками.



Образовательное учреждение приобретет:

       позитивную динамику в отношениях всех участников образовательного процесса к людям с ограниченными возможностями;

      рукописный журнал о ветеранах и участниках ВОВ, проживающих на территории микрорайона “Солнечный”;

      новые сценарии традиционных мероприятий;

      Банк инициатив детей.

 Устойчивость проекта. Данный проект не имеет временных и территориальных ограничений. При небольшой корректировке его может использовать любое образовательное учреждение.

Помогая детям с ограниченными возможностями проявить и реализовать инициативу в социальном мире, школьники – такую Социальная инициативность субъектами воспитательного пространства школы,  Для этого совсем не обязательно, чтобы они сидели за партами этого образовательного учреждения

 

Приложение № 3

 

6.3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ СООИК «АССОЦИАЦИЯ ДЕСНИЦА»



 

Изменения и дополнения  в закон РФ №3266-1 «Об образовании»

 

1. Дополнить ст. 11-1 Закона абзацем следующего содержания: «затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида», а также корреспондирующее указанному правилу норму «о праве негосударственных образовательных учреждений на государственное финансирование с момента их государственной аккредитации».

На наш взгляд, отсутствие права родителей детей-инвалидов на получение компенсации затрат на обучение своих детей в негосударственных образовательных учреждениях нарушает ряд конституционных принципов, в том числе ст. 7, 19, 43 Конституции РФ.

Представляется, что государство было вправе отказаться от поддержки негосударственных образовательных учреждений и данный отказ не нарушает право гражданина на образование. Статья 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Реализация указанной гарантии осуществляется путем создания и полного финансирования соответствующих образовательных учреждений. Право на соответствующий выбор: воспользоваться указанной гарантией и получать образование в государственном (муниципальном) образовательном учреждении или обучаться в негосударственном, - это право, которое каждый реализует по своему усмотрению. При этом единственно, что должно сделать государство - это создать соответствующую инфраструктуру для получения образования, она должна быть общедоступна.

Право же на получение соответствующей компенсации в размере затрат на образование должно возникать в случаях, когда инфраструктура не создана, т.е. не реализован конституционный принцип общедоступности образования, что имеет место в ситуации отсутствия специальных реабилитационно-коррекционных учреждении. Более того, мы считаем, что данное право не должно подвергаться сомнению и в тех случаях, когда при наличии соответствующего  государственного образовательного учреждения родитель ребенка-инвалида отказывается от его услуг и заключает договор с негосударственным образовательным учреждением, полагая, что в данном учреждении его ребенку будут оказаны более квалифицированные услуги. Одна из допустимых в настоящих условиях форм взаимодействия между негосударственными учреждениями, обучающимися и соответствующими публично-правовыми образованиями могла бы заключаться в компенсации органами управления образования негосударственным образовательным учреждениям расходов, понесенных последними в связи с организацией обучения детей-инвалидов в рамках договоров на выполнение государственного (муниципального) заказа на организацию обучения.

Накладывая табу на возмещение родителям детей-инвалидов затрат, понесенных ими в связи с обучением сына (дочери) в негосударственном образовательном учреждении, законодатель, по-видимому, исходил из презумпции адекватности, доступности и качественности образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями. Однако де-факто ситуация в корне противоречит не в меру идеалистическим представлениям авторов законопроекта о состоянии отечественной государственной системы образования. Дети с тяжелыми формами инвалидности зачастую не могут получить адекватных образовательных услуг в государственном секторе и в результате вынуждены обращаться к педагогам-специалистам из негосударственных образовательных учреждений. И тут государство в очередной раз преподносит неожиданный сюрприз, - если раньше можно было получить  компенсацию, то сейчас нет.

А ведь услуги, предоставляемые негосударственным образовательным учреждением, дорогостоящи и не каждому родителю по карману. Прогноз очевиден: многие дети-инвалиды останутся за бортом школьной жизни.

Кроме того, лишение государственной поддержки негосударственных образовательных учреждений, исключение из текста закона статьи, предусматривающей право родителей, обучающего своего ребенка  в семье, на получение компенсации нарушает ст. 4 настоящего закона, где определены задачи законодательства РФ в области образования, в том числе создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования в РФ.

 

2. Статью 11-1 настоящего закона дополнить абзацем следующего содержания: «Порядок получения компенсации затрат на обучение детей-инвалидов в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем программы общего образования, устанавливается Правительством РФ».

 

В ранее действующем законодательстве об образовании было предусмотрено право родителей на получение компенсации затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, однако отсутствовало указание законодателя на орган государственной власти, который бы разработал механизм получения этой компенсации. На практике это порождало различного рода конфликтные ситуации: за рамками правового регулирования оставался ряд вопросов, связанных с получением компенсации.



 

3. Исключить из п.5 ст.5 настоящего закона слова «Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений».

 

Данная формулировка противоречит конституционным принципам равенства прав граждан, социального государства, недопущения снижения уровня социальной защищенности и т.д.



В частности, конституционный принцип равенства прав и обязанностей граждан в условиях федеративного государства предполагает, что гражданам из числа нуждающихся в социальной поддержке (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети из малоимущих семей и т.д.) будет установлен минимальный гарантированный уровень социальной защиты именно на уровне федеративного законодательства с принятием РФ обязательств по обеспечению и финансированию указанного минимума. Субъекты РФ устанавливают меры социальной защиты, дополняющие указанный минимальный стандарт. К такому пониманию наталкивает нас и трактовка судами понятия «совместное ведение РФ и субъектов РФ»

            На данное обстоятельство обращает внимание в замечаниях на законопроект ФЗ № 122-ФЗ Счетная палата РФ, полагая, что совместное ведение должно пониматься с учетом следующих положений Конституции РФ: п. «в» ст. 71 и п. «б» ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми регулирование прав и свобод человека и гражданина (в том числе социальных) относится к исключительно ведению РФ,  а к совместному ведению Рф и субъектов РФ относится только защита прав и свобод человека и гражданиина.

Иными словами создание минимально гарантированной системы социальной защиты, установлении её параметров должно осуществлять на федеральном уровне и не может быть передано субъектам РФ. В противном случае получается не совместное, а раздельное ведение органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ по принципу: стройте коммунизм, а мы постараемся вам в этом не мешать.

Наконец, передача на уровень субъектов полномочий по установлению и финансированию мер социальной поодержки противоречит конституционному принципу не допущения принятия законов, ухудшающих ранее достигнутый уровень социальной защиты населения, поскольку объем мер социальной поддержки учащихся будет во многом зависеть от бюджета соответствующего субъекта РФ. В ситуации, когда подавляющее большинство регионов являются дотационными, это приведет к тому, что упадет уровень социальной защиты обучающихся, нуждающихся в помощи со стороны государства.

Таким образом, государство должно обеспечить минимальный уровень социальной поддержки обучающихся всех государственных и муниципальных образовательных учреждений независимо от того, в ведении какого публично-правового образования они находятся.

 

4.  п.2 ст.7 настоящего закона изложить в следующей редакции: «Образовательные программы всех уровней для  инвалидов разрабатываются соответствующим органом государственной власти РФ на основе специальных государственных образовательных стандартов».

Зачастую статус «инвалид» предполагает наличие особых образовательных потребностей. Специальные государственные образовательные стандарты как раз и позволяют учесть особые образовательные потребности.

 

 5. п.4 ст.12 настоящего закона дополнить абзацем 6 следующего содержания: «интегрированные общеобразовательные учреждения»



Необходимость выделить в отдельный вид интегрированное общеобразовательное учреждение, на наш взгляд, назрела давно. Обусловлено это тем фактом, что одной из задач образования в отношении детей-инвалидов является успешная социализация, которая выполнима только в рамках совместного обучения со сверстниками без инвалидности. В некоторых регионах уже приняты нормативно-правовые акты, выделяющие интегрированное обучение (в Самарской области действует приказ Министерства науки и образования Самарской области №236-од «Об утверждении порядка организации интегрированного образования для детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области»). 

Кроме того, выделение  интегрированного образовательного учреждения в самостоятельный вид вполне коррелирует с положениями федерального законодательства, в том числе Конституции РФ, закона РФ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», настоящего закона.  Так, абз.9 п.4 ст.12 настоящего закона предусматривает возможность функционирования «других учреждений, осуществляющих образовательный процесс», помимо предусмотренных выше. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» в ст. 18 предусматривает возможность совместного обучения детей с инвалидностью со сверстниками без инвалидности.  Еще одним аргументом в пользу детальной регламентации деятельности интегрированных образовательных учреждений служит аналогия с законодательной регламентацией деятельности дошкольных образовательных учреждений комбинированного типа.

 

6. Дополнить ст. 30 пунктом следующего содержания: «Передача отдельных государственных полномочий субъектам РФ либо органам местного самоуправления без передачи соответствующих денежных средств в форме субвенций не допускается»

В соответствии с п. 4 ст. 130, 133 и 136 БК РФ передача отдельных государственных полномочий нижестоящим публично-правовым образованиям должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций (средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету другого уровня на безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов).

 

7. П.6 ст.50 настоящего закона дополнить абзацем следующего содержания: «Родители (законные представители) осуществляющие воспитание и обучение несовершеннолетних детей в форме семейного образования, имеют право на получение дополнительных денежных средств в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными и местными нормативами финансирования. Порядок обучения и воспитания детей на дому устанавливается Правительством РФ»

Очевидно, что законодатель, создавая подобное регулирование, отказываясь от финансирования семейного образования, исходил из презумпции надлежащего оказания квалифицированных образовательных услуг в государственном секторе. Поэтому мотивы, в силу которых родители не желают получать образование в государственном образовательном секторе, правового значения не имеют. И постольку они все-таки принимают такое решение, то и финансовое бремя его осуществления они должны нести самостоятельно.

Можно предположить, что родитель, отказываясь от обучения его ребенка в государственном учреждении по мотиву возможности получения образовательных услуг на более квалифицированном уровне в негосударственном секторе, столкнется с неразрешимой проблемой. Ему нужно будет доказать что наличие специально коррекционно-реабилитационного центра, администрация которого готова принять его ребенка на обучение, но куда он не готов его отдать, означает тем не менее невозможность осуществления обучения.

Данный путь представляется бесперспективным в виду того, что доказать по сути указанные обстоятельства не удастся.

В данном случае необходимы законодательные изменения, суть которых могла бы сводиться к закреплению безусловного права родителей детей-инвалидов, нуждающихся в обучении в специальных образовательных учреждениях (или возможно вообще без указания на вид учебного учреждения), на выбор семейной формы обучении или обучения в негосударственном образовательном учреждении с предоставлением в данном случае нрава на получение компенсации, размер которой мог бы определяться в определенной денежной сумме с обязательной последующей индексацией и в размере затрат на обучение в соответствующем государственном образовательном учреждении.

То есть в данном случае должна быть закреплена норма, аналогичная имеющейся в статье 11 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», в силу которой инвалиду предоставляется право приобретения технического средства реабилитации или соответствующей реабилитационной услуги за свой счет с последующей компенсацией ее стоимости за счет средств бюджетных средств.

 

8. Рекомендовать Правительству РФ разработать Типовое положение об интегрированном образовательном учреждении, где были бы прописаны основания и порядок наделения общеобразовательных учреждений статусом «интегрированное».

            В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация: де-факто интегрированные школы существуют, однако вопросы, связанные с образованием образовательного процесса, финансированием таких школ выпали из рамок правового регулирования. Так, здравый смысл подсказывает, что финансироваться такие школы должны по повышенным нормативам, однако на практике они финансируются так же, как обычные школы. Разработка и вступление в силу Типового положения об интегрированном образовательном учреждении позволило бы решить ряд  вопросов.

 

Предусмотреть в Типовом положении об интегрированном образовательном учреждении следующее правило: «Финансирование интегрированных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам, устанавливаемых Правительством РФ».

Необходимость повышенного финансирования таких образовательных учреждений вполне обоснованна, так как обучение ребенка-инвалида в общеобразовательной школе зачастую предполагает необходимость некоторой реконструкции здания школы (сооружение пандуса, расширение дверных проемов, обустройство лестниц аппарелями и т.д.), наличие специальной учебно-методической литературы, введение ставки специального педагога и т.д.  Иногда среди причин отказа администрации общеобразовательного учреждения принять «особого» ребенка фигурируют такие, как: «у нас совершенно не приспособлена среда», «недалеко есть спецшкола, почему бы Вам не отдать ребенка туда», «у нас нет денег на переобустройство, найм специалистов и т.д.». Однако анализ норм федерального законодательства и сложившейся судебной практики позволяет сделать следующие выводы: отказ по вышеприведенным мотивам не допустим; родители имеют право на выбор, как образовательного учреждения, так и формы обучения; общеобразовательное учреждение обязано создать специальные условия. Такой вывод нашел подтверждение, в частности, в решении Реутовского городского суда  Московской области от  февраля 2005 г.

            Указание на повышенное финансирование интегрированных образовательных учреждений позволит, по крайней мере, свести к минимуму конфликтные ситуации между родителями детей-инвалидов и администрацией того или иного образовательного учреждения.

 

          9. ч. 5 ст. 18 Закона изложить в следующей редакции: «Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются Правительством РФ».



С 1 января 2005 г. законодатель отказался от регулирования вопросов, связанных с организацией обучения детей-инвалидов на дому и внес соответствующие коррективы в ст. 18 закона РФ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», делегировав полномочия по определению порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеров компенсации затрат родителей на эти цели регионам. Финансирование компенсаций будет идти из бюджетов субъектов РФ. Опять налицо грубое попрание конституционного принципа равенства прав граждан, ведь налоговый потенциал и финансовые возможности регионов различны, соответственно и размеры компенсации расходов родителей на обучение детей-инвалидов на дому будут различны, а в некоторых регионов вполне возможно принятие соответствующих нормативных актов растянется на года.

К тому же, неудачна сама формулировка «При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому». Иными словами, для того чтобы заключить с образовательным учреждением договор надомного обучения и получать вожделенную компенсацию родителю необходимо доказать невозможность получения образовательных услуг для ребенка в массовой школе или специальной. На практике это означает, что на родителя возлагается бремя доказывания того, что даже наличие специального коррекционно-реабилитационного центра, администрация которого готова принят ребенка на обучение, но куда родитель не готов его отдать (например, из-за географической удаленности интерната), означает, тем не менее, невозможность осуществления обучения. Следует добавить, что данное положение противоречит ст. 50 настоящего закона, в которой предусмотрено право родителей несовершеннолетних детей на выбор как образовательного учреждения, так и формы образования для своих детей.

 

Приложение № 4

 

6.4. МАТЕРИАЛЫ К ДОКЛАДУ НА ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНЬЯХ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РФ «Дискриминация инвалидов в сфере образования в России: пути преодоления» 29 сентября 2006 г. (РБОО «Центр лечебной педагогики», Москва)

 

I. Международные документы, гарантирующие права особого ребенка

К началу 1990-х годов завершился процесс, начатый еще в 60-х годах прошлого столетия: Россия присоединилась к зоне действия ряда международных конвенций, гарантирующих права на развитие, образование и социальное обеспечение для детей с ограниченными возможностями, «де-юре» признала за собой ответственность за их выполнение и сделала решительный шаг к гуманизации общества. Впервые в отечественной практике была создана юридическая основа интеграции в обществе детей с нарушенным развитием; государство закрепило свою обязанность обеспечить всех детей, в каком бы состоянии они ни находились, необходимым им образованием.

Конституция РФ (п. 4 ст. 15) декларирует примат международного права, и российское законодательство в соответствующей области должно опираться на подписанные Россией международные договора и иные международные акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права. Международное право является «сверхавторитетным» и может служить основанием для отстаивания права ребенка в суде. К документам, формирующим правовую позицию международного сообщества по этим вопросам  (ту, к которой присоединилась и Россия), которые можно условно считать необходимым минимумом такого рода, относятся прежде всего:

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г.; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 г.)

...Статья 1.1. В настоящей Конвенции выражение "дискриминация" охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение..., которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства в области образования, и, в частности:

a) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;...*

...d) положение, не совместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.

...Статья 3. ...Государства... обязуются:

a) отменить все законодательные постановления и административные распоряжения, и прекратить административную практику дискриминационного характера в области  образования; ...

Статья 4. Государства... обязуются...:

...с) поощрять или развивать подходящими методами образование лиц, не получивших начального образования или не закончивших его, и продолжение их образования в соответствии со способностями каждого...

Статья 9. Никакие оговорки к настоящей Конвенции не допускаются.

 

Конвенция о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.):

...Статья 23

1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. 

2. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствуете состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке. 

3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется по возможности бесплатно, с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка. 

...Статья 28

 1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: 

а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование... 

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на: 

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме... 

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия...

2. Никакая часть настоящей статьи или статьи 28 не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством...

Статья 39

Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации… или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения... Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

 


с. 1 ... с. 3 с. 4 с. 5 с. 6 с. 7

скачать файл