Склад земледельческих машин


с. 1

Последние 50 лет предприятие специализируется на разработке и выпуске асфальтосмесительных установок, специальных автотранспортных средств для заправки и транспортировки нефтепродуктов.
В области проектирования и выпуска комплектов оборудования для приготовления асфальтобетонных смесей, применяемых в строительстве дорог с твердым покрытием и взлетных полос аэродромов, завод имеет наибольший опыт среди других предприятий стран СНГ, так как до распада СССР был единственным предприятием по выпуску таких машин. Завод экспортировал их в 41 страну мира.
Более 90 % действующих в России и других странах СНГ асфальтосмесительных установок изготовлены Кременчугским заводом дорожных машин. По своим параметрам они отвечают современным требованиям и завоевали признание потребителей высокой эксплуатационной надежностью. Все модификации асфальтосмесительных установок имеют Российский сертификат соответствия.

История завода начинается с 1870 года, когда была выпущена первая продукция - конные приводы, молотилки, соломорезки и запасные части к ним. Это было первое в Полтавской губернии предприятие по производству сельскохозяйственных машин, также выполнявшее заказы для железных дорог (через город проходили Харьковская-Кременчугская и Елисаветградская-Кременчугская железные дороги). Изделия завода Баутца (первого владельца) шли нарасхват, хозяин ежегодно получал большие прибыли.


В конце 90-х годов XIX столетия завод приобрел купец 1-й гильдии И.Андер. В официальной статистике это предприятие именовалось Механическим чугунолитейным заводом. На заводе в то время работало 65 человек: 21 литейщик, 22 слесаря, 10 токарей, 5 кузнецов, 3 модельщика, 3 маляра и машинист. Рекламное объявление гласило:
"Механический чугунолитейный завод.
Склад земледельческих машин.
И.Андер.
В Кременчуге.
На ярмарочной площади в собственном доме.
Отливка предметов из чугуна и меди и производство всякого рода механических работ. Нарезка и шлифовка металлических и фарфоровых вальцев. При заводе имеются всегда в большом запасе: принадлежности к механическим и земледельческим машинам. Адрес для писем и телеграмм: Андеру, Кременчуг".
После революции завод, перешедший в подчинение губземотдела, оставался единственным в Полтавской губернии, кто производил и ремонтировал сельскохозяйственные машины и орудия.




Знаменательным в жизни завода стал 1930 год: предприятие изменило профиль производства и перешло на выпуск дорожных машин. Масштаб дорожных работ в годы индустриализации быстро увеличивался, и в 1933 году постановлением Совнаркома СССР было создано Дормашобъединение", которому передали шесть машиностроительных заводов для организации производства дорожных машин. В число этих заводов входил и Кременчугский завод. Производство началось с выпуска прицепных катков, канавокопателей, конных скреперов с ковшом вместимостью 0,3 кубометра, цистерн для горючего и запасных частей к тракторам. К 1-му мая 1934 года был изготовлен первый автогудронатор. Кременчугские автогудронаторы работали на многих важных объектах в Москве, Киеве, Горьком и получили высокую оценку коллективов "Мособлстроя", "Мосдорстроя" и др.
В 1937 году завод выпустил 15 типов новых машин: модернизированные грейдеры, ручные гудронаторы, механические щетки, ползунковые скреперы, маркировочные и эмульсионные машины. В 1938-41 годах налажен выпуск бензозаправщиков на базе автомобиля ЗИС.

Завод Андера на старой Грачевке (с картины Ю. Лукина).



В августе 1941 года завод эвакуируется в город Курган, где на его основе был создан Курганский завод дорожных машин. В короткое время было освоено 10 видов продукции для фронта - бензозаправщики, бензоконтейнеры, огнеметы, детали к орудиям и другие изделия.
В период оккупации города Кременчуга фашистами завод был полностью разрушен, и поднимать его пришлось из руин. В сложных условиях машиностроители осваивали выпуск дорожной техники. В 1946 году изготавливались автогудронаторы, дорожные щетки Д-154, гладкие катки Д-126, кулачковые катки Д-130 и Д-220, прицепные плужные канавокопатели Д-267, КМ-800 и КМ-1000, битумоплавильные агрегаты Д-122 и начат выпуск товаров народного потребления. Заводчане выполняли заказы для строителей Куйбышевской, Сталинградской, Каховской ГЭС, Южно-Украинского и Туркменского каналов.




Первый опытный образец смесителя асфальтобетона Д-225 производительностью 10-12 т/час изготовлен в 1949 году. Это было началом большой, перспективной работы по созданию целого семейства комплектов технологического оборудования для производства асфальтобетонных смесей.
Асфальтосмеситель Д-225 представлялся на международных ярмарках в Лейпциге и Загребе. В 1955 году завод освоил выпуск асфальтосмесительных установок на экспорт. Экспортируя изделия, завод оказывал помощь в их освоении - наши специалисты выезжали за рубеж для обучения местного обслуживающего персонала правилам монтажа, эксплуатации и технического обслуживания.
В 1955 году Правительство СССР приняло ряд постановлений, предусматривающих дальнейшее развитие строительного и дорожного машиностроения, с конкретными заданиями по увеличению мощности предприятий и созданию современных типов дорожных машин.
В 1960 году Постановлением Совета Министров СССР Кременчугский завод дорожных машин определен головным предприятием по выпуску асфальтосмесительных установок и грунтоуплотняющих прицепных катков.
В декабре 1960 года был выпущен 1000-й асфальтосмеситель марки Д-225. К этому году коллектив освоил выпуск 43 видов дорожных машин.
Значительные капиталовложения в развитие производства в начале 60-х годов позволили расширить цеха, установить новое оборудование. Общая площадь, которую занимало предприятие, равнялась 22 гектарам, крытые помещения составляли 44 900 квадратных метров. Парк металлорежущих станков насчитывал 521 единицу.
В декабре 1965 года на заводе было создано мощное специальное конструкторское бюро "Дормаш", получившее статус ведущего по разработке асфальтосмесительных установок. Численность сотрудников СКБ превышала 400 человек.


Первая асфальтосмесительная установка - Д-225.



В декабре 1985 года Совет Министров СССР принял постановление "О генеральной схеме управления строительным, дорожным и коммунальным машиностроением", в соответствии с которым было создано Кременчугское ордена Трудового Красного Знамени производственное объединение "Дормашина" имени В.И.Ленина в составе Кременчугского завода дорожных машин, СКБ "Дормаш", Николаевского завода "Дормашина" имени 50-летия Великого Октября и Рыбинского завода дорожных машин.

За истекшие годы несколькими поколениями заводчан создан мощный производственный потенциал, благодаря которому коллектив завода способен решать сложные технические задачи производства современной дорожно-строительной техники. Это стало возможным также благодаря постоянной работе по техническому перевооружению предприятия. В результате реконструкции завода по проектам Харьковского института "Укргипромаш", Брянского отраслевого института ГПИ "Строймаш" в 60-70-х годах 20-го столетия построены и введены в эксплуатацию:



  • механосборочный корпус производственной площадью 14 000 кв.м;

  • малярный корпус площадью 2870 кв.м;

  • чугунолитейный цех проектной мощностью 13 000 тонн чугунного литья в год;

  • компрессорная станция в блоке с ЦРП;

  • объекты сантехнического и энергетического назначения;

  • 5-тиэтажный инженерно-лабораторный корпус общей площадью 7 800 кв.м.;

  • корпус дорожной техники, состоящий из пяти пролетов, общей площадью 25 500 кв.м.;

  • здание научно-технического центра площадью 3 240 кв.м.




Октябрь 1993 г. Кременчугский государственный завод дорожных машин вошел в систему Министерства машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии Украины.

1994 год. Открытое акционерное общество "Кременчугский государственный завод дорожных машин" входит в Государственный комитет промышленной политики Украины.



Передвижная асфальтосмесительная установка ДС-79.



с. 1

скачать файл