«Сложные слова» в 3


с. 1
Урок – викторина по теме: «Сложные слова» в 3 «В» классе

Учитель: Федосеева С.Н.

Тип урока: усвоение нового материала

Цели:


  1. формировать у учащихся представление о словах, которые имеют два корня (сложных словах), умение правильно писать в словах соединительные гласные о и е, знакомить со способами образования сложных слов.

  2. Способствовать развитию орфографической зоркости фонематического слуха: умению самостоятельно распознавать орфограмму и проверять ее.

  3. воспитывать аккуратность, прилежание, прививать интерес к русскому языку


Ход урока

    1. Подготовка и мотивация

Урок – викторина (словарь Ожегова)

Класс поделен на две команды. За каждый правильный ответ – жетон. В конце урока в ходе подсчета жетонов определим команду победителя.




    1. Контроль уровня подготовленности.

Раунд «Лепим снежки»

Задание: записать сложные слова не повторяясь.

Итоги по плану:


  1. Записали…слов

  2. Без ошибкок… слов

  3. Жетон - …команде.



    1. Представление нового материала

- Как одним словом назвать животное, у которого на носу рог?

- Как образовано слово носорог?

- Это сложное слово. Почему?

- Правильно. Два корня соединены буквой о.




    1. Контроль понимания. (Демонстрация предметов)

Раунд «Узнай предмет»

(Дырокол). Как называется этот предмет? Для чего он нужен?

(Стеклорез) и т.д. (жетоны)


    1. Формирование алгоритма.

Загадки детей и рисунки:
Летит птица небылица

а внутри народ сидит

меж собою говорит

(Самолет)

Его работа в глубине на самом дне

Его работа в темноте и в тишине

Но кто же он? Ответь-ка на вопрос

Не космонавт а ходит среди звезд

(Водолаз)

(Загадки о пароходе, о вертолете)


Первичное закрепление: (учебник упражнение 88)

- выписать слова с соединительной о

Проверка. Выводы (делают ученики)
Проблема: как правильно записать слово «землетрясение»?

(Записываем на листках)

-Какие орфограммы встретились?

-Какие два корня в этом слове?

-Ищем слово в орфографических словарях –

-Кто записал слово без ошибок?

-Команде победительнице – жетон
Раунд «Назови одним словом»

-Как назвать человека, который выращивает овощи? (овощевод)

-Как называется процесс, когда бьется сердце? (сердцебиение)

-Как одним словом назвать ферму, которая разводит птиц? (птицеферма)


Загадки детей о пылесосе, о кофемолке. (жетоны командам)

Первичное закрепление: упражнение 90 выписать слова с соединительной е



Проверка. Вывод: Сколько корней может быть в слове?

Какие соединительные гласные знаете?

(Зачитать в учебнике стр. 39) жетон команде
Раунд

Образовать сложные слова со словом фото (по представителю от команды к доске)

Проверка: понадобились ли вам соединительные гласные о, е жетон

Вывод сложные слова образованы сложение двух основ

Работа с орфографическим словарем. Найти и зачитать слова с основой фото


    1. Демонстрация примеров и упражнений

Раунд «Фотограф» (письмо по памяти)

Прочитать слова, найти орфограммы, запомнить: тонконогий, старомодный, круторогий, всенародный, снегоуборочная

Проверка кто записал все слова? Без ошибок? Жетон

Какой частью речи являются эти слова?

Раунд «Найди пару»

Подобрать по смыслу подходящие существительные:

Тонконогий праздник

Старомодный машина

Круторогий козлик

Всенародный костюм

Снегоуборочная олень
Физкультпауза
Раунд «Соедини в целое»

Составь предложение из слов, которые разбросала вьюга: машины работают снегоуборочные в снегопады сильные круглосуточно.

Запиши предложение, найди устно словосочетание со сложными словами

Проверка: Снегоуборочные машины в сильные снегопады работают круглосуточно.

Итог: индивидуальные перфокарты: вставь буквы

Представители от команд (кто быстрее составит) жетон



    1. Контроль уровня понимания

Самостоятельные работы (по группам)

Раунд «Мозговой штурм» (словарь Ожегова)

По группам

1 группа: Соедини части сложных слов (карточки)

Земле ход

Мясо косилка

Сено мер

Лед рубка

Везде кол

2 группа: Работа с энциклопедиями. Задание:

Найди и выпиши сложные слова

Расскажи, что обозначает одно из этих слов

3 группа: Отгадать кроссворд

Проверка



    1. Домашнее задание стр. 40 упр. 92

Итог урока. По какой теме работали на уроке

-Что такое сложные слова

-Какие гласные в них используются

-Приведите примеры сложных слов



Мудрая Сова: подсчет жетонов, выявление команды победительницы

Учитель: выставление оценок.
с. 1

скачать файл