Свящ. Анджей Марынярчик sdb зачем сегодня


с. 1 ... с. 2 с. 3 с. 4

Заключение

В заключение выделим несколько мыслей, которые, по нашему мнению, весьма существенны для понимания томизма и его роли в современной философии и культуре.

1. Во-первых, современный томизм - это актуальное принятие и развитие наследия реалистического мышления, мышления автономного как по отношению к религии (Откровению), так и к естественно-математическим наукам.

2. Во-вторых, томизм - это прежде всего своеобразная познавательная установка, а не система или теория.

3. В-третьих, парафразируя Хайдеггера, можно сказать, среди множества существующих сегодня путей познания мира и человека томизм представляет такую философию, которая "стоит на страже того, чтобы мысль не была продана за бесценок" в угоду различного рода манипулций.

4. В-четвертых, реализм томистской философской мысли в ее современном экзистенциалистском варианте является школой ответственного - то есть считающейся с вещью и фактом - и свободного филососфского познания и мышления, поскольку никакой метод она не абсолютизирует, но всем им приписывает исключительно служебное и инструментальное значение.


Способ философского мышления, предлагаемый современному человеку томизмом, хорош не потому, что он является томистким способом мышления. Философия томизма, - по словам Э. Жильсона, - предлагает этот способ мышления в уверенности, что чем ближе философская мысль будет подходить к истине, тем более томистский характер она будет приобретать.

БИБЛИОГРАФИЯ


1. Arystoteles. Metafizyka. - Warszawa, 1993 (tіum. K. Leśniak).

2. Sw. Tomasz z Akwinu. O bycie i istocie. - Lublin, 1981 (tіum. A. M. Kr№piec).

3. Sw. Tomasz z Akwinu. Summa filozoficzna. - Кrakуw, 1930.

4. Sw. Tomasz z Akwinu. Traktat o czіowieku. Summa teologiczna, I.75-89 (opr. S. Swieżawski). - Poznaс, 1956.

5. Sw. Tomasz z Akwinu. Summa teologiczna. - Londyn, 1975 (t. 1-34) (tłum. P. Beіch, R. Kostecki, S. Pietrowicz, F. Bednarski).

6. E. Gilson. Tomizm. - Warszawa, 1960 (tіum. J. Rybaіt).

7. E. Gilson. Realizm Tomistyczny. - Warszawa, 1968.

8. E. Gilson. Duch filozofii Sredniowiecznej. - Warszawa, 1959 (tіum. J. Rybaіt).

9. E. Gilson. Byt i istota. - Warszawa, 1963 (tіum. P. Lublicz, J. Nowak).

10. James A. Weisheipl. Tomasz z Akwinu. - Poznaс, 1985 (tіum. Cz. Wesoіowski).

11. G. K. Chesterton. Sw. Tomasz z Akwinu. - Katowice, 1949 (tіum. A. Chojecki).

12. I. M. Bocheсski. ABC Tomizmu. - Londyn, 1930.

13. M. D. Chenu. Wstкp do filozofii њw. Tomasza z Akwinu. - Warszawa, 1974 (tіum. H. Resnerowa).

14. A. Krąpiec. O rozumienie filozofii. - Lublin, 1991.

15. A. Krąpiec. Metafizyka. - Lublin, 1978.

16. S. Świeżawski. Sw. Tomasz na nowo odczytany. - Krakуw, 1983.

Священник Анджей Марынярчик, салезианин (род. 1950 г.) изучал богословие в Высшей духовной семинарии Салезианского Братства в Кракове (1970-76) и философию в Люблинском католическом университете (1976-79). В 1983 году в том же ЛКУ получил степень доктора философских наук на основании работы "Метод сепарации и метафизика". После полугодовой научной командировки в Мюнхен он начал преподавательскую деятельность в Высшей духовной семинарии Салезианского Братства в Кракове и в ЛКУ на кафедре метафизики, возглавляемой отцом профессором Мечиславом А. Кромпцем. В 1991 габилитировался на основании работы "Метафизическая система". Затем, получив научную стипендию, пол года находился в Pontifical Institute of Mediaeval Studies в Университете в Торонто (Канада).

В настоящее время в своих исследованиях А. Марынярчик сосредотачивается на проблематике метафизического познания (транценденталиях) и субстанции. Он является членом Философских Обществ Польши и Италии.

Новая книга о. А Марынярчика дает популярное, ясное и точное изложение основных проблем томистской философии, представляя их происхождение, развитие и обоснование, а также указывает роль томизма (и неотомизма) в современной философии и культуре.


1     Аналогия (от греч. "ана" - умножать, увеличивать и "логиен" - выражать, познавать), то есть "подобие во множестве". Может относится к достаточно широко понимаемому процессу познания вещей (напр., выражение понятий, суждений, заключений) или же к самому существованию вещей. В первом случае основой подобия может быть любое общее качество (напр., “двуногость”, округлость, разумность и т.п.) или же общая зависимость (напр., здоровья от воды и питания. Поэтому мы говорим "здоровая вода"). В этом случае мы имеем дело с аналогией атрибуции (подчинения).

Во втором случае мы указываем на основу подобия органичного единства, возникающего при существовании сложного, из разнородных элементов состоящего предмета. Основанием этим является внутренняя "связь" (отношение), соединяющая в единое сущее состоящую из разнородных элементов вещь. Такая связь может возникать между элементами, характерными для существования этой конкретной вещи как таковой (напр., голова и туловище, тело и душа для этого конкретного Ивана) либо между элементами, необходимыми для существования этой конкретной вещи как вообще чего-то реального (напр., сущность и существование для этого конкретного Ивана). В этом случае мы имеем дело либо с аналогией общей пропорции (категориальной, относящейся лишь к определенной категории субстанций) либо с аналогией трансцендентальной (относящейся к существованию вещей).



Следует также отметить, что аналогия бытия (то есть аналогия в существовании) является основанием любого рода аналогии познания.

2     Термин "томизм" как определение философии, а в первую очередь богословия, вошел в обиход с 1879 года после оглашения Энциклики Папы Льва XIII Aeterni Patris (Предвечный Отец). Этим документом Папа рекомендовал томизм в качестве обязательного в церковных учебных центрах способа философского мышления. Не следует, однако, эту рекомендацию воспринимать как догмат. Она, скорее, носит административный характер, оставляя человеческому разуму полную свободу. Поэтому Папа ПийIX в Энциклике Studiorum ducem (Ведение занятий) от 29 июня 1923 года, посвященной памяти св. Фомы, писал: "Однако пусть никто не желает от них (профессоров, преподавателей - Прим. автора) более, чем того требует всеобщая Мать и Наставница - Церковь: ибо никому не следует запрещать идти за тем воззрением, которое представляется ему наиболее верным в вопросах, о которых спорят среди католиков выдающиеся учителя". - См. I. M. Bocheсski. ABC Tomizmu. Londyn 1930, с. 9слл.; M. Gogacz. Tomizm egzystencjalny na tle odmian tomizmu. В: W kierunku Boga.Warszawa 1982, с. 60слл.

3     См. M. Gogacz. Wspуіczesne interpretacje tomizmu. // "Znak" - XV:1963. - Nr 113. - S. 1339-53; Он же. Aktualne dyskusje wokуі tomizmu. // "Zeszyty Naukowe KUL". - X:1967. - Z. 3. - S. 59-70; Он же. Aktualnoњж filozofii Tomasza z Akwinu. // W kierunku prawdy. - Warszawa, 1976. - S. 458-72.

4     См. E. Gilson. Tomizm. - Warszawa, 1960. - S. 41.

5     Философские воззрения выражены в таких трудах, как: De ente et essentia (О бытии и сущности), Summa contra gentiles (Сумма философии), - начатая в Париже и завершеная в Орвинто в 1258-1264 гг., - Комментарии к "Метафизике" Аристотеля, трактат Questiones disputate de veritate (Дискуссионные вопросы об истине) и другие. Типичным же примером богословского труда (использующего философию) является Сумма теологии (писанная в Париже: I - 1269 г., I-II - 1270 г., II-II - 1271 г., III - 1272 г.).

6     При аргументации истин Откровения богослов аппелирует к (1) авторитету самого Откровения, (2) совершенству Бога, (3) неограниченному могуществу Бога.

7     S. Thomas. Summa contra gentiles, I. c. III-IX.

8     См. S. Kamiсski. Osobliwoњж metodologiczna teorii bytu. // S. Kamiсski. Jak filizofowaж? - Lublin, 1989. - S. 71 слл.

9     Вот каким образом к реалистической философии прирастает понятие "ancilla" (служанка). Познание должно быть "ancilla" реального мира, философия "ancilla" богословия и т.д. Таким образом мы освобождаемся от идеологизации "научности", отвергая примат познания над вещью, науки над человеком, философии над жизнью.

10     Никомахова этика, 1094 b 23-25. // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Москва, "Мысль", 1983, т. 4.

11     Понятие элемента является греческой идеей. Греческий эквивалент нашего слова "элемент" обозначает букву алфавита, подобно и латинскому слову "elementum", которые некоторые производят от букв "LMN - tum". Элемент в смысле буквы существует в слоге автономно.

12     См. Метафизика, 984а - 993а. // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Москва, "Мысль", 1976, т. 1.

13     См. E. Gilson. Tomizm. - S. 42слл.

14     Thomas. De ente et essentia, c. IV.

15     Фома Аквинский, - пишет Этьен Жильсон, - "сохранил свободу как по отношению к Аристотелю, так и по отношению к блаж. Августину. Вместо того, чтобы пассивно плыть руслом традиционного августинизма, он выработал новую теорию познания, изменил основания, на которых строились доказательства бытия Божия, подверг новой критике понятие творения и возвел новое, либо перестроил старое строение этики. Подобным же образом вместо того, чтобы пассивно следовать за аристотелизмом аввероистов, он сломал его тесные рамки, коренным образом преобразовав доктрину, которую сумел прокомментировать таким образом, что она получила абсолютно новый смысл. Весь секрет томизма состоит в стремлении - со всею интеллектуальной добросовестностью - к восстановлению философии на такой почве, чтобы ее фактическое согласие с богословием оказалось необходимым исполнением требований разума, а не случайным следствием стремления к их согласованию". E. Gilson. Tomizm, s 42.

16     См. J. Pieper. Scholastyka. - Warszawa, 1963. - S. 9.

17     Более подробно я пишу об этом в своей работе "Metoda separacji a metafiwyka". - Lublin, KUL, 1985.

18     Подробнее об этом пишет А. Кромпец в работе "O rozumienie filozofii". - Lublin, 1991. - S. 149слл.

19     Там же, с. 180.

20     Там же, с. 188.

21     Это очень оптимистический образ мира. Речь не идет здесь о мире, пронизанном борьбой между добром и злом, между сущим и не-сущим, между жизнью и небытием. Это мир рациональный, пронизанный личностными отношениями. Он является естественной средой обитания человека.

22     В античности сторонниками этого воззрения были, в частности, Демокрит, эпикурейцы и стоики.

23     Типичным представитилем этого воззрения был Платон и его последователи, т.е. неоплатоники. Спеди христианских неоплатоников наиболее известны Ориген, утверждавший, что человек это ангел, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Иоанн Скот Эриугена и другие.

24     A. Kr№piec. Ja - czіowiek. Zarys antropologii filozoficznej.Lublin 1979, с. 108 слл.

25     A. Kr№piec. Kim jest czіowiek. Warszawa 1987, с. 7 слл.

26     Там же, с. 192.

27     Философия, - комментирует Жильсон, - перенесенная благодаря его (Фомы) усилиям в сферу "откровенного", с этих пор участвует в свойствах богословской мудрости, о которой св. Фома говорит, что она является самым совершенным, возвышенным и полезным знанием, которое только может приобрести человек в этой жизни. Совершенным - потому что в меру того, как человек посвящает свою жизнь углубленному постижению мудрости, он уже в этом мире участвует в истинном блаженстве. Возвышенным - потому что коль скоро Бог установил все в мудрости, то человек мудрый в известной мере уподабливается Богу. Полезным - так как ведет нас в вечное Царствие. Она наиболее изобилует утешением, ибо, согласно словам Писания, ‘в обращении ее нет суровости, ни в сожитии с нею скорби, но веселие и радость’ (Прем 8,16)”. E. Gilson. Tomizm, с. 43.

28     Шире эту проблему освещают: M. Gogasz. Tomizm egzystencjalny na tle odmian tomizmu. В: W kierunku Boga. Warszawa 1982, с. 59 слл; A. Kr№piec. Wspуіczesne kierunki epistemologiczne w tomizmie (przegl№d stanowisk). В: E. Gilson. Realizm tomistyczny. Warszawa 1968, с. 167 слл.

29     В качестве характерных работ в контексте данной проблематики назовем: E. Gilson. Tomizm. - Warszawa, 1960; Он же. Byt i istota. - Warszawa, 1963; Он же. Duch filozofii њredniowiecznej. - Warszawa, 1958.

30     J. Maritain. Sept lecons sur le'etre et les premiers de la reison speculativ. - Paris, 1932-33; Он же. Les degres du savoir. - Desclee de Brouwer, 1958; Он же. Pisma filozoficzne. - Krakуw, 1988.

31     Среди основных работ этого автора можно указать: A. M. Kr№piec. Teoria analogii bytu. - Lublin, 1959; Он же. Metafizyka. - Poznaс, 1956; Он же. Ja - czіowiek. - Lublin, 1979; Он же, S. Kamiсski. Z teorii i metodologii metafizyki. - Lublin, 1962; Он же. Czіowiek i prawo naturalne. - Lublin, 1975 и другие.

32     Безусловно, что на территории Польши приближению философии св. Фомы способствовали также и другие ученые. Так, например, большую роль в новом прочтении Фомы сыграли С. Свежавский, Й. Калиновский, то есть предвестники так называемой Люблинской философской школы, а также Кароль Войтыла. Однако метафизические основы современной интерпретации томизма дает, несомненно, о. А. Кромпец. Он также разрабатывает основные направления реалистической философии, такие как философская антропология, метафизика реалистического познания, философия права, культуры и политики, философия языка и ряд других вопросов.

33     Здесь перечислены только в качестве примера разнообразные возможности объединения томизма с современными философскими направлениями и различным образом пользующиеся результатами формально-естественных наук. Указаны также характерные представители этих направлений. Побробнее об этом см. M. Gogacz. Tomizm egzystencjalny na tle odmian tomizmu. - S. 60слл; Wspуіczesne kierunki epistemologiczne w tomizmie. // E. Gilson. Realizm tomistyczny. - S. 169слл; A. Stкpieс. Wstкp do filozofii. - Lublin, 1976. - S. 209слл.

34     A. Kr№piec. Egzystencjalizm tomistyczny. // Czіowiek - kultura - uniwersytet. - Lublin, 1982. - S. 245слл.




с. 1 ... с. 2 с. 3 с. 4

скачать файл