Урок-семинар по развитию критического мышления через чтение и письмо


с. 1
МОУ СОШ №55

Урок-семинар по развитию критического мышления через чтение и письмо.
Баранова Г.А.

зав. библиотекой

Люди нашего царя.
Чтение с остановками. Рассказ Людмилы Улицкой «Дезертир»
Цели: Знакомство учащихся с современным автором – Л. Улицкой;

Учить вдумчиво читать текст. Анализировать текст .Обсудить нравственные проблемы. Продолжить отрабатывать методику развития критического мышления через чтение и письмо.



Оформление.: Текст рассказа Л.Улицкой., листки с афоризмами.; выставка книг Л.Улицкой.

Эпиграф: «Каких только людей нет у нашего царя!»

Николай Лесков.

Ход урока.

Вступительное слово

Тема, цели урока, методика работы с текстом.

II. Пофрагментное чтение текста.

Фрагмент 1.

Читается лишь имя, фамилия автора и заглавие.


- Знаете ли вы этого автора?

- Какие произведения вы читали ?

- О чем может быть рассказ с таким названием?

Фрагмент 2.

«В конце сентября 1941 года на Тильду пришла повестка о мобилизации. Отец Ирины уже работал в «Красной звезде», разъезжал по фронтам и писал знаменитые на всю страну очерки. Муж Валентин воевал, и писем от него не было. Расставаться с Тильдой было почему-то трудней, чем с Валентином.»

- Тильда - это кто?

- На ваш взгляд, почему с Тильдой расставаться труднее?

- Какой породы Тильда?
Фрагмент 3.

«Ирина сама отвела Тильду на призывной пункт. Кроме Тильды, там было в коридоре еще восемь собак, но они, поглощенные непонятностью события, почти не обращали друг на друга внимания, жались к ногам хозяев, а одна молодая сука, шотландский сеттер, даже пустила от страха струю.

Тильда вела себя достойно, но Ирина чувствовала, что ей не по себе: уши подрагивали на кончиках и она слегка била хвостом по грязному полу. Из кабинета вышел понурый хозяин с немецкой овчаркой с низкой посадкой. Головы не поднимая, буркнул «забраковали нас, по зрению» и ушел с собакой на повадке…

Проходя мимо Тильды, овчарка приостановилась, проявила интерес. Но хозяин дернул поводок, и она покорно пошла за ним.

Сидящий рядом старик держал руку на голове пожилой овчарки. Овчарка была крупная, вчетверо больше Тильды. Ирина подняла Тильду на руки – пудель был как раз того промежуточного размера, между комнатной собачкой и настоящей, служилой. Старик посмотрел на Тильду, улыбнулся, и Ирина осмелилась спросить то, что было у нее на сердце:

- Я вот все думаю, как же они смогут ее использовать: она раненого с поля не вытащит. Разыскать человека она может, ну, сумку медицинскую она может тащить… Но чтоб раненого…»


- Как вы думаете, зачем Тильду забирают на фронт?

В каких целях ее могут использовать?



Фрагмент 4.

«Старик посмотрел сочувственно – теперь уже на Ирину.

- Деточка, эти мелкие собаки – противотанковые. Их обучают, чтобы они бросались под танк, а к брюху бутылку с зажигательной смесью привязывают… Вы что, не знаете?

Дура, дура, как сама не догадалась! Представляла почему-то Тильду с повязкой красного креста на спине, и как бы она честно служила, бегала по полям сражений, разыскивала раненых, приносила им помощь… А оказывается, все совсем не так: ее натренируют проскальзывать возле гусениц танка и выскакивать, и она будет много раз повторять этот легкий трюк, чтобы потом, однажды, кинуться под немецкий танк и взорваться с ним вместе.»


- Как вы думаете, что произойдет дальше?

- Почему?


Фрагмент 5.

«Повестка лежала в сумке у Ирины. Ее принесли четыре дня тому назад, и Ирина с собакой пришла на призывной пункт час в час и день в день, как назначено. Перед ними в очереди оставалось еще два человека и две собаки: старик с немецкой овчаркой и женщина с кавказкой.

Ирина встала и , на пол не спуская притихшую Тильду, вышла из коридора.

До дому шли пешком минут сорок, от Беговой до улицы Горького. Ирина поднялась в квартиру, собрала маленький чемоданчик вещей первой необходимости, потом подумала и переложила их в рюкзак.»


- Как вы считаете, почему Ирина переложила вещи в рюкзак?
Фрагмент 6

«Она решилась совершить преступление, и совершать его надо было как можно незаметнее, а чемодан на улице скорее бросался в глаза, чем рюкзак.

В рюкзак положила тильдины обе миски, для воды и для еды, и подстилку. Тильда сидела возле двери и ждала: понимала, что сейчас уйдут.

И ушли – пешком, на Покровку. Сначала к матери Валентина, в дом, откуда Тильда была родом: Валентин был ее первым хозяином. Через несколько дней перебралась к подруге на Писцовую. Почти каждый день она ездила домой, на улицу Горького, открывала ключиком почтовый ящик, но все не находила того, за чем ездила: письма с фронта от Валентина. А вот на Тильду пришло еще две повестки, и обе, замирая от страха, Ирина тут же порвала меленько и выпустила, выйдя из подъезда, прямо в ледяное жерло метели, которая бесновалась всю ту зиму, первую зиму войны.»

- Почему Ирина замирала от страха, когда рвала повестки на Тильду?

- Чем это могло закончиться для Ирины и Тильды?


Фрагмент 7
«Отец редко приезжал в Москву, беспрерывно мотаясь по фронтам: он был одним из главных летописцев и этой войны, и прежней, испанской…

В первый же его приезд Ирина рассказала ему о дезертирстве Тильды. Он молча кивнул. Навестил собаку на Писцовой. Последние годы Ирина с мужем жила в большой квартире отца, и Тильда давно поняла, что главным хозяином над всеми был именно он, старый. А не первый молодой.

Полчаса он просидел в чужой бедной комнате, и Тильда сидела с ним рядом, устремив в него магический животный взгляд.

Перед уходом он пошутил:

- Ее надо переименовать: вместо Тильды - …»
Как, наш ваш взгляд, предложил переименовать собаку отец Ирины?

- Как сложится сюжет дальше?



Фрагмент 8.

«… вместо Тильды – Дези.

Тильда, услышав свое имя, подняла голову. Лизнула руку. Она не знала, что ее избавили от смерти под танком, в центре адского взрыва, и умрет она теперь своей смертью, пережив и войну, и главного хозяина, и пуделиные кости ее будут лежать в лесочке, в приметном месте возле большого камня на обрыве, недалеко от дачи…

А вот где сложил свои кости Валентин, так никто и не узнал: он пропал без вести – навсегда.»


- Что совершила Ирина – преступление или благородный поступок?

- Какую роль играет в рассказе Валентин?

- Почему свой сборник рассказов Л.Улицкая назвала «Люди нашего царя»?
III. Работа с афоризмами (стадия рефлексии по методике РКМЧ)

Какой из предложенных афоризмов раскрывает смысл, главную мысль рассказа?


«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту»

(Конфуций)

«Выбор всегда остается за нами, было бы желание»

(Ольга Степанькова).


«Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой»

(Антон Чехов)



IV. Взаимосвязь стихов Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя» и С. Наровчатова «Пес, девчонка и поэт» и рассказ Л.Улицкой.

Читаем стихи.

Есть ли связь, на ваш взгляд, между эти произведениями? Какая?
V. Сочинение-миниатюра ( продолжение фазы рефлексии по методике РКМЧП)

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Что бы хотел(а) изменить в рассказе Л.Улицкой и почему»


Литература

Улицкая Л. Люди нашего царя. – М.: Эксмо, 2006.- 368с.



Три века русской поэзии: Школьная хрестоматия – М.: ОНИКС 21 век, 2002.- 800с.
с. 1

скачать файл