Установить размер гипотенузы 23,8 каб (при дистан­ции средней в момент


с. 1

30

Предисловие

Предисловие

31



установить размер гипотенузы — 23,8 каб (при дистан­ции средней в момент залпа 19 каб). Дело в том, что торпеды 53-38, которыми стреляла лодка, имели режим движения со скоростью 44,5 узла. При этом дальность их хода составляла 4000 м, то есть 21,6 каб. Иными словами, при стрельбе с такими начальными данными условия, необходимые для встречи с целью, изначаль­но отсутствовали — торпеды должны были затонуть, не дойдя до цели».

Должен сразу сказать, что я не совсем согласен с этим утверждением. Правда, я не говорю, что категорически не согласен. Дело в том, что паспортная дальность хода торпеды не измеряется с абсолютной точностью, допус­тимы те или иные погрешности. Да, в данном режиме хода торпеда 53-38 наверняка не пройдет 30 каб. А вот 23—24 каб, хотя и сомнительны, но все-таки их нельзя исключить совершенно.

Гораздо серьезнее второе возражение Морозова. Пер­вые два взрыва были услышаны через 2 мин 15 сек. Но в указанном режиме торпеды за это время могли пройти только 16 — 17 каб, то есть эти взрывы никак не могли быть связаны с попаданиями в линкор. В этом случае время хода торпед должно было превысить 3 минуты.

Интереснее другое. Дотошный исследователь не об­ратил внимания на любопытную деталь. Чтобы проил­люстрировать ее, я воспроизведу в увеличенном масшта­бе фрагмент схемы. Немецкие корабли идут строем фрон­та (Лунин сам писал об этом), и в 17.50 «Тирпиц» и «Шеер» находятся друг у друга на траверзе. Положению «Тирпица» на 18.02 (момент залпа) соответствует поло­жение «Шеера» на 17.57. А в 18.02 «Шеер» вдруг оказы­вается чуть ли не на 10 каб впереди «Тирпица». Это как? Весьма странный строй фронта. Один корабль идет со скоростью 20 узлов, а второй дает все 35? Именно таки­ми, если верить прокладке, оказываются скорости «Тир­пица» и «Шеера».




Шеер (Хиппер)







17.50

17.57

18.02




;„/■•/„. Ч

| .',-•■" л . *



18.02

Тирпиц

,.. . , , ^ . ж ■■ -v '

"°'rj

\^К-21 ■'•

к



17.50

18.02

18.04

Го, ЧТО п.i t IMOM пеле это был тяжелый крейсер «Ад-

\ ip», ничего не меняет. Ошибка в опознании

пиолпе естественна, и в том же рапорте Лунин прямо цинк i, что на второй корабль он и не смотрел, целиком I'" |" ПОТОЧИВ himIмание на линкоре.

Можно предложить еще одну умозрительную конст­рукцию. То ли Лунин неправильно определил скорость немецкой эскадры, то ли правильно, но немцы в этот момент ее увеличили, когда в 18.01 он поднял перископ, вес корабли уже прошли угол упреждения. Все, а не только «I Ueep», как следует из схемы. Лунин стрелял не навстречу «Тирпицу», а вдогонку. Точка, помеченная на схеме вре­менем 18.04, — предполагаемый момент попадания тор­пед — на самом деле была местом нахождения «Тирпи-Ц1» в 18.02 в момент залпа. И, разумеется, в таких усло-ниях ни одна торпеда не то что не попала, но в принципе попасть не могла.



Еще одна странная деталь. Вполне понятно, что Лу­нин стрелял по «Тирпицу», о такой цели любой подвод­ник может лишь мечтать. Однако дело в том, что интер-

с. 1

скачать файл