Время, люди, события


с. 1 с. 2 с. 3 с. 4
Порядочный человек - ведущий, держащий

себя изрядно, прилично, как должно

(Владимир Даль)

В России все секрет..... и ничего не тайна

(Эдвард Радзинский)
15. Время, люди, события
Науку и образование делают люди. Поэтому персонофикация исторического периода деятельности Казанского университета, связано с аналитической химией, ее методами необходимо. История была бы в противном случае неполной, в чем-то ущербной: обо всем не скажешь, хотя и следовало бы. В истории кафедры аналитической химии были сотрудники, профессональная культура которых осталась востребованной не одним поколением химиков. И это не только ведущие преподаватели. О старшем лаборанте Л.К.Николаевой, ассистентах А.И.Татьянчиковой, Н.Н.Лавровой, Н.Н.Кашиной и А.Д.Белоглазовой вспоминают с теплотой и по сей день.

Деятельность кафедры аналитической химии как одного из основных структурных подразделений университета за последнее десятилетие протекало в соответствии с его уставом (как и предыдущие годы). За пятилетний период возросли авторитет и известность кафедры как учебно-методического и научного центра. Кафедра дважды давала свои заключения по двухтомнику учебника "Основы аналитической химии" (редактор академик Ю.А.Золотов), ряду докторских и многим кандидатским диссертациям (не говоря об авторефератах диссертаций). По относительному числу Соросовских профессоров, доцентов, аспирантов и студентов на кафедре и сотрудников кафедр других вузов, с которыми устанавливались научно-педагогические связи, отраженные в совместных публикациях последнего периода, аналитики университета, видимо, занимают первое место среди родственных кафедр университетов России, а может быть и всех других кафедр вообще (6 профессоров, 6 доцентов, 5 аспирантов и т.д.).

За последние 16 лет общее число сотрудников кафедры уменьшилось на 6 человек, на 5 - число штатных сотрудников из профессорско-преподавательского состава, на рубеже веков их число составило 7 человек. Однако это не повлияло на эффективность научно-исследовательской работы, поскольку были созданы временные (иногда говорят - виртуальные) научные коллективы с участием сотрудников и аспирантов других лабораторий и кафедр КГУ и других вузов не только нашей страны.

Занятия на химическом, биолого-почвенном и геологическом факультетах ведут семь преподавателей. Два сотрудника, вышедшие на пенсию проводят занятия с химиками факультета на условиях почасовой оплаты. Здесь активно используются опыт высокой квалификации, который нельзя не рассматривать иначе как общественное достояние.

Из последних достижений кафедры аналитической химии в учебном процессе можно отметить разработку двух новых элективных дисциплин для химиков факультета "Аналитическая химия конца ХХ столетия" и "Аналитическая химия и окружающая среда".

При построении лекционных курсов была использована блочная система. Весь курс был разделен на отдельные разделы, каждый из которых был предоставлен специалисту, чьей сферой научных интересов является именно эта область. Таким образом, наработанный ими опыт научных исследований используется в учебном процессе. Кроме того разработан и читается для студентов биологического факультета специальности "молекулярная фармакология" новый спецкурс (с соответствующим лабораторным практикумом) "Аналитическая химия микроколичеств биологически активных веществ".

За кафедрой была закреплена новая общеобразовательная дисциплина для студентов IV курса химического факультета "История и методология химии". Была разработана рабочая программа этой дисциплины (Г.К.Будников). В ноябре 2001 года в Москве состоялась конференция "История химии как область науки и учебная дисциплина (МГУ, Институт истории, естествознания РАН), на которой можно было не только сделать устный доклад, но и сравнить содержание рабочих программ этой дисциплины различных вузов. Доклад на тему "Региональные аспекты истории химии в общеобразовательных и специальных дисциплинах" содержал ряд позиций по истории Казанской химической школы, в том числе и по истории аналитической химии КГУ (Г.К.Будников).

В 1986 году в издательстве "Наука" вышла в свет книга академика Ю.А.Золотова "Наука, время, люди", которая была воспринята сообществом аналитиков как достаточно знаменательное событие. Преподаватели кафедры аналитической химии КГУ, а также других вузов Казани ее прочитали с интересом. Эта книга поставила ряд проблем, которые затем привлекли внимание многих ученых страны. Прежде всего это проблемы оценки эффективности научной деятельности специалистов со званиями и степенями, вопросы этики в науке, т.е. поведения ученых в сообществе и др. Эти же вопросы были вынесены на обсуждение на упомянутой II Всероссийской конференции по истории, методологии аналитической химии, а затем в ряде номеров газеты "Поиск" и специальных выпусках "Журнала Российского химического общества". Один из номеров последнего журнала в тот же период обратил свой взор на проблемы интеллектуальной собственности ученого. Эти публикации как бы приглашают продолжить разговор на волнующие темы и дать свой отклик, тем более, что некоторые из волнующих вопросов имеют отношение к историографии аналитической химии КГУ. Ю.А.Золотов, кстати, уделил внимание этим проблемам в серии последующих книг по аналитической химии. Прежде всего это проблемы этики в науке (этики цитирования и этики поведения в сообществе) и интеллектуальной собственности.

Попытки строить "свое дело" за счет перераспределения интеллектуальной собственности всегда будет вызывать протест и неприятие. Среди причин, вызывающих такое явление, кроме отмеченного выше дефицита идей можно отметить потерю научного потенциала, устранение от активной научной деятельности и личностное угасание. И это порой наблюдается в пятидесятилетнем возрасте! Пока нет закона об интеллектуальной собственности, научное сообщество не должно оставаться равнодушным к таким "движениям" личности. Внутри самого коллектива эти проблемы решаются более менее безболезненно. Шеф - руководитель может разделить проблему на отдельные задачи, решение каждой которой дает возможность выйти на ученую степень. Затем, покидая такую группу, сотрудник уже не может жить далее за счет того, что приглянулось ему при этом, т.е. за счет чужих идей, прихватив с собой отчеты, а с ними и ключевые позиции иследований), а то и выпускников кафедры....

Нельзя использовать идеи того, кто работает рядом и при этом создавать видимость членов активного сообщества, приобщая эти идеи к своему научному багажу, создавая видимость получения нового знания, а по-существу - информационный шум. Таких относят к маргиналам науки (профессор МГУ Ю.А.Устынюк). О самодостаточности ученых начала ХХ века, Ф.М.Флавицкого и других писали химики-историки Казани А.С.Ключевич, А.Е.Арбузов и др. В то время рекомендация известного ученого играла решающую роль при занятии вакантной должности. Сейчас характеристика бывшего наставника и консультанта может не приниматься во внимание и решение вопроса о занятии вакантных должностей или другие подобные вопросы (о почетных званиях, например) решаются порой келейно, в узком кругу и отражают в лучшем случае корпоративные интересы.

Столь же важным является вопрос о конформизме в науке. О.Ю.Охлобыстин ("Жизнь и смерть химических идей", М.: Наука, 1989 г.) резко отзывается об этом явлении, называет его злом, скрытым врагом науки, поскольку конформизм пассивно принимает существующий порядок вещей, подстраивается под всех (в том числе и в статьях), не несет своих идей, где-то приводит даже к фальсификации. Конформизм сейчас - это способ выжить в экстремальных условиях. Конформист заботится только о себе, его интересуют только численные показатели, так называемые голы, очки, секунды (число статей, число защищенных "у него" диссертаций и т.д.). О качестве специалиста здесь говорить не приходится, хотя ближайшее окружение знает больше, чем некоторые эксперты, причем порой с бескомпромиссной оценкой.

Борьба с конформистами - дорогое "удовольствие". Действительно, легче бороться с ошибочными заключениями (например, выводами по той или иной диссертации), чем с хорошо осведомленным и вполне грамотным конформистом, который промахи старается не допускать.

И диссертации, подготовленные в их кругу выглядят порой правильно, без внешне заметных ошибок, но без новых мыслей. Борьба здесь затруднена, ибо конформист успел со всеми договориться: он примыкает к партии большинства. Он со своими единомышленниками почти мгновенно "дружат против" - особенность нашего времени на рубеже веков и не только в научном сообществе. Такие люди склонны не к обсуждению, дискуссии, а к сговору.

Можно ли заранее распознать конформиста? Иногда слышишь, что могли бы существовать тесты на конформизм. Вряд ли это возможно, ибо люди склонны менять свою психологию поведения в условиях стресса, особенно в наше переходное время. О том, с какой скоростью и сноровкой конформист может удержаться "на плаву", следует говорить особо и лучше не в этой книге.

Научный сотрудник кафедры аналитической химии В.Е.Казаков с помощью компьютера "изобразил" модель конформиста, своего рода дружеский шарж, сопроводив его четырехстишием, навеянного словами В.В.Маяковского*).

______________

*) Декан химического факультета профессор В.И.Галкин в первые дни своего назначения счел необходимым ввести процедуру обсуждения кандидатур на почетные звания, чтобы этот вопрос не возникал неожиданно на заседании Совета из пункта повестки дня "разное".

Конформист нарушает этические нормы цитирования работ (о соавторстве речь шла выше). Стандартным проступком можно считать умышленное замалчивание работы, опубликованной первой по тематике. В статье может появиться упоминание о поддержке работы грантом, хотя грант никакого отношения по своей сущности может не иметь к этой статье и т.д.

В сложное нынешнее время нужно поддерживать все живое в науке, имеющее тенденции к развитию, опирающееся на профессионализм и обусловленное подлинным интересом к предмету, - мнение профессора Г.И.Абелева, с которым нельзя не согласиться. Формальные же показатели, те самые голы, очки, секунды сами по себе не решают вопроса о поддержке науки.

Опасно, когда нормы научной практики подвергаются эрозии и будут вытеснены так называемым рациональным подходом или законами рынка. Такая атмосфера в научном сообществе может привести к оттоку уже не толь ко молодежи, но и зрелых ученых, имеющих большой опыт научных исследований.

Мы перестали обращать внимание на внутренний мир ученого, его мотивацию, совокупность причин, по которым он пошел в науку. О.Ю.Охлобыстин напоминает, что ученый - это не профессия, скорее склад мышления.

В странах Запада при приеме на работу в университет на преподавательскую должность так называемая научная биография Curriculum Vitae, или Resume, играет очень важную роль. Существуют строгие правила их представления. Этим принципам следуют те, кто желает поступить и к нам в университет на научную стажировку из других стран. За последние 3 - 4 года выразили желание пройти стажировку, учиться в аспирантуре на степень PhD, или на период Post Doc около 10 человек из стран Индии, Ирана, Ирака, Китая, Сирии, Египта, Югославии и некоторых других. Их Curriculum Vitae, или Resume представлены строго по правилам, и практически безошибочно можно получить информацию об их квалификации, навыках, уровне знаний, местах предыдущей работы (фирмы, научные центры и т.д.). Детальный ход по научной лестнице завершается списком публикаций в международных журналах, отражающих, как правило, проблемный характер их деятельности. И это все - научная молодежь, стремящаяся в КГУ..

В этот же период проводились различные мероприятия при активном участии сотрудников кафедры. Осенью 1989 года в Казани состоялось выездное заседание комиссии по электрохимическим методам анализа Научного Совета по аналитической химии АН СССР. Состояние и перспективы развития электрохимических методов анализа в Поволжском регионе обсуждали председатель, а также члены комиссии и сотрудники вузов и НИИ Казани и других городов Поволжья. Выступили Б.Я.Каплан, Г.К.Будников, Э.П.Медянцева, И.Ф.Абдуллин, А.Н.Глебов, Е.Г.Кулапина, В.Н.Майстренко, В.М.Гороховский, В.И.Гороховская, А.М.Лихачев и Ю.М.Каргин - все по материалам собственных исследований. Краткая информация о заседании была помещена в "Журнале аналитической химии" (1989 г.).

Из других заметных мероприятий, проведенных кафедрой в содружестве с другими коллективами в последнее десятилетие отметим циклы лекций по современным проблемам аналитической химии на различных предприятиях и НИИ Казани (ПО "Органический синтез", КазХимНИИ) в рамках повышения квалификации сотрудников лаборатории, выездной семинар в НТЦ ОАО "Нижнекамскнефтехим (2000 г.) и I Поволжскую конференцию по аналитической химии (2000 г.).

Тематика I Поволжской конференции касалась новейших методов определения малых концентраций веществ, проблем эколого-аналитического контроля, анализа продуктов промышленности нефтехимического комплекса, анализа в потоке жидкости и т.д. Предыдущая конференция с близким содержанием (имеются в виду проблемы и методы анализа) проходила в Казани почти 40 лет тому назад (1962 г.). Как и о выездной сессии комиссии по электрохимическим методам информация о последней конференции была опубликована в "Журнале аналитической химии" (2002 г.).

На этих встречах подтвердилось ранее сделанное наблюдение, что большая часть выпускников химического факультета работает в сфере, связанной с аналитическим контролем (экологические службы и лаборатории предприятий, санэпиднадзор, криминалистическая эксперитиза и т.д.). Выводы из профессиональных контактов последнего периода деятельности не только кафедры, но и факультета, очевидны: необьходимо повысить уровень преподавания аналитической химии в его базовой составляющей, т.е. не столько качество лекционного курса (в принципе, он был на необходимом уровне всегда), сколько лабораторного практикума. Без финансирования, т.е. приобретения современного оборудования, здесь уже не обойтись.

Кстати о финансировании науки и образования. История развития науки - это в определенной степени и история ее финансирования, и здесь некоторые исторические факты небезынтересны. Так, Ф.М.Флавицкий за неимением средств не смог поехать на съезд русских естествоиспытателей и врачей в 1879 году. Устное сообщение по терпенам за него сделал Н.А.Меншуткин, известный физико-химик, а А.М.Бутлеров и Н.Н.Зинин об этих работах Ф.М.Флавицкого доложили на собрании академии наук в Санкт-Петербурге. Лишь год спустя (1882 г.) Ф.М.Флавицкому увеличили доцентский оклад на 300 рублей в год. А.М.Васильев также в своих исторических статьях отмечал периоды весьма слабого финансирования университетской науки.

Слабое финансирование кафедры связано еще и с тем, что она не имела в своем составе исследовталеьской лаборатории, приборный парк которой мог бы быть включен в учебный процесс.

В "имидже" выпускника химического факультета, его аналитическая составляющая всегда была выше формально его пятой части (если считать по числу кафедр факультета). Между прочим, профессиональные контакты с выпускниками кафедры позволяют еще раз отметить роль проблемных лекций в выживаемости знаний, способствующих set up the brains to think (из письма выпускницы кафедры 1980 года Раисы Кофман, работающей сейчас в хромтаографическойц лаборатории одной из фармацевтических фирм Нью-Иорка (США).

15.1. Исследователи-педагоги кафедры аналитической химии

В настоящее время центральной фигурой в обучении становятся преподаватели, сами работающие в науке, - в этом случае знания идут из первых рук от профессионалов, живущих в мире науки. Деятельность ведущих педагогов - исследователей, интересы которых связаны с аналитической химией, может представлять интерес для тех, кто связывает себя с историей alma mater. О других участниках событий в университете речь шла в других разделах книги. Г.К.Будников оказался здесь только как заведующий кафедрой периода работы над книгой.

А.М.Васильев. Профессор А.М.Васильев является основателем кафедры аналитической химии в Казанском университете.

Алексей Михайлович Васильев родился 23 марта (по старому стилю) 1882 года в г. Иргиз бывшей Тургайской области в семье врача. Среднее образование А.М.Васильев получил в Пермской классической гимназии. В 1902 году А.М.Васильев поступил в Казанский университет. Его учителями были профессора Ф.М.Флавицкий, А.М.Зайцев и Гольдгамер. За работу, выполненную студентом А.М.Васильевым на предложенную факультетом тему, он был награжден золотой медалью.


с. 1 с. 2 с. 3 с. 4

скачать файл