Всего каких-то пару десятилетий тому назад советский политический


с. 1
Алексеев В.В.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ КАК

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Всего каких-то пару десятилетий тому назад советский политический анекдот был своего рода «персоной нон грата» для власть предержащих. Более того его рассказчики фактически подпадали под действие знаменитых статей уголовного кодекса об антисоветской агитации и пропаганде. Немало людей поплатились своим благополучием свободой а кое-кто жизнью за один-единственный неосторожно рассказанный анекдот. И лишь в последние годы феномен политического анекдота советских времен начинает осмысляться во всей полноте и сочной живописности этого явления. Постоянно выходят многочисленные сборники анекдотов1 ориентированные на массового читателя. Кроме того появились серьезные исследования в которых анализируется практика рассказывания анекдота как особого речевого жанра он рассматривается в качестве особого типа текста изучаются языковые особенности и структура анекдота субъекты изображения затрагиваются проблемы вариативности системные связи с другими пластами фольклора и метакультурные взаимоотношения дается классификация анекдотов по сюжетам и т.д.2

Анекдоты вообще принадлежат к низовым жанрам фольклора к так называемому пласту «смеховой культуры» где очень многое идет от карнавальной стихии и анти-поведения. Это достояние улицы самых широких народных масс. При этом мера проявления комического в анекдотах крайне широка: от лёгкого и добродушного юмористического подтрунивания до едкого сарказма убийственно-заостренного сатирического гротеска. Очень часто структура анекдота проста до гениальности и строится по схеме – «вопрос-ответ».

Но анекдот выступает одним из каналов коммуникации между людьми средством познания окружающего мира когда через смеховое восприятие моментально схватываются и проникают в сознание многие реалии действительности. Как справедливо отмечают исследователи: «Смех – познание без усилий затраченных на понимание».3

В полной мере вышесказанное относится к политическому анекдоту. Другое дело что он не есть просто проявление народной смеховой культуры а довольно сложное социокультурное явление. Пытливому уму исследователя политические анекдоты поведают скажут об умонастроениях людей в тот или иной момент истории о восприятии народом конкретных политических деятелей фактов общественной и государственной жизни. Один анекдот порой красноречивее поведает об историческом факте нежели многостраничное его описание. Анекдот обнажает амбивалентность любого политического явления что лишает его прямолинейности и категоричности. Тем самым вскрывается скрытая реальность стимулируется критика официальной идеологии. Это своеобразная форма критики и протеста против жестокости и глупости властей.4 Для политического анекдота нет ничего святого. В нём подвергаются сомнению и ниспровергаются любые кумиры и авторитеты дается собственно народная трактовка происходящих событий. Анекдот отличает широта обзора самых различных политических событий и злободневность. Пародируя и выворачивая наизнанку политические лозунги расхожие идеологические штампы он низводит высокий стиль политической декларации до прозы жизни и дает ощущение духовной атмосферы эпохи. В какой-то степени политический анекдот борется с мифолигизированным преподнесением официальной пропагандой истории и современности. Он демофилогизирует официальные идеологемы порождая антимиф. но с другой стороны анекдот сам плодит в чем-то новую мифологию. Поэтому следует учитывать что: «В преданиях и анекдотах… разворачивается художественная реальность соотносимая с действительностью но не тождественная ей».5

Тем не менее поскольку анекдоты выражают распространенное общественное мнение они могут служить источником для установления подлинных оценок простыми людьми деяний властей.

В центре внимания политических анекдотов находятся четыре большие сферы: 1) политические деятели и их окружение; 2) государственно-политические и общественные институты - партии органы власти и управления силовые структуры и т.д.; 3) конкретные внутри- и внешнеполитические акции правительства; 4) жизнь общества в целом точнее те ее стороны которые принадлежат к области политики.

В этом плане большой интерес представляют политические анекдоты периода перестройки. Они достаточно неоднозначно трактуют происходящее в СССР на разных этапах второй половины 1980 – начала 90-х годов.

Очень своеобразно отразилась в анекдотах ситуация середины восьмидесятых годов ХХ в. связанная с выборами в качестве Генерального секретаря ЦК КПСС немощных старцев. Тут следует напомнить что после смерти в 1982 г. Л.И. Брежнева за короткое время – с интервалом один-два года – в силу физической смерти сменилось три генсека отчего об этом времени говорили как о «пятилетке пышных похорон». Данное обстоятельство породило следующие анекдоты:



  • После смерти Черненко в Политбюро раздается звонок и старческий задыхающийся голос спрашивает: «Скажите вам нужен Генеральный секретарь КПСС?»

- «Простите а вы что – член партии с большим стажем у вас большой опыт

руководящей работы?» –«Нет. Но я очень больной и очень старый».




  • Горбачёв возвращается домой после Пленума ЦК на котором его избрали Генеральным секретарем. Жена бросается ему навстречу и спрашивает: «Мишенька ну кого же выбрали?» – «Да меня». – «За что же Миша?» - «Да вот никто не хотел умирать».6




  • Мужик подходит к железнодорожной кассе: «Дайте пожалуйста один билет до Горбачевска». Кассирша перелистав весь справочник: «Помилуйте нет такого города!» – «Ах извините! Мне наверное в предварительную кассу».

Конечно же ситуация тут доводится до абсурда но именно это является одним из приемов построения анекдота.


Значительную часть составляют анекдоты о политических лидерах. Это не удивительно поскольку в фольклоре также как и в обыденном сознании вообще проводимая государством политика обычно персонифицируется в лице конкретного деятеля. В целом анекдоты про политических деятелей всегда эмоционально окрашены. Разброс оценок колеблется от явно выраженной симпатии до резко выраженной антипатии  негативной оценке его деятельности. По ним можно довольно безошибочно определяется степень популярности политического лидера у масс.

Поначалу приход к власти М.С.Горбачева выгодно отличавшийся от прежних руководителей советского государства относительной молодостью энергичностью подвижностью был встречен одобрительно о чем свидетельствует такой анекдот:

- Брежнев на том свете встречает Громыко и спрашивает: «Кто у нас теперь правит?»

- «Горбачев». – «А кто его поддерживает?». – «Никто не поддерживает он сам ходит».


Но довольно быстро наступило разочарование в Горбачеве как политике. Его многоречивость не подкрепленная реальными делами к лучшему умение говорить обо всем только не отвечать не на конкретно заданные вопросы привели к тому что был вспомнен анекдот когда-то давно рассказывавшийся о Н.С.Хрущеве. Только в сложившуюся схему на место былого вождя подставили нового:

  • Горбачеву снится сон будто выходит о из Кремля видит – по Красной площади в роскошных красных рубахах идут друг за другом Маркс Ленин и Сталин. У каждого на груди золотом горят большие буквы "«ТС". Захотелось Горбачеву тоже пройтись вместе с ними в такой рубахе. Попросил чтобы и его взяли в компанию. Его приняли дали рубаху Горбачев надел ее и потопал вслед за остальными. Стало все ж ему интересно что означают буквы «ТС». «Объясните мне - спрашивает он  что эти буквы значат». «Очень все просто. - отвечает Маркс. – У меня эти буквы означают «Теоретик социализма» у Ленина – «Творец социализма» у Сталина – «Тиран социализма». – «А я то кто? – заволновался Горбачев. – «А ты – «Трепло ставропольское».

Вполне естественно что в анекдотах гипертрофированно обыгрываются характерные черты внешности недостатки и слабости привычки политического руководителя. Тут фольклор вершит свой суд над историческими персонажами.

– «Где похоронят Горбачёва после смерти?» - «В Минеральных Водах».

- Раньше был «Гениальный» секретарь а теперь «минеральный».7




  • «Что это за пятно на голове у Горбачёва?» - «Это контуры Советского Союза после решения всех национальных вопросов».


Досталось также ближайшему окружению Горбачева причем характеристики были далеко не лицеприятными. При этом наглядно видно что политические анекдоты тесно смыкаются с другими жанрами фольклора: частушками каламбурами летучими словцами образуя единый конгломерат:





  • После своего назначения секретарем ЦК по идеологии Медведев встретился с Рейганом и спросил его: «Господин Рейган почему у вас такая эффективная идеологическая пропаганда?» Рейган отвечает: «А у меня подобраны очень хорошие и умные помощники. Вот к примеру. Шульц иди сюда. Ответь на вопрос: кто сын твоего отца но не твой брат?». – «No problem. Я». – «Да-а…» – почесал затылок Медведев. Вернулся в Союз решил проверить своих подручных. Вызывает Лигачева: «Ну-ка ответь: кто сын твоего отца но не твой брат?» Лигачев: «Проблема требует изучения. Нужно время». –«Ладно думай». – говорит Медведев. Думал думал Лигачев ничего не мог сообразить. Делать нечего – звонит Ельцину: «Слушай Борис. Есть вопрос: кто сын твоего отца но не твой брат?» –«Я» - отвечает Ельцин. Радостный Лигачев звонит Медведеву: «Нашел ответ!» – «Ну?» – «Ельцин!» – «Дурак ты! – говорит Медведев – Сын твоего отца но не твой брат не Ельцин а Шульц!».8




  • Шатров после завершения работы над «Диктатурой совести» начал писать новую пьесу – «Егор Лигачев и другие».9




  • Нас не объегоришь нас не подкузьмишь.




  • Дурной премьер заразителен.11




  • Загадка: На твой карман направил ножик / Мешок подстриженный под ежик.12

Таким образом высмеиванию в анекдотах подвергалась наиболее консервативная одиозная группа партийно-советского руководства ее неудачные попытки сдержать развитие перестройки и экономики в рамках коммунистической идеологической доктрины.

Совершенно по другому представала тогда в анекдотах фигура Б.Н. Ельцина. Подвергнутый после Октябрьского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС политическому остракизму он тем не менее снискал в то время симпатии масс. Противоречивые взаимоотношения и

закулисную борьбу между различными политическими группировками очень своеобразно преломил один из анекдотов:

Во время заседаний Второго съезда народных депутатов СССР неожиданно на трибуну ворвался террорист. Размахивая бомбой он кричит: «А который тут так вас раз-этак Ельцин? А ну встань!». Делать нечего Ельцин поднимается: «Я». – «Ты вот что Борис Николаевич пригнись чтоб ненароком не зацепило».13
Целый ряд анекдотов представляет мнения о различных государственных и политических структурах по своему переосмысливая их деятельность в исторически меняющейся обстановке. Открывают этот ряд этот ряд, конечно анекдоты про партию и ее руководящий орган - ЦК КПСС.

Любопытно что на короткий отрезок времени с КПСС действительно связывали надежды на реальное реформирование советской системы. Это выразилось не только в росте числа членов партии особенно пик вступлений пришелся на 1987-88 годы но и отразилось в анекдотах. Если до перестройки КПСС характеризовали как «набор глухих согласных» подчеркивая тем самым фиктивное влияние на реальную политику рядовых коммунистов то в годы перестройки стали говорить что в ней «появились: гласные согласные и шипящие». Под этим подразумевалось развертывание настоящих внутрипартийных дискуссий создание внутри партии различных фракций и платформ но вместе с тем явное недовольство со стороны консервативных сил.

В 1989 г. когда КПСС еще занимала прочные позиции а партийные функционеры имели значительно большее материальное благополучие нежели простые граждане в ходу была фраза:


  • Партия была есть и … будет есть.

По своему отразился в анекдотах кризис партии в конце перестройки:




  • Как выйти из КПСС? - По рекомендации двух беспартийных.

- В парткоме за столом сидит мрачный секретарь. Входит человек.

- Скажите к тому обратиться по поводу вступления в партию?

- К психиатру.


То что народ слабо верил в интеллектуальные возможности партийной верхушки а следовательно в возможности грамотного руководства иллюстрирует такой анекдот:

  • В ЦК КПСС неожиданно вызвали космонавтов из Звездного городка. - «Мы тут обеспокоены тем что американцы уже ходят по Луне. – говорят им – Наша страна теряет престиж на мировой арене. Этого не должно быть. Поэтому мы решили – вы полетите на Солнце». - «Но позвольте! – отвечают космонавты - Ведь на Солнце невиданная жара. Мы просто не долетим – сгорим». –«Вы что же думаете что здесь в ЦК дураки работают? Все учтено – полетите ночью!».


Подобно лакмусовой бумажке политические анекдоты демонстрируют разочарование в расхожих лозунгах о перестройке гласности демократизации:





  • Что такое перестройка? - Правда только правда  и ничего кроме правды.




  • Перестройка – замена трудностей роста ростом трудностей.




  • перестройка как тайга: в верху шумит а внизу темно и тихо.




  • Варианты перестройки: первый – реальный: марсиане прилетят им все перестроят.

Второй – фантастический: все сделаем сами.


  • «Как тебе Полкан живется при перестройке?» - «Жизнь по-прежнему собачья. Правда цепь удлинили но миску отодвинули подальше. Зато лай сколько угодно».

Встречает на том свете Брежнев Хрущева и спрашивает: «Ты чего-нибудь там

построил?». – «Нет». – «И я нет. А чего ж они перестраивают?».


  • Петька спрашивает Чапаева: «Василий Иванович объясни мне что такое «перестройка»?» Чапаев отвечает: «Ты вот Петька на себя посмотри как ты выглядишь сапоги рваные штаны драные шашка ржавая. А при перестройке тебе лаковые штиблеты дадут галифе бархатное френч роскошный. Вместо тупой шашки саблю дамасскую дадут». – «Ух здорово! А «гласность» что такое?» - «Это когда ты Петька про меня все что хочешь в открытую можешь говорить а тебе за это ничего не будет». – «Это что же Василий Иванович я завтра выйду перед строем и во весь голос скажу что о тебе думаю и мен за это ничего-ничего не будет?» – «Ничего Петька. Абсолютно ничего – ни штиблет ни галифе не френча ни сабли».




  • На границе Польша-СССР встречаются две собаки. Одна бежит из Польши другая из Союза. Первая спрашивает: «Ты куда бежишь?». - «Да вот к вам в Польшу. Говорят у вас пожрать чего есть». «Нет - отвечает вторая - у нас ничего нет. Я наоборот к вам бегу. У вас говорят жратва есть». – «Что ты! У нас давно в магазинах пусто». Польская собака разворачивается и бежит обратно. Оборачивается глядит а русская собака за ней бежит. - «ты чего за мной увязалась? Я ж сказала что у нас ничего нет». – «А зато у вас хоть полаять можно».




  • Корреспондент получил задание написать про работу предприятий с «ускорением». Приходит на завод. Смотрит – по двору туда-сюда рабочие с пустыми тачками бегают. Он поймал одного спрашивает: «Вы что это делаете?» - «Ускоряемся». «А чего тачки пустые?» – «Так тебе ж говорят – ускоряемся. Так что нагружать некогда».




  • «Что такое пик плюрализма?» - «Это когда мнение Президента СССР не совпадает с мнением Генерального секретаря ЦК КПСС».




  • «Какая разница между демократией и демократизацией?». – «Примерно та же что между каналом и канализацией».

Опасения части советских людей в непоследовательности политики перестройки в возможности поворота вспять иллюстрируют следующие анекдоты:




  • «Ты «Московские новости читал?» - «Нет а что?» - «Это не телефонный разговор».




  • Товарищ! Верь – пройдет она /Так называемая «гласность». /И вот тогда госбезопасность /Вспомянет наши имена.

Постоянной пищей для рождения анекдотов служат внешне- и внутриполитические события и акции правительства. Они дают благодатный простор для их сатирического обыгрывания причем реакция отражения почти мгновенна и аутентична. Как правило при этом используется прием гиперболизации отдельных деталей14 что вовсе не случайно. Дело в том что в обстановке кризиса или нелегких испытаний невозможно постоянно быть по отношению к ним постоянно серьезным ибо такое сверхнапряжение чревато фрустрацией. Смех анекдота в известных приделах снимает психологическую напряженность примиряет с несовершенством бытия.

Среди мероприятий осуществляемых Горбачевым и его соратниками наибольшее неприятие вызвала антиалкогольная кампания. Постоянно высмеивание особенно допущенных перегибов тоже чем-то предопределило ее провал т.к. налицо были глубокие расхождения между поставленными задачами и народными привычками:


  • Телеграмма из Сибири в ЦК. «Срочно пришлите водку. Народ протрезвел - спрашивает куда дели царя-батюшку».




  • В связи с усилением борьбы с пьянством и алкоголизмом вышло правительственное постановление о переименовании: города Винницы в город Соковицу бабочки «винный бражник» в «сокового трезвенника» «винной» ягоды в «соковую» ягоду художника Петрова-Водкина в Петрова-Лимонадова.




  • Премьер Рыжков15 встречается с рабочими:

  • при переходе к рынку придется поднять цену на водку до тридцати рублей. Будете покупать?

  • Будем.

  • А если за сто?

  • Будем.

  • А за сто пятьдесят?

  • Не пойдет: у нас зарплата – сто сорок.

Волну анекдотов породил острый экономический кризис конца 1980 - начала 1990-х гг. особенно дефицит продовольственных продуктов и товаров повседневного спроса. Эта ситуация обыгрывалась в самых разных вариациях:





  • Николая II наградили орденом Октябрьской революции за создание в России революционной ситуации а орден Трудового Красного Знамени не дали: не мог оставить продовольствия на каких-нибудь семьдесят лет.




  • Телеграмма президенту Рейгану16: «Узнали из «Правды» что 60 процентов американских граждан недоедают. Просим присылать нам все что они не доедают. Трудящиеся Советского Союза».




  • Только советской женщине дано поймать синюю птицу – достать в магазине курицу




  • Мяса нет сыра нет. Кругом посмотришь: и чего только у нас нет!




  • Объявление: «Сегодня в 17 часов по первой программе телевидения будет показан бутерброд с колбасой».




  • Донос в КГБ:

1970: Вчера мой сосед ел икру.

1980: Вчера мой сосед ел колбасу.

1990: Вчера сосед что-то ел.


  • Вововчка приходит из школы и просит ему дать рубль. Тот спрашивает зачем а Вовочка отвечает что у них в школе собирают деньги для голодающих детей Эфиопии. Однако отец отказался дать деньги. Через некоторое время Вовочка приходит и говорит что в школе снова собирают по рублю в помощь коммунистам Никарагуа. Тогда отец дал ему два рубля. Когда Вовочка принес их в школу то учительница спросила почему он принес два рубля а не один? - «А папочка сказал - отвечал Вовочка  - что раз уж в Никарагуа есть коммунисты то там наверняка  есть голодающие дети».




  • Лёня17 любимый / Открой свои глазки! /Нет ни сосисок у нас, /Ни колбаски!




  • СССР проиграл соцсоревнование с капитализмом. Кому вручать переходящее красное знамя?




  • Чукча сидит и горько плачет: «Ах какая нехорошая царь Александр II». – «Чукча чем же он плох?» – «Да-а Аляску американцам продал а про Чукотку забыл». (1990)



Очень своеобразно нашел в анекдотах отражение начальный этап перехода к рынку в СССР ставка на развитие в первую очередь кооперативных форм предпринимательской деятельности:





  • 1905 год – полицейские сажают революционеров. 1917 г. – революционеры сажают полицейских. 1937 г. – полицейские сажают революционеров. 1956 г. – революционеры сажают полицейских. 1989 г. – революционер на базаре продает яблоки. Подходят полицейские: «Слушай и стоило ради этого весь сыр-бор городить?».




  • Арендатор пишет заявление в исполком: прошу выдать мне подряд на охрану трех метров государственной границы.




  • «Хочешь кооперативный анекдот?». – «Давай». – «10 рублей вперед».

В них достаточно ясно читается настороженное отношение к нововведениям и наоборот то что десятилетия пропаганды о преимуществах социалистического хозяйствования оставили след в сознании советских людей.

Незамедлительно анекдоты откликнулись на обострение национального вопроса в СССР межнациональные столкновения. Уже в ноябре 1989 г. на внеочередной сессии в кулуарах Верховного Совета СССР популярной была шутка: «Советская республика – в кольце фронтов». В ней обыгрывался факт бурного процесса формирования различных общественно-политических фронтов и т.п. движений и конфронтации между ними. Еще более категорично об этом было сказано в одном из анекдотов:



  • Армянское радио спросили: «Как вы считаете вот сейчас в Прибалтике образуются фронты - Народные Интернациональные… Какой из них победит?» Армянское радио отвечает: «3-й Белорусский».

Ограниченные рамки статьи не позволяют проанализировать все богатство источникового потенциала перестроечных анекдотов. Тем не менее нельзя отрицать что политический анекдот дает возможность увидеть разнообразие мнений ценностных ориентиров и реакций народных масс в их реальном многообразии а не в официальном часто превратно искаженном толковании. Интерес для исследователя политический анекдот представляет как реалия повседневной жизни людей часть их ментальности. Преломляя и преосуществляя массовое отношение к абстрактным понятиям идеологического и политического лексикона деятельности политиков высмеивая пропагандистские штампы анекдоты позволяют увидеть какие настроения владели умами людей в конкретный момент времени и оценить реальную силу воздействия политических теорий на сознание масс.

Вот почему политические анекдоты следует привлекать в качестве исторического источника при исследовании социальной психологии и общественного сознания прошедших времён. В этом случае: «Взаимопроверка письменных документов и устных преданий дает объемное и точное видение истории».18

В связи с этим встает задача сбора и публикации политических анекдотов осуществляемой по подлинно научной методике. Предстоит изучить распространенность анекдотов в различных слоях населения общественных группах с разными социальными демографическими и культурными характеристиками разработать методы их источниковедческой критики. Решать эти задачи необходимо профессиональным историкам и архивистам во взаимодействии с представителями других наук - политологии социолингвистики психологии и пр. Только тогда политические анекдоты смогут войти в научный оборот наравне с другими историческими источниками.



1 Батуро Л., Соловей И. Мир смеется. 1000 лучших анекдотов мира. Сб.1 – Рига 1990; Анекдоты... Анекдоты? Анекдоты! Вып.1 - М., 1992; Советский анекдот (книга для взрослого читателя) - М., 1992; 10000 анекдотов. Вып.3 -М., 1992 и др.

2 Терц А. «Коммунизм - это Советская власть плюс эмиграция всей страны». //Родина. 1991. N8; Борев Ю.Б. Фарисея. – М.1992; Это просто смешно! Или Зеркало кривого королевства. Анекдоты: системный анализ синтез и классификация. /Автор вступительной статьи и составитель Л.А. Барский – М. 1994; Борев Ю.Б. История государства советского в преданиях и анекдотах. -М., 1995; Дмитриев А.В. Социология политического юмора. - М. 1998; Шмелева Е.А. Шмелев А.Д. Русский анекдот: Тест и речевой жанр – М. 2002; Борев Ю.Б. Власти-мордасти. - М. 2003.

3 Симонов П.В. Ершов П.М. Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. – М. 1989. С. 303.

4 Дмитриев А.В. Социология политического юмора. С. 56.

5 Борев Ю.Б. История государства советского в преданиях и анекдотах. - М., 1995. С. 5.

6 Это пожалуй самый первый появившийся анекдот про Горбачева.

7 Обыгрываются потуги Брежнева представлять себя провидцем и непогрешимым в делах управления страной и нетерпимое отношение к алкоголю Горбачева.

8 Медведев В.А. являлся членом ЦК КПСС в 1986-1990 гг. и секретарем по идеологии с 1988 г. Лигачев Е.К. – член Политбюро ЦК КПСС в 1985-1990 гг. до 1988 г. – секретарь по идеологии.

9 Шатров М.Ф. – автор популярных публицистических пьес на исторические темы среди которых была шедшая во время перестройки на сцене МХАТа «Диктатура совести». Переиначено пьесы А.М. Горького «Егор Булычев и другие».

11 Имеется в виду министр финансов и премьер-министр в 1988-1991 гг. Павлов В.С.

12 Он же.

13 Второй съезд народных депутатов СССР состоялся в 1989 г.

14 Это просто смешно! Или Зеркало кривого королевства. - М. 1994. С. 39.

15 Рыжков Н.И. в то время Председатель Совета Министров СССР.

16 Рейган Рональд – президент США в 1981-1989 гг.

17 Имеется ввиду Л.И. Брежнев.

18 Борев Ю.Б. История государства советского в преданиях и анекдотах. - М., 1995. С.4.


с. 1

скачать файл